г. Пермь |
|
27 июня 2007 г. |
Дело N А71-9829/2006-Г16 |
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего Г.Л. Паньковой,
Судей Л.Ф. Виноградовой, Е.Е. Васевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Синельниковой Н.Г.
при участии в судебном заседании
от истца: Цветкова Г.Р.- дов. от 11.01.2007,
от ответчиков: не явились,
от 3 лиц: не явились,
рассмотрев в заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике на решение арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.03.2007 по делу N А71-9829/2006-Г16 /судья В.Н. Козленко/,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Удмуртской Республики с иском о взыскании солидарно 456 251,71 руб. в счет возмещения расходов от предоставления льгот по 50-процентной оплате жилья реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий за период с 01.04.2003 по 31.12.2004.
Определением от 12.01.2007 /л.д.1/ суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Управление социальной защиты населения и семьи Администрации города Глазова и Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.
Решением от 27 марта 2007 года арбитражный суд Удмуртской Республики иск удовлетворил частично, взыскал с казны Российской федерации - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Удмуртской республике в пользу МУП "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" 412 426 руб. 09. коп. убытков, в удовлетворении остальной части иска отказал, в иске к Министерству финансов Удмуртской Республики отказал.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике в решением суда не согласно по мотивам, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить и отказать в иске в полном объеме. Заявитель полагает, что компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Законом "О реабилитации жертв политических репрессий", должна осуществляться за счет средств субъектов РФ и местных бюджетов. Согласно отчету о финансировании расходов, связанных с реализацией закона о реабилитированных за 2004 год, задолженность погашена в полном объеме в сумме 906 тыс. руб. Истцом не доказано право на возмещение убытков, действия /бездействия/ Минфина РФ не обжалованы.
МУП "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" считает решение суда законным и обоснованным, изложило свои возражения на апелляционную жалобу в отзыве. По мнению истца, финансирование исполнение законов в форме субвенций предполагает, что льготы, установленные федеральным законодательством, должны финансироваться за счет федерального бюджета, а в случае установления дополнительных льгот органами государственной власти субъектов Российской Федерации - за счет средств этих субъектов Российской Федерации. Факт предоставления льгот подтвержден актами сверок с Управлением социальной защиты населения.
Министерство финансов Удмуртской Республики, Управление социальной защиты населения и семьи Администрации г.Глазова и Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст.ст.266,268 АПК РФ.
Статьями 16,17 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрено снижение /для репрессированных лиц и совместно проживающих членов их семей/ размера оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством, стоимости топлива, а также порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставление льгот, установленных специальными положениями, утверждаемыми правительством Российской Федерации.
Пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий /утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419/ установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанными пострадавшими, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
В силу требований постановлений Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334, 10.02.2003 N 85, 14.02.2004 N 80 предоставление субвенций, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основе сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
При таких условиях правильным является вывод суда первой инстанции о том, что затраты на оказание услуг льготным категориям граждан должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст.16,1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы /ст.1071 ГК РФ/.
Следовательно, Министерством финансов Российской федерации в порядке ст.65 АПК РФ должны быть представлены доказательства, что из федерального бюджета Российской Федерации в спорный период /01.04.2003 - 31.12.2004/ было выделено достаточно денежных средств для полного возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.
Как следует из акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2004 между истцом и Управлением социальной защиты населения /л.д.19/, в пользу истца имелась задолженность в сумме 456 251,71 руб., образовавшаяся в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг жертвам политических репрессий.
Наличие этой задолженности подтверждается также актами сверки расчетов по состоянию на 31.09.2005,20.09.2006 /л.д.20,21/.
Согласно отчету о финансировании расходов, связанных с реализацией Закона Российской федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" за 2003 задолженность федерального бюджета за отчетный период составляла 424,6 тыс.руб., в том числе 342,5 тыс.руб. за предоставление льгот по снижению оплаты жилья и коммунальных услуг /л.д.68/, а задолженность федерального бюджета перед бюджетами субъектов Удмуртской Республики предыдущих периодов составляла 33,4 тыс.руб., что отражено в пояснительной записке к отчету по форме 2-р по Удмуртской Республике за 2003 год /л.д.69/.
