г. Санкт-Петербург |
|
18 октября 2013 г. |
Дело N А56-20184/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Аносовой Н.В.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца (заявителя): Шевелев С.Э. по доверенности от 30.09.2013, Босенко Ю.Б. по доверенности от 30.09.2013, Мехина Е.Ю. по доверенности от 27.01.2012,
от ответчика (должника): Кобанцева В.С. по доверенности от 11.09.2013, Мануйлова О.П. по доверенности от 11.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16337/2013) Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2013 по делу N А56-20184/2013 (судья Воробьева Ю.С.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "АНТАРЕС-Стройинвест"
к Комитету по строительству Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АНТАРЕС-Стройинвест" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по строительству Санкт-Петербурга (далее - Комитет, заинтересованное лицо), выразившегося в отсутствии издания в установленный нормативно-правовыми актами срок распоряжения о продлении срока строительства многофункционального медицинского и оздоровительного центра на земельном участке, расположенном по адресу: Курортный район, г. Зеленогорск, Приморское шоссе, участок 2 (юго-западнее пересечения со Спортивной ул.) и об обязании Комитета устранить допущенные нарушения путем подготовки и выпуска распоряжения о продлении на 15 месяцев срока строительства указанного выше многофункционального медицинского и оздоровительного центра.
Решением суда от 07.06.2013 требования Общества были удовлетворены. Бездействие Комитета, выразившееся в не принятии решения о продлении Общества срока строительства многофункционального медицинского и оздоровительного центра на земельном участке, расположенном по адресу: Курортный район, г. Зеленогорск, Приморское шоссе, участок 2 (юго-западнее пересечения со Спортивной ул.) признано незаконным. Суд обязал Комитет принять решение о продлении Обществу на 15 месяцев срока строительства вышеуказанного многофункционального медицинского и оздоровительного центра.
Не согласившись с указанным решением, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, действующим законодательством не предусмотрена обязанность Комитета по продлению сроков реализации инвестиционных проектов, осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга; непринятие Комитетом решения о продлении сроков строительства не нарушает права и законные интересы Общества, поскольку не влечет изменения правоотношений в рамках инвестиционного договора.
Распоряжением Председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 в соответствии с частью 3 статьи 18 АПК РФ, ввиду длительного отсутствия судьи Горбик В.М. вследствие болезни, настоящее дело передано в производство судьи Аносовой Н.В.
В судебном заседании представитель Комитета доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Общества против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, установлено судом, во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2009 N 1518 "О проектировании и строительстве многофункционального медицинского и оздоровительного центра по адресу: Курортный район, г. Зеленогорск, Приморское шоссе, участок 2 (юго-западнее пересечения со Спортивной ул.)" (далее - постановление Правительства N 1518) между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и Обществом заключен Договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях N 19/ЗКС-01328 от 09.02.2010 (далее - Договор аренды).
Согласно условиям Договора аренды Обществу передан во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером N 78:38:22406:9, общей площадью 43 785 кв.м., расположенный по адресу: Курортный район, г. Зеленогорск, Приморское шоссе, участок 2 (юго-западнее пересечения со Спортивной ул.) (далее - Земельный участок) для осуществления инвестиционного проекта по проектированию и строительству Объекта.
Постановлением Правительства N 1518 и п. 5.2 Договора аренды установлены сроки реализации инвестиционного проекта: первый этап (разработка, согласование, утверждение проектной документации) - до 19.12.2010, второй этап (строительство и ввод Объекта в эксплуатацию) - до 18.11.2012.
19.10.2012 Обществом получено разрешение на строительство Объекта N 78-10018520-2012, выданное Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, сроком действия до 18.11.2012. Первоначальный срок действия указанного разрешения на строительство Объекта был установлен до 18.11.2012, 06.12.2012 срок действия продлен до 30.06.2014.
В срок до 18.11.2012 Общество не реализовало инвестиционный проект и не завершило строительство Объекта, что подтверждено отчетом Общества по состоянию на 14.11.2012, переданным в Комитет 15.11.2012, представление которого в Комитет предусмотрено п. 6.2.14 Договора аренды.
21.09.2012 Общество обратилось в Комитет с заявлением о продлении срока строительства на 15 месяцев.
27.12.2012 на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга был согласован вопрос о необходимости продления срока реализации инвестиционного проекта по строительству Объекта, что было зафиксировано в протоколе совещания у вице-губернатора Санкт-Петербурга по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования N 413 от 27.12.2012.
Указанные обстоятельства, по мнению Общества, в силу раздела 5 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение) и в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства в сфере строительства и реконструкции породили обязанность Комитета по принятию решения о продлении срока строительства, реконструкции, приспособления для современного использования объекта недвижимости, предоставленного для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования или о подготовке правового акта о признании утратившим силу правового акта исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования.
Ссылаясь на то, что Комитет в установленном нормативном правовом акте порядке ни одно из указанных выше решений не принял, Общество, полагая свои права и законные интересы нарушенными, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования заявителя обоснованными и удовлетворил их.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при внесении изменений в акты исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, приспособления для современного использования и признании их утратившими силу регламентирован в разделе 5 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для совместного использования, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение).
Непосредственно алгоритм действий Комитета и сроки принятия соответствующих решений закреплены в п.п. 5.1 и 5.3 Положения. Одновременно обязанности Комитета при принятии данных решений зафиксированы и в разделе 2 Административного регламента Комитета по исполнению государственной функции по принятию решений о необходимости продления сроков строительства, утвержденного распоряжением Комитета от 02.07.2012 N 85 (далее - Регламент).
Исходя из анализа положений пунктов 5.1.,5.2.,5.3 Положения и пунктов 1.5.7, 2.2.3.3. Регламента, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основными критериями для принятия Комитетом решения о продлении сроков строительства объектов недвижимости являются объем выполненных инвестором строительных работ по объекту недвижимости, предоставленному для строительства, в процентном соотношении - более или менее 10 процентов, а также надлежащее исполнение инвестором обязательств за исключением сроков строительства.
Признавая заявленные Обществом требования подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции исходил из того, что объем выполненных Обществом строительных работ на объекте как по состоянию на 18.11.2012, так и на момент рассмотрения спора, составил более 10 процентов, а также надлежащего исполнения Обществом обязательств по Договору аренды за исключением сроков строительства, что не противоречит условиям Положения. В связи с чем, Комитет в срок до 08.01.2013 был обязан принять решение о необходимости продления срока строительства объекта недвижимости без внесения изменений в акт исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования путем подготовки и издания в установленном порядке правового акта Комитета по строительству о необходимости продления срока строительства объекта недвижимости. Основания для применения условий п. 5.3.1. Положения у Комитета отсутствовали.
Апелляционный суд соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, доводы жалобы не опровергают их законности.
В данном случае, согласно сведениям об объекте, содержащимся в приложении N 7 к Договору аренды (форма отчетности арендатора по договору аренды) по состоянию на 14.11.2012, справке технического заказчика - ООО "ПИОНЕР-ИНВЕСТ" объем выполненных Обществом строительных работ на Объекте на 18.11.2012 составил более 10 процентов. Кроме того, согласно отчету по состоянию на 15.04.2013 Обществом увеличены объемы выполненных работ: по земляным работам - до 70%, по фундаменту - до 80%, по каркасу - до 60%. При этом, указанные отчеты, представленные Обществом в Комитет во исполнение п. 6.2.14 Договора аренды, приняты Комитетом без замечаний.
Сведения же относительно объема выполненных работ, содержащиеся в аналитических справках Комитета от 16.11.2012 N 934 и от 05.03.2013 N 177, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку сведения из аналитических справок противоречат сведениям, на основании которых составлены эти аналитические справки, а именно сведениям, содержащимся в отчете Общества, представленном в Комитет во исполнение п. 6.2.14 Договора аренды. Сведений о том, каким образом Комитет пришел к выводу о выполнении Обществом работ в объеме менее 10%, а также иных доказательств в подтверждение указанного объема, суду не представлено, при том, что бремя доказывания этого обстоятельства в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на Комитет.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что несоблюдение срока реализации инвестиционного проекта имело место по вине заявителя. В частности это обстоятельство могло бы подтверждаться заключением, подтверждающим надлежащее (ненадлежащее) исполнение обязательств со стороны инвестора, подготовка которого входит согласно пункту 5.2 Положения в компетенцию КУГИ Санкт-Петербурга. Заключение КУГИ СПб, которое свидетельствовало бы о наличии вины инвестора в неисполнении инвестиционного проекта, в материалах дела отсутствует.
Заявителем, напротив, в материалы дела представлены доказательства того, что одной из причин невозможности реализации проекта в установленные сроки явилось, в том числе, нарушение сроков рассмотрения заявлений Общества Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга и Северо-Западным управлением Федерального агентства по рыболовству, подтверждением чего служат письма от 28.06.2012 исх. N 01-10-3932/12 и от 21.05.2012 исх. N2776-ВС/702, а также судебные акты Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2012 по делам NN А56-21399/2012, А56-21952/2012.
Таким образом, Комитету следовало в своих действиях руководствоваться пунктом 5.3.2.3 Положения, согласно которому в случае если необходимо продление срока строительства объекта недвижимости, предоставленного для строительства, в целях завершения строительства и обеспечения ввода в эксплуатацию объекта недвижимости на срок, не превышающий пятнадцати месяцев, а также надлежащего исполнения обязательств со стороны инвестора Комитет по строительству принимает решение о необходимости продления срока строительства объекта недвижимости без внесения изменений в акт исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования путем подготовки и издания в установленном порядке правового акта Комитета по строительству о необходимости продления срока строительства, реконструкции, приспособления для современного использования объекта недвижимости).
Учитывая, что Комитет не доказал, что непринятие решения о необходимости продления Обществу срока строительства Объекта без внесения изменений в акт исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования путем подготовки и издания в установленном порядке правового акта Комитета по строительству о необходимости продления срока строительства объекта недвижимости является правомерным, Общество соответствует условиям, предусмотренным нормами Положения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Комитет допустил незаконное бездействие, что повлекло нарушение прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и удовлетворил требования заявителя.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2013 по делу N А56-20184/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по строительству Санкт-Петербурга без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий |
Н.В. Аносова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20184/2013
Истец: ООО "АНТАРