г. Санкт-Петербург |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А56-19077/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бернат К.А.
при участии:
от истца: представитель Ульянов Д.С. по доверенности от 01.10.2012 г. N 01-152;
от ответчика: представитель Лисовский В.А. по доверенности от 20.05.2013 г. N 26;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19955/2013) ООО "Обуховоэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2013 г. по делу N А56-19077/2013 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы"
к ООО "Обуховоэнерго"
о взыскании неосновательного обогащения
установил:
ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Обуховоэнерго" (далее - истец) 5 365 653 руб. 23 коп. неосновательного обогащения.
Решением от 05.08.2013 г. исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом не отражен факт вхождения оборудования ответчика в состав Единой энергетической системы России; факт нахождения лица в Реестре не является безусловным доказательством наличия договорных отношений между истцом и ответчиком; сам факт включения ответчика в реестр не может служить относимым и допустимым доказательством факта оказания спорных услуг; требованию истца о взыскании неосновательного обогащения, возникшего по причине неоплаты оказанных ответчику услуг, должна корреспондировать обязанность истца по доказыванию факта оказания услуги, исходя из обязанностей истца в качестве исполнителя по договору.
01.10.2013 г. в апелляционный суд от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В настоящем судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, считает, что доказательств фактических договорных отношений представлено не было.
Истец по доводам апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Истец - ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" является специализированной организацией, единолично осуществляющей управление в пределах Единой энергетической системы России, ведет Реестр лиц, подлежащих обязательному обслуживанию ОАО "СО ЕЭС" при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
В период с 01.08.2010 г. по 31.12.2011 г. в реестр был включен Ответчик - ООО "Обуховоэнерго", 01.01.2012 г. ответчик был исключен из реестра, поскольку перестал соответствовать критериям пп. "в" п.2 Правил отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 14.02.2009 г. N 114(далее - Правила N 114).
Истец, указав, что в спорный период несмотря на отсутствие договора, оказывал ответчику услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения.
В соответствии с определениями, приведенными в статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), оптовый рынок электрической энергии - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка.
Розничные рынки электрической энергии - это сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.
Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике - оперативно-диспетчерское управление, осуществляемое в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих обязательным требованиям.
Пунктом 5 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172, (далее - Правила оптового рынка) предусмотрено, что поставщики электрической энергии и (или) мощности и покупатели электрической энергии и мощности участвуют в отношениях купли-продажи электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке после получения в установленном порядке статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке. При этом поставщики и покупатели заключают обязательные для участников оптового рынка договоры и совершают иные действия для осуществления поставки (покупки) электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Статьей 16 Закона N 35-ФЗ установлено, что услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике оказываются системным оператором на возмездной договорной основе.
Заключение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, отнесенными к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию, с системным оператором является обязательным для обеих сторон.
Обязательство по оплате оказываемых системным оператором услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики возникает с момента получения лицом, подлежащим обязательному обслуживанию при оказании таких услуг, права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке.
Правила N 114 устанавливают критерии и порядок отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Согласно пункту 3 упомянутых Правил к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию системным оператором при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, относятся получившие статус субъекта оптового рынка покупатели электрической энергии и мощности (за исключением организаций, осуществляющих покупку электрической энергии и (или) мощности исключительно для удовлетворения собственных и (или) хозяйственных нужд электростанций или для компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях).
По смыслу названных норм услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики оказываются системным оператором субъекту, получившему статус оптового покупателя.
Пунктом 6 Правил 114 установлено, что субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии относятся к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, в силу их соответствия критериям, предусмотренным пунктами 2-5 Правил 114.
В число услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике входят:
- услуги по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечение функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков;
- обеспечение надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что ООО "Обуховоэнерго" в спорный период обладал признаками субъекта электроэнергетики подлежащего обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Соответствие указанным критериям, по смыслу Закона об электроэнергетике, достаточно для возникновения у соответствующих субъектов электроэнергетики обязанности заключения с Системным оператором возмездного договора и оплаты услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
В соответствии с пунктом 3 Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 854 оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике осуществляется посредством централизованного круглосуточного и непрерывного управления взаимосвязанными технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, образующими в совокупности электроэнергетический режим Единой энергетической системы России (ЕЭС России).
Истец, указал в исковом заявлении, что "в связи с уклонением ответчика от заключения договора возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике 12.04.2012 г. на основании части 4 статьи 445 ГК РФ истец обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о понуждении ООО "Обуховоэнерго" к заключению договора (дело N А56-21386/2012).
В судебном заседании по делу N А56-21386/2012 ответчиком были представлены документы, подтверждающие изменение установленной мощности оборудования электростанции ТЭЦ ООО "Обуховоэнерго". Согласно Техническому акту от 28.12.2011 г. о перемаркировке турбоагрегата станц. N 1 электростанции ТЭЦ ООО "Обуховоэнерго"установленная мощность ТЭЦ ООО "Обуховоэнерго" с 01.01.2012 г. составила 24, 9 МВт.
Таким образом, ответчик перестал соответствовать критериям пп. "в" п.2 Правил обязательного обслуживания, в связи с чем, с 01.01.2012 г. ООО "Обуховоэнерго" было исключено из Реестра.".
В связи с этим договор не был заключен.
В спорный период услуги фактически оказывались, доказательств обратного ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил.
Суд первой инстанции с соблюдением положений статьи 71 АПК РФ оценил в совокупности представленные в материалы дела документы и в связи с отсутствием достаточных, относимых и допустимых доказательств доводов ответчика правомерно удовлетворил иск.
Решение от 05.08.2013 г. следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2013 г. по делу N А56-19077/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19077/2013
Истец: ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы"
Ответчик: ООО "Обуховоэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10883/13
17.10.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19955/13
05.08.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-19077/13