г. Тула |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А09-5970/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Токаревой М.В. и Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., при участии от казенного предприятия Брянской области "Управление капитального строительства" - Батуриной О.В. (доверенность от 22.01.2013), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления физической культуры и спорта Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1033265003309, ИНН 3234016192) на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.07.2013 по делу N А09-5970/2012 (судья Прокопенко Е.Н.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Брянсктеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением (с учетом уточненных требований) к обществу с ограниченной ответственностью "ГРАН" о взыскании 263 606 рублей 78 копеек, в том числе 262 498 рублей 46 копеек долга и 1 108 рублей 32 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определениями суда от 29.11.2012, 29.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены казенное предприятие Брянской области "Управление капитального строительства", Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области.
Определением суда от 16.05.2013 произведена замена ответчика - ООО "ГРАН" на Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области, одновременно ООО "ГРАН" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Определением от 10.07.2013 в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена ответчика - Комитета его правопреемником - Управлением физической культуры и спорта Брянской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.07.2013 требования удовлетворены, судом с Управления физической культуры и спорта Брянской области в пользу ООО "Брянсктеплоэнерго" взыскано 263 606 рублей 78 копеек, в том числе 262 498 рублей 46 копеек долга и 1 108 рублей 32 копеек процентов. Судебный акт мотивирован доказанностью факта неисполнения обязательства по оплате тепловой энергии и правомерности начисления процентов за пользование чужими денежными средствами.
В апелляционной жалобе Управление просит вышеназванный судебный акт отменить. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что в спорный период (апрель 2012 года) Управление не являлось абонентом (потребителем) тепловой энергии на объекте, спортивный комплекс был передан в оперативное управление государственному автономному учреждению "Спортивный центр "Одисей". Податель жалобы обращает внимание, что договор на отпуск и потребление тепловой энергии между ООО "Брянсктеплоэнерго" и Управлением не заключался. Считает, что Общество не доказало объем поставленной тепловой энергии в спорный период.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Брянсктеплоэнерго" в апреле 2012 года осуществляло передачу тепловой энергии на объект - Спортивный комплекс с бассейном (первая очередь строительства), расположенный по адресу: Брянская область, п. Погар, ул.2-й квартал. Письменный договор в указанный период с фактическим потребителем не заключался. Истцом осуществлялась подача теплоэнергии в указанный период, однако ее оплата фактическим потребителем не производилась в полном объеме, в результате чего возникла задолженность по оплате теплоэнергии в сумме 262 498 рублей 46 копеек (согласно принятому судом уточнению).
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "Брянсктеплоэнерго" в арбитражный суд к ООО "ГРАН" с иском о взыскании задолженности.
Определением суда от 16.05.2013 произведена замена стороны ответчика ООО "ГРАН" на Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области (правопредшественник Управления физической культуры и спорта Брянской области).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в соответствии с Порядком передачи капитальных вложений, утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от 20.12.2010 N 1315, фактическим пользователем спорного объекта после его передачи заказчиком-застройщиком (ООО "ГРАН") являлся Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области, после правопреемства - Управление.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции в виду следующего.
Из материалов дела следует, что в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 21.01.2012 (т. 1, л. д. 36) заказчиком-застройщиком объекта - спортивный комплекс с бассейном (первая очередь строительства), расположенного по адресу: Брянская обл., п.Погар, ул.2-й квартал, являлось казенное предприятие Брянской области "Управление капитального строительства", подрядной организацией, выполнявшей строительно-монтажные работы на объекте, выступало ООО "ГРАН".
В соответствии с распоряжением Администрации Брянской области от 08.02.2012 N 103-р (т. 1, л. д. 93), казенное предприятие Брянской области "Управление капитального строительства" передало осуществленные капитальные вложения в сумме 76 222 594 рублей и документы, необходимые для регистрации права собственности Брянской области на завершенный строительством объект - спортивный комплекс с бассейном (первая очередь строительства), расположенный по адресу: Брянская обл., п. Погар, ул.2-й квартал, Комитету по молодежной политике, физической культуры и спорту Брянской области (правопредшественнику Управления физической культуры и спорта Брянской области).
Указанным распоряжением была установлена обязанность Комитета принять к учету указанный объект строительства и соответствующих документов, необходимых для регистрации права собственности Брянской области, а также осуществление по доверенности регистрации права собственности.
Названный объект завершенного строительства передан Комитету (правопредшественнику Управления) в соответствии с извещением от 09.02.2012 N 5 (т.1, л. д. 91) и актом приема-передачи объекта завершенного строительства от 09.02.2012 (т.1, л. д. 92).
Постановлением Администрации Брянской области от 20.03.2012 N 190, было создано государственное автономное учреждение "Спортивный центр "Одиссей", расположенное по адресу: Брянская область, Погарекий район, пгт. Погар, ул. 2-й квартал. Спортивный комплекс с бассейном, расположенный по вышеуказанному адресу в спорный период (апрель 2012 года) был закреплен за государственным автономным учреждением "Спортивный центр "Одиссей" на праве оперативного управления.
В Единый государственный реестр юридических лиц 02.04.2012 внесена запись о создании юридического лица - государственное автономное учреждение "Спортивный центр "Одиссей" (государственный регистрационный номерзаписи 1123256006565).
Право собственности на вышеуказанный объект недвижимости зарегистрировано 12.07.2012 за субъектом - Брянская область, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 32-АЖ N 061904.
Постановлением Правительства Брянской области от 29.04.2013 N 72-П, вышеуказанный объект недвижимого имущества передан из государственной собственности Брянской области в муниципальную собственность муниципального образования "Погарский район".
Таким образом в апреле 2012 спортивный комплекс с бассейном был закреплен за государственным автономным учреждением "Спортивный центр "Одиссей" на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах Управление не являлось абонентом (потребителем) тепловой энергии на объекте в спорный период, следовательно, не должно было нести бремя его содержания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13, пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Подключение осуществляется на основании договора на подключение к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации (пункт 1 настоящей статьи).
В соответствии с пунктами 7-9 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители.
Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными федеральным органом исполнительной власти.
В нарушение вышеперечисленных положений закона акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, а также расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии истцом не составлялся.
Представленные в обоснование своих требований акт сверки взаимных расчетов за период с ноября 2011 года по май 2012 года между ООО "Брянсктеплоэнерго" и ООО "ГРАН" и счет-фактуры от 30.04.2012 N СбТ-00013852 не являются ненадлежащими доказательствами как самого факта оказания услуг по теплоснабжению, так и количества поставленного ресурса и его стоимости.
В связи с вышеизложенным, оснований для удовлетворения иска ООО "Брянсктеплоэнерго" о взыскании с Управления 263 606 рублей 78 копеек, в том числе 262 498 рублей 46 копеек долга и 1 108 рублей 32 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда о взыскании с Управления физической культуры и спорта Брянской области в пользу ООО "Брянсктеплоэнерго" задолженности за поставленную теплоэнергию в сумме 263 606 рублей 78 подлежит отмене, исковые требования оставлению без удовлетворения.
Поскольку апелляционная жалоба Управления физической культуры и спорта Брянской области удовлетворены в полном объеме, при этом ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, то расходы на рассмотрение дела судом апелляционной инстанции подлежат взысканию с ООО "Брянсктеплоэнерго" в доход федерального бюджета на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 24.07.2013 по делу N А09-5970/2012 отменить.
Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Брянсктеплоэнерго" о взыскании с Управления физической культуры и спорта Брянской области задолженности за поставленную теплоэнергию в сумме 263 606 рублей 78 копеек, в том числе 262 498 рублей 46 копеек долга и 1 108 рублей 32 копейки процентов.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Брянсктеплоэнерго" (г. Брянск, ИНН 3250527250, ОГРН 1113256020360) в доход федерального бюджета 2 тысячи рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
М.В. Токарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5970/2013
Истец: МУП "Брянский городской водоканал", ООО "Брянсктеплоэнерго"
Ответчик: ООО "Жилкомсервис", Управление физической культуры и спорта Брянской области
Третье лицо: Казенное предприятие Брянской области "Управление капитального строительства", ООО "ГРАН"