Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 апреля 2007 г. N 4750/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Тверской области (С.-Петербургское шос., 53а, г. Тверь, 170036) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 10.08.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 02.11.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-3097/2006 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2007 по тому же делу по иску Бежецкого муниципального предприятия городских электрических и тепловых сетей к Департаменту финансов Тверской области, Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании (с учетом уточнения) 50 902 рублей 33 копеек расходов, связанных с предоставлением в период с января по апрель 2005 года гражданам льгот по оплате тепло- и электроэнергии, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент социальной защиты населения Тверской области, Территориальный отдел социальной защиты населения Бежецкого района Тверской области.
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 10.08.2006, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены: с казны Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 50 902 рубля 33 копейки расходов. В иске к Тверской области в лице Департамента финансов Тверской области отказано.
При рассмотрении спора суды исходили из следующего.
Истец в 2005 году предоставлял гражданам льготы по оплате тепло- и электроэнергии в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.
Согласно статье 10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правого образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходных обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Судами установлено, что средства федерального бюджета получены Тверской областью и через Департамент социальной защиты и отделы социальной защиты населения муниципальных образований полностью распределены организациям, предоставляющим услуги по льготным ценам в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах". Между тем указанных средств оказалось недостаточно для компенсации расходов истца.
Поскольку перечисленных из федерального бюджета средств на возмещение указанных расходов в достаточном размере, как и доказательств нецелевого использования Тверской областью бюджетных средств не представлено, суд удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Заявитель (Минфин России) не согласен с вынесенными судебными актами, просит об их отмене, ссылаясь на нарушения норм материального права. По мнению заявителя, отсутствуют необходимые признаки для возмещения вреда.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено. Судами исследованы все обстоятельства по делу и представленные доказательства.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суды учитывали, что причинение убытков истцу непосредственно связано с бездействием Минфина России, выразившимся в невыделении денежных средств, необходимых и достаточных для возмещения расходов предприятиям в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Недополученные истцом в результате предоставления названных льгот расходы согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом и обоснованно взысканы судом за счет средств казны Российской Федерации.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что по состоянию на 17.08.2006 кредиторская задолженность федерального бюджета по жилищно-коммунальным услугам за 2005 год перед хозяйствующими субъектами Лихославльского района Тверской области полностью погашена, подлежит отклонению, поскольку доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, Минфином России не представлено и не было предметом рассмотрения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А66-3097/2006 Арбитражного суда Тверской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 10.08.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 02.11.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 апреля 2007 г. N 4750/07
Текст определения официально опубликован не был