Как следует из отчета Министерства финансов Удмуртской Республики о финансировании расходов, связанных с реабилитацией Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" задолженность федерального бюджета за 2004 год по расходам по снижению размеров оплаты жилья и коммунальных услуг на 50 % составляла 475,9 тыс.руб.
Перечисленные в 2005 году из федерального бюджета Российской Федерации денежные средства в сумме 906 000 руб. в счет задолженности за предыдущие периоды полностью распределены по городам и районам Удмуртской Республики, что подтверждается уведомлением 3 846 от 26.07.2005, уведомлением о лимитах бюджетных обязательств бюджета Удмуртской Республики на 2005 год, уведомлением N 948 от 29.07.2005, реестром от 29.07.2005 к уведомлению N 948 от 29.07.2005 /л.д.76-79/.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.
Вместе с тем, переданные из федерального бюджета денежные средства не удовлетворили потребность истца для реализации федерального законодательства, установившего льготы.
Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение федерального закона, гарантирующего гражданам льготы, суд первой инстанции правомерно возместил истцу убытки за счет казны Российской Федерации на основании ст.ст.15,16,1071 ГК РФ.
Согласно п.2 ст.154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров /работ, услуг/ с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров, исчисленная из фактических цен их реализации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исключил из взыскиваемой суммы НДС и взыскал 412 426,09 руб. убытков.
Не состоятелен довод ответчика о том, что акты сверки /л.д.19-21/ противоречат друг другу. Согласно актам сверки взаимных расчетов между истцом и Управлением социальной защиты населения по договору N 04-2116 от 01.01.2004 /л.д.19,20/ задолженность в пользу истца по состоянию на 31.12.2004 и 31.03.2005 составляла соответственно 456 251,71 руб. и 470 205,40 руб. Ссылка в акте сверки на 20.09.2006 /л.д.21/ на иной договор N 05-3044 от 11.01.2005 /республиканский бюджет/ не опровергает факт наличия задолженности в сумме 456 251,71 руб.
Согласно п.12 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий /утв. Постановлением правительства РФ от 03.05.1994 N 419/ свидетельства о праве на льготы для такой категории лиц выдаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по их поручению комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованными в установленном законодательством порядке.
Акты сверки взаимных расчетов согласованы и подписаны главным бухгалтером и начальником Управления социальной защиты населения, из которых следует, что факт предоставления льгот подтверждается.
При этих условиях не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что истцом не представлены правоустанавливающие документы на категорию лиц, которым представлены льготы.
Поскольку отсутствовали основания для применения солидарной ответственности в соответствии со ст.322 ГК РФ/, суд первой инстанции установил надлежащего ответчика по спору и правомерно взыскал убытки за счет казны Российской Федерации. Отсутствие в тексте решения суда суждений о невозможности применения солидарной ответственности не является основанием для отмены решения в порядке ст.270 АПК РФ.
Не состоятельна ссылка ответчика на то, что казна Российской Федерации должна быть освобождена от ответственности на основании ст.401 ГК РФ ввиду отсутствия вины в причинении убытков, поскольку в силу ч.2 ст.401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательства.
Однако, ответчиком в нарушение требований ст.65 АПК РФ не представлено доказательств того, что перечисленные из федерального бюджета Российской Федерации денежные средства полностью удовлетворили потребности Удмуртской Республики, в том числе и истца, по реализации законодательства, установившего льготы для такой категории граждан.
Учитывая изложенное, решение суда отмене не подлежит.
Госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя согласно ст.110 АПК РФ и не подлежит взысканию в соответствии со ст.337.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266,268,269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.03.2007 по делу N А71-9829/2006-Г16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
Л.Ф.Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9829/2006
Истец: МУП "Жилищно-коммунальное управление" МО "Город Глазов"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Удмуртской Республики, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации УФК по УР, Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Управление социальной защиты населения г. Глазова, Управление социальной защиты населения и семьи Администрации г. Глазова
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2007 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3429/07