г. Хабаровск |
|
18 октября 2013 г. |
Дело N А73-6432/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Хабаровский завод "Дальгидропресс": Чурилова И.В., представитель по доверенности от 14.01.2013; Юхимчук А.Н., директор, распоряжение от 05.12.2011 N 1213;
от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Васильев М.В., представитель по доверенности от 14.05.2013 3 01-30-4670; Гусев С.В., представитель по доверенности от 30.04.2013 3 01-30-4324;
от третьего лица Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровский завод "Дальгидропресс" на решение от 09.08.2013 по делу N А73-6432/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Шапошниковым В.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровский завод "Дальгидропресс"
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления от 10.06.2013 N 91-п по делу об административном правонарушении
третьи лица Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Хабаровский завод "Дальгидропресс" (далее - ОАО "Дальгидропресс", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственного инспектора Хабаровского края в области окружающей среды Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - Контрольное управление, административный орган) от 10.06.2013 N 91-п, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной по статье 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
К участию в деле привлечена Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура.
Решением суда от 09.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта совершения обществом административного правонарушения и наличии у административного органа оснований для привлечения его к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Дальгидропресс" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, дополнениями к апелляционной жалобе, в которых просит отменить решение суда первой инстанции, ввиду несоответствия выводов суда, обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие с уверенностью судить о событии вменяемого правонарушения, а также о наличии вины общества в его совершении, поскольку производственная деятельность предприятия прекращена.
Представитель общества, директор в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, просили отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Контрольное управление в представленном отзыве, его представители в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу и дополнения к ней без удовлетворения.
Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направила.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзыва, заслушав представителей, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с представителем Контрольного управления проведена проверка, в ходе которой 03.04.2013 выявлены нарушения законодательства об отходах производства, об охране окружающей среды, а именно: на территории цехов завода по адресу г. Хабаровск, ул. Гагарина, д. 22 корпус "В" отработанные ртутьсодержащие лампы хранятся навалом в доступных для посторонних лиц местах. На потолке в цехах висят незакрепленные отработанные, разрушенные ртутьсодержащие лампы. У ОАО "Дальгидропресс" отсутствует согласованный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Государственным инспектором Хабаровского края по охране природы М.В. Васильевым 09.04.2013 подготовлена информация по итогам проверки, приложением к которой являются фотоматериалы, оформленные фототаблицей.
Требованием от 15.04.2013 N 2-03-2013 генеральный директор ОАО "Дальгидропресс" Юхимчук А.Н. уведомлен о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ, назначенном на 17.04.2013 в 15-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Шевченко, 28 кабинет N 6.
17.04.2013 и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Егоровым А.В. в отношении ОАО "Дальгидропресс" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Постановление для рассмотрения направлено в Департамент Росприроднадзора по ДФО.
Определением от 26.04.2013 материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения в Контрольное управление.
Определением от 14.05.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10.06.2013 в 10-30 часов по адресу г. Хабаровск, ул. Пушкина, 46 каб. N 6.
Постановлением от 10.06.2013 ОАО "Дальгидропресс" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении требований, исходил из следующего.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частями 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (статья 51 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Частью 1 статьи 22 Закона об охране окружающей среды определено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Согласно статье 24 Закона об охране окружающей среды нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В нарушение указанных норм у ОАО "Дальгидропресс" отсутствует согласованный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Данное обстоятельство подтверждается пояснениями генерального директора общества Юхимчук А.Н., представленными в Хабаровскую межрайонную прокуратуру.
Кроме того, в соответствии с приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к 1 классу опасности (чрезвычайно опасные).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила).
Названные правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также физических лиц.
В соответствии с пунктом 4 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.
Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов (пункт 5).
Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару (пункт 7).
Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями (пункт 13).
Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (пункт 14).
Допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании (пункт 15).
В нарушение указанных норм на территории цехов, принадлежащих ОАО "Дальгидропресс" ртутьсодержащие лампы хранятся навалом в доступных для посторонних лиц местах.
Данное обстоятельство подтверждается представленными материалами -справкой государственного инспектора Хабаровского края по охране окружающей среды от 09.04.2013, фотоматериалами, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.04.2013.
Исходя из вышеизложенного, административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Вина общества заключается в непринятии всех возможных мер для недопущения правонарушения установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязательных требований в сфере организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения, хранения отходов производства, в том числе, ртутьсодержащих ламп.
Факт административных правонарушений и вина общества доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на утверждении о том, что Общество не осуществляет хозяйственную (предпринимательскую) деятельность по накоплению отходов, следовательно, не является субъектом правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку законодательно установленных оснований для ограничения субъектного состава лиц, осуществляющих деятельность по накоплению отходов, и субъектного состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, не имеется.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы построены на неправильном толковании норм действующего законодательства и по существу не влияют на правильность принятого судом первой инстанции решения.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данные административные правонарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, об отсутствии правовых оснований для отмены оспариваемого постановления.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.08.2013 по делу N А73-6432/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6432/2013
Истец: ОАО "Хабаровский завод "Дальгидропресс"
Ответчик: Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края, Правительство Хабаровского края
Третье лицо: Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура