г. Хабаровск |
|
18 октября 2013 г. |
Дело N А04-3312/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ТвТрейд": Кузьмина П.В., представителя по доверенности от 09.05.2013;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области на решение от 29 июля 2013 года по делу N А04-3312/2013 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Аныш Д.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТвТрейд"
к Министерству внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области
об оспаривании ненормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТвТрейд" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением о признании недействительным приказа Министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области (далее - министерство) от 26.04.2013 N 212-пр об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать министерство в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать ООО "ТвТрейд" лицензию на розничную торговлю алкогольной продукцией по заявленным адресам.
Оспариваемым приказом и уведомлением об отказе обществу отказано в выдаче лицензии со ссылкой на подпункт 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) в виду представления недостоверной информации, а именно, несоответствие типов объектов, заявленных на получение лицензии, действительному типу.
Обращаясь в суд за защитой нарушенного права, соискатель лицензии считает, что отказ в выдаче лицензии не мотивирован, не основан на нормах права. Пункт 3.2. Закона N 171-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению соискателем для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, сведения о типе объекта (объекты общественного питания, например, бар, кафе) не являются обязательными. Одним из объектов, указанных в заявлении на выдачу лицензии, указан магазин, не являющийся объектом общественного питания, вместе с тем в отношении него также отказано в выдаче лицензии.
Министерство ссылается на законность оспариваемого приказа и законность своих действий по оценке соответствия заявленных типов объектов действительным. В документах на получение лицензии обществом представлена недостоверная информация в отношении объектов общественного питания, расположенных в многоквартирных домах, что установлено в результате экспертизы. В связи с чем, обществу и отказано в выдаче лицензии.
Решением суда от 29 июля 2013 года требования заявителя удовлетворены, признан недействительным, как несоответствующим Закону N 171-ФЗ приказ Министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области от 26.04.2013 N 212-пр "Об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ООО "ТвТрейд"". Возложена обязанность на ответчика повторно рассмотреть заявление ООО "ТвТрейд".
Не согласившись с решением суда, Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить судебный акт и отказать заявителю в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе лицензирующий орган оспаривает выводы суда о том, что Закон N 171-ФЗ не предоставляет право давать оценку указанному соискателем лицензии объекту на предмет его отнесения к тому или иному объекту общественного питания. Ссылаясь на пункт 2 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ, указывает, что в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки. Предметом такой внеплановой выездной проверки соискателя лицензии, в том числе является соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В постановлении губернатора Амурской области от 26.10.2011 N 322 "О розничной продаже алкогольной продукции в Амурской области" установлены дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции и запрете розничной продажи алкогольной продукции пива на розлив в торговых объектах, расположенных в многоквартирных жилых домах. Недостоверность информации в представленных соискателем лицензии документах является основанием для отказа в выдаче лицензии. В связи с этим просит отказать заявителю в удовлетворении требований.
В рассмотрении апелляционной жалобы представители министерства участие не принимали, представитель общества в письменном отзыве и в судебном заседании суда апелляционной инстанции выразил согласие с принятым судебным актом, считая его законным и обоснованным.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по заявлению ООО "ТвТрейд" (ИНН 2801169764) о выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции приказом министерства ВЭСТиП Амурской области от 15.04.2013 N 171-пр назначено проведение внеплановой выездной проверки.
В качестве правовых оснований проведения внеплановой выездной проверки указаны: Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, постановление губернатора Амурской области от 26.10.2011 N 322 "О розничной продаже алкогольной продукции в Амурской области", цель проверки - соответствие лицензионным требованиям представленных документов и заявленных объектов общественного питания и розничной торговли (адрес, принадлежность, размер площадей, соответствие заявленной деятельности).
В ходе проверки проведено экспертное исследование типа заявленных объектов общественного питания - баров "Пивоваровъ", расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. Кантемирова, 16/1, ул. Лазо, 55, ул. Мухина, 29.
В результате чего установлено, что типы предприятия общественного питания не отвечают квалификационным признакам соответствующего типа (класса) предприятия согласно требованиям ГОСТ Р 50762-2007 (акты ООО "Экспертно-консалтинговый центр Амур-Тест"от 16.04.2013 N N 1, 2, 3).
В соответствии со статьей 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностным лицом министерства составлен акт по установленной форме.
В указанном акте проверки от 16.04.2013 N 2 указано, что нарушений обязательных требований или требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, не установлено. При этом выводы эксперта о несоответствии заявленного типа предприятия общественного питания (бар) квалификационным признакам соответствующего типа (класса) предприятия в акте не отражены, нет в акте и выводов в отношении соответствия или несоответствия лицензионным требованиям типа объекта розничного торговли - магазина "Пивоваровъ", расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Пушкина, 49.
На основании указанных документов, приказом министерства ВЭСТиП Амурской области от 26.04.2013 N 212-пр ООО "ТвТрейд" отказано в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на основании выявления в представленных документах недостоверной информации.
В уведомлении от 29.04.2013 об отказе в выдаче лицензии, направленном в адрес ООО "ТвТрейд", указано, что основанием принятого решения является выявление в представленных документах недостоверной информации (подпункт 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ), а именно несоответствие типов объектов, заявленных на получение лицензии действительному типу.
Оспаривая законность приказа министерства ВЭСТиП Амурской области от 26.04.2013 N 212-пр, ООО "ТвТрейд" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая решение в пользу заявителя, суд первой инстанции согласился с доводами заявителя, что Законом N 171-ФЗ не установлена обязанность соискателя лицензии иметь в наличии действующий объект общественного питания на момент обращения с заявлением, предполагающим розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 19 указанного Федерального закона предусмотрено только представление в лицензирующий орган документов, подтверждающих наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Обязательное представление документов, подтверждающих намерение соискателя лицензии осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в том или ином обособленном подразделении при оказании услуг общественного питания, в законе не указано, как не указано, какими документами должны подтверждаться данные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ лицензионный контроль производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции в соответствии с положениями указанного закона.
В Амурской области уполномоченным на выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории области и осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции является Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области (постановление губернатора Амурской области от 26.10.2011 N 322 "О розничной продаже алкогольной продукции в Амурской области").
Согласно Положению о министерстве, утвержденному постановлением губернатора области от 11.07.2011 N 224, Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области осуществляет выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведет государственную регистрацию выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий (пункт 3.27); осуществляет лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции (пункт 3.29).
Документы, представляемые организациями в лицензирующий орган для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, перечислены в пункте 3.2 статьи 19 Закона N 171-ФЗ.
К ним, в частности, относятся документы, подтверждающие наличие у организации производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (подпункт 12 указанного пункта).
Те же требования по представлению документов, подтверждающих наличие у организации производственных и складских помещений, содержатся в разделе 2.6 Административного регламента министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области предоставления государственной услуги "лицензирование розничной продажи алкогольной продукции", утв. приказом министерства от 05.04.2013 N 156-пр.
Указанные документы представляются в целях подтверждения соответствия организации, обратившейся за получением лицензии, лицензионным требованиям.
При этом в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры Закона N 171-ФЗ).
Основанием для проведения проверки соискателя лицензии в соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ является представление в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии (пункт 3 указанной статьи).
Предметом документарной и (или) внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона (пункт 4 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ).
Кроме того, предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата является соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности (пункт 5 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 19 Закона N 171-ФЗ установлено, что документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Так, экспертизе подлежат документы, указанные в пункте 3.2 статьи 19 Закона N 171-ФЗ, а именно, документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
С учетом приведенных норм права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что министерством на законных основаниях в пределах своих полномочий проведена внеплановая выездная проверка соответствия лицензионным требованиям помещений, которые предполагается использовать соискателем лицензии при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Представленные обществом документы, подтверждающие наличие у организации помещений в собственности или в аренде, правомерно подвергнуты экспертизе.
Согласно пункту 5 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (Правила), продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.
Техническое регулирование различных сфер деятельности, в том числе общественного питания, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" путем установления, применения и исполнения обязательных требований к осуществлению работ (технических регламентов, санитарных правил и норм (СанПиН)) и требований, которые исполняются на добровольной основе (национальных стандартов, стандартов организаций и сводов правил). Указанные документы составляют систему технического регулирования.
ГОСТ Р 50762-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст) устанавливает классификацию предприятий общественного питания по следующим типам: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии.
Из пункта 4.4. ГОСТ Р 50762-2007 следует, что бар - предприятие общественного питания, оборудованное барной стойкой и реализующее в зависимости от специализации алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, коктейли, холодные и горячие закуски и блюда в ограниченном ассортименте, покупные товары.
В постановлении губернатора Амурской области от 26.10.2011 N 322 "О розничной продаже алкогольной продукции в Амурской области" установлены дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции и запрете розничной продажи алкогольной продукции пива на розлив в торговых объектах, расположенных в многоквартирных жилых домах.
Как установлено, типы предприятия общественного питания не отвечают квалификационным признакам соответствующего типа (класса) предприятия согласно требованиям ГОСТ Р 50762-2007 (акты ООО "Экспертно-консалтинговый центр Амур-Тест"от 16.04.2013 N N 1, 2, 3).
Вместе с тем, решая вопрос о законности оснований для отказа министерством в выдаче лицензии, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Пунктом 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ определены основания для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензирующим органом, а именно: 1) выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации; 2) нарушение требований статьи 8 настоящего Федерального закона; 3) наличие задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов; 4) несоответствие производственных и складских помещений, стационарных торговых объектов заявителя, осуществляющего производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, требованиям пожарной безопасности (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), экологическим требованиям, которое подтверждено заключением соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти; 5) наложение органом, осуществляющим государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на принадлежащее заявителю основное технологическое оборудование для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ареста в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении; 6) несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.
Раздел 2.8 Регламента также содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги: 1) выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации; 2) наличие задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов; 3) несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным положениями настоящего Федерального закона.
Результатом предоставления государственной услуги является подписание министерством либо лицом, исполняющим его обязанности, в том числе лицензия и решение о розничной продаже алкогольной продукции, либо решение и уведомление об отказе в выдаче лицензии алкогольной продукции (пункт 2.3 Регламента).
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается министерством в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов, в случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок может быть продлен (пункт 2.4 Регламента).
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Как следует из содержания оспариваемого приказа и уведомления об отказе в выдаче лицензии, в выдаче лицензии отказано со ссылкой на подпункт 1 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в связи с выявлением в представленных документах недостоверной информации.
Проанализировав содержание акта проверки от 16.04.2013, представленного министерством и составленного по результатам проверки в соответствии со статьей 16 Закона N 294-ФЗ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отказа в выдаче лицензии по указанному выше основанию.
Статьей 16 Закона N 294-ФЗ установлено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт (часть 1); в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (пункт 7 части 2).
В акте проверке от 16.04.2013 нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не установлены, результаты экспертного заключения ООО "Экспертно-консалтингового центра Амур-Тест" в таком акте не отражены. В акте указано, что "тип предприятия общественного питания - баров по адресам: ул. Кантемирова, 16/1, ул. Мухина, д. 29, ул. Лазо, д. 55 - подтверждение в соответствии с документами, подготовленными ООО "Экспертно-консалтингового центра Амур-Тест"". В отношении объекта розничной торговли в акте проверки выводы министерства вообще отсутствуют.
Министерством не указано в чем заключается недостоверность сведений в представленных обществом документах. Несоответствие планируемого к использованию объекта общественного питания установленным лицензионным требованиям, на что ссылается министерство в апелляционной жалобе, не подтверждает недостоверность сведений, а является самостоятельным основанием для отказа в выдаче лицензии.
Таким образом, представленные министерством в материалы дела доказательства не подтверждают наличие оснований, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ, для отказа в выдаче лицензии, послуживших причиной издания оспариваемого ненормативного правового акта (в отношении каждого заявленного территориально обособленного объекта).
В связи с этим, оспариваемый приказ является незаконным и нарушает права заявителя, в соответствии со статьей 201 АПК РФ указанное обстоятельство является основанием для принятия решения об удовлетворении требований заявителя.
Способ устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, выбранный судом первой инстанции, соответствует предмету спора. Министерство обязано повторно рассмотреть заявление ООО "ТвТрейд" от 05.03.2013 (регистрационный N 71) о выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции с учетом предписаний Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя о признании оспариваемого приказа недействительным, апелляционная жалоба министерства заявлена необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 29 июля 2013 года по делу N А04-3312/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3312/2013
Истец: ООО "ТвТрейд"
Ответчик: Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области