г. Москва |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А40-55353/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Топливо-заправочный сервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2013 по делу N А40-55353/2013, судьи Кузнецовой С.А. (106-335)
по заявлению ЗАО "Топливо-заправочный сервис" (ОГРН 1047746325709; 119027, г.Москва, Заводское шоссе, д. 19, стр. 1)
к Федеральной службе по тарифам (ОГРН 1047705032880; 109074, г.Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 1)
о признании недействительным приказа ФСТ России от 11.03.2013 N 232-Т
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Михеева И.Р. по доверенности 13.05.2013 N 9/13; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2013, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ЗАО "Топливо-заправочный сервис" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным приказа ФСТ России от 11.03.2013 N 232-Т "Об отсутствии оснований для прекращения регулирования деятельности субъекта естественных монополий"; обязании исключить ЗАО "Топливо-заправочный сервис" из реестра субъектов естественных монополий; прекратить в отношении предприятия режим государственного регулирования цен (тарифов).
При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого приказа требованиям ФЗ "О естественных монополиях", наличия соответствующих полномочий ответчика, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов Общества, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 17.02.2012 N 94-т "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" ЗАО "Топливо-заправочный сервис" включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел II "Услуги аэропортов" под регистрационным N77/2/13.
Приказом от 22.01.2013 N 5-Т/5 "О внесении изменений и дополнений в приложение 3 к приказу ФСТ России от 05.06.2012 N 137-Т и об утверждении тарифов на услуги в аэропорту Внуково, оказываемые ЗАО "Топливо-заправочный сервис" ФСТ России утверждены предельные максимальные тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, пользующихся услугами в аэропорту Внуково.
ЗАО "Топливо-заправочный сервис" 14.02.2012 обратилось с заявлением к ответчику о прекращении регулирования и исключении предприятия из реестра субъектов естественных монополий, что подтверждается штампом канцелярии ФСТ России в приеме документов от 18.12.2012.
ФСТ России было открыто дело о прекращении государственного регулирования деятельности в отношении заявителя, о чем был уведомлен заявитель Уведомлением от 20.12.12. N 4-12514.
На основании заключения Управления регулирования транспорта ФСТ России, в соответствии с процедурой рассмотрения дела о прекращении государственного регулирования деятельности в отношении ЗАО "Топливо-заправочный сервис", ФСТ России был принят приказ от 11.03.2013 N 232-Т "Об отсутствии оснований для прекращения регулирования деятельности субъекта естественных монополий".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе, услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива включены в перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
Статьей 12 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ предусмотрено, что орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них.
В силу п.п. 1, 5.3.2, 6.4 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 ФСТ России является, в том числе, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, к полномочиям которого, в том числе, относится: формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); принятие решений о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ, Положением о ФСТ России, приказом Службы от 13.10.2010 N 481-э был утвержден Порядок рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий и Перечень документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно п. 6 Порядка принятие решения о введении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий является основанием для принятия одного из следующих решений: о включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий; об исключении хозяйствующего субъекта из реестра субъектов естественных монополий - в случае прекращения регулирования деятельности субъекта естественной монополии по всем видам оказываемых им услуг в условиях естественной монополии.
Пунктом 27 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения документов, представленных для принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, определяется: наличие в собственности или на иных законных основаниях имущества, предназначенного для производства товаров (оказания услуг) в сферах, указанных в ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ о естественных монополиях; фактическое осуществление хозяйствующим субъектом деятельности на соответствующем товарном рынке в условиях естественной монополии.
При этом проводится анализ деятельности хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 78 Порядка открытие дела о прекращении регулирования и рассмотрение документов осуществляется на основании заявления хозяйствующего субъекта о прекращении регулирования.
Пунктом 87 Порядка предусмотрено, что профильное управление ФСТ России готовит заключение по делу о прекращении регулирования. В заключении должен содержаться, в том числе, анализ деятельности хозяйствующего субъекта, проведенный в соответствии с главой VI Порядка.
В порядке п. 87 Порядка профильным управлением ФСТ России - Управлением регулирования транспорта был проведен соответствующий анализ деятельности ЗАО "Топливо-заправочный сервис" и анализ наличия (отсутствия) состояния естественной монополии для рассматриваемого хозяйствующего субъекта в соответствии с п. 108 Порядка.
В соответствии с проведённым анализом рынка оказываемых услуг, распределением услуг по потребителям, а также стоимости услуг по заправке воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива ФСТ России установлено:
- в географических границах рынка - границах аэропорта Внуково, и в продуктовых границах рынка - обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранение авиационного топлива деятельность осуществляют два хозяйствующих субъекта ЗАО "Топливо-заправочный сервис" и ЗАО "Авиационно-заправочная компания";
- тарифы за обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и по хранению авиационного топлива, утвержденные приказами ФСТ России от 22.01.2013 N 5-т/5 и от 22.01.2013 N 6-т/6 соответственно для ЗАО "Топливо-заправочный сервис" и ЗАО "АЗК" в целях сохранения равных условий хозяйствования установлены на одном уровне и не препятствуют развитию конкуренции;
- в сфере оказания услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива суммарная доля услуг ЗАО "Топливо-заправочный сервис" очень значительна и составляет 89,6 %.
Каких-либо доказательств в опровержение факта, установленного проверкой, значительной доли в сфере оказания услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива на территории аэропорта Внуково, заявителем суду не представлено.
Таким образом, учитывая, что значительную долю услуг по заправке и хранению в аэропорту "Внуково", оказывается ЗАО "Топливо-заправочный сервис", ФСТ России был правомерно сделан вывод о том, что на момент рассмотрения данного обращения заявителя отсутствовали основания для принятия решения о прекращении государственного регулирования деятельности и исключении из Реестра субъектов естественных монополий на транспорте ЗАО "Топливо-заправочный сервис", оказывающего услуги в аэропорту Внуково.
Ссылка заявителя на то, что в рамках географических границ товарного рынка, на котором ЗАО "Топливо-заправочный сервис" осуществляет услуги, имеется конкуренция в части услуг, отнесенных к услугам субъектов естественных монополий, в связи с наличием ЗАО "Авиационно-заправочная компания" на данном рынке, является несостоятельной.
Так согласно протоколу совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сечина И.И. от 21.11.2011 N ИС-П9-25пр ФСТ России было поручено активизировать работу по выполнению ранее данных поручений Председателя Правительства Российской Федерации о: создании не менее двух топливно-заправочных комплексов в основных крупных аэропортах страны; переводе топливно-заправочных комплексов на выполнение исключительно услуг по хранению топлива по государственно регулируемым тарифам.
В соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 16.10.2012 N 1 ФСТ России было поручено: продолжать работу по установлению тарифов на хранение авиационного топлива и заправку воздушных судов, обеспечивающих выравнивание тарифов в аэропортах Российской Федерации; принять необходимые меры по недопущению необоснованного роста стоимости услуг по хранению авиатоплива топливно-заправочными комплексами, в том числе путем организации мониторинга на постоянной основе входной стоимости топлива и цены его реализации конечным потребителям (авиакомпаниям).
Таким образом, наличие второго участника на товарном рынке - границах аэропорта Внуково по оказанию услуг обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива, с учетом значительной доли товарного рынка, не может свидетельствовать о наличии оснований для прекращения регулирования деятельности субъекта естественных монополий.
Учитывая изложенное, оспариваемый приказ ФСТ России от 11.03.2013 N 232-Т "Об отсутствии оснований для прекращения регулирования деятельности субъекта естественных монополий", соответствует Федеральному закону "О естественных монополиях" и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.08.2013 по делу N А40-55353/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-55353/2013
Истец: ЗАО "Топливо-заправочный сервис", ЗАО Топливно-заправочный сервис
Ответчик: Федеральная служба по тарифам