г. Санкт-Петербург |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А42-2241/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Лебедевой Ю.И. по дов.от 15.10.2013 N 30
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18879/2013) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.07.2013 по делу N А42-2241/2013 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению ООО "ПРОДДЕКС"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
о признании недействительными постановлений
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПРОДДЕКС": г. Мурманск, ул. Шевченко, д. 36, ОГРН 1125190001980 (далее - заявитель, общество, ООО "ПРОДДЕКС") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными постановлений Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-западному федеральному округу: г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д. 6, лит. А (далее - административный орган, Управление) от 20.03.2013 N N 10-22/36, 10-22/37, 10-22/38, которыми общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ.
Решением от 16.07.2013 заявленные требования удовлетворены, постановления от 20.03.2013 N 10-22/36, N 10-22/37, N 10-22/38, вынесенные МУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу, о назначении административного наказания ООО "ПРОДДЕКС" признаны незаконными и отменены.
МУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.07.2013 по делу N А42-2241/2013 и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что у суда отсутствовали основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы в полном объеме. Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направило, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ПРОДДЕКС" осуществляет закупку, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей алкогольной продукции.
В результате контроля по вопросу соблюдения требований по порядку представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 4 квартал 2012 года административным органом было установлено, что общество несвоевременно - 11.03.2013 - представило в электронном виде декларацию об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по установленной форме.
11.03.2013 ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции составлен протокол N 10-22/38 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 20.03.2013 N 10-22/38 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 30 000 руб. штрафа.
Административным органом выявлено несвоевременное представление заявителем - 07.03.2013 - декларации в электронном виде об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012 года.
11.03.2013 ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции составлен протокол N 10-22/37 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 20.03.2013 N 10-22/37 общество признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 30 000 руб. штрафа.
Протоколом об административном правонарушении от 11.03.2013 N 10-22/36 Управлением зафиксирован факт несвоевременного представления в электронном виде декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012 года.
Постановлением от 20.03.2013 N 10-22/36 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, ООО "ПРОДДЕКС" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения, однако посчитал возможным освободить общество от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 2.9 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Управления, суд апелляционной инстанции признал жалобу административного органа не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Обязанность осуществлять учет и декларирование объема оборота этилового спирта установлена пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с пунктом 4 данной статьи Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
В соответствии с пунктом 10 Правил организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме перевозки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 8.
В силу пунктов 15-18 указанных Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью. Декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложением N 11 и N 12 к настоящим Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.
Факт несвоевременного представления трех соответствующих деклараций в электронном виде подтверждается материалами дела.
Порядок представления в электронном виде деклараций утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.09.2010 N 52н (далее - Приказ N 52н).
Согласно пункту 5.1 Приказа N 52н после подготовки каждой декларации в соответствии с утвержденным форматом руководитель (или уполномоченное лицо) организации подписывает ее ЭЦП и отправляет в зашифрованном виде в адрес Росалкогольрегулирования.
Пунктом 5.2 Приказа N 52н определено, что в течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций).
В соответствии с пунктом 5.3 Приказа N 52н при получении протокола форматно-логического контроля декларации организация устраняет ошибки, указанные в протоколе, и повторяет всю процедуру передачи декларации.
Пунктом 6 названного приказа определено, что датой представления деклараций по телекоммуникационным каналам связи является дата подтверждения ее получения контролирующим органом.
Материалами дела подтверждается, что обществом не представлены в установленный срок декларации N 6 об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, декларации N 7 об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, декларации N 8 об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012 года.
Из объяснений общества следует, что указанные декларации направлялись в МРУ Росалкогольрегулирования 20.01.2013, однако файлы деклараций не прошли контроль по техническим причинам. Данный факт не оспаривается административным органом.
Однако повторно в установленный срок декларации заявителем не направлялись. Спорные декларации представлены заявителем только после вызова на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ.
Как правильно указал суд первой инстанции, имея возможность для соблюдения установленного законом требования о предоставлении деклараций, общество не приняло всех необходимых мер по исполнению своей публично-правовой обязанности, не удостоверилось в том, что все отправленные им декларации успешно обработаны и приняты. Вместе с тем, информация о том, что три из четырех отправленных деклараций не приняты, была отражена еще в январе 2013 года, что позволяло обществу устранить ошибку и повторно передать декларации.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о наличии виновны ООО "ПРОДДЕКС" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.
Судом проверен порядок привлечения общества к административной ответственности и не выявлено нарушений, размер наказания соответствует санкции статьей 15.13 КоАП РФ, постановления о привлечении общества к административной ответственности вынесены в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, суд первой инстанции, признавал совершенное обществом правонарушение малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Как правильно указал суд первой инстанции, материалы дела не содержат доказательств неоднократного совершения обществом административных правонарушений в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Суд первой инстанции подробно проанализировал и оценил обстоятельства рассматриваемого дела в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учел при этом характер и степень общественной опасности административного правонарушения, отсутствие доказательств уклонения от исполнения обязанности, представление деклараций до вынесения постановлений, а также то, что действия заявителя не были направлены на сокрытие от уполномоченных органов сведений об обороте алкогольной продукции, пришел к обоснованному выводу о возможности квалификации допущенного обществом административного правонарушения как малозначительного.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда в указанной части.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что несвоевременное представление деклараций препятствует проведению эффективного контроля, суд апелляционной инстанции считает не обоснованным, так как доказательств того, что несвоевременное представление обществом деклараций в электронном виде привело к искажению отчетности, воспрепятствовало осуществлению полномочий органа Росалкогольрегулирования, Управлением не представлено.
Принимая во внимание, что подателем жалобы не представлено доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, нарушения норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не допущено, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены обжалуемого судебного акта у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.07.2013 по делу N А42-2241/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2241/2013
Истец: ООО "ПРОДДЕКС"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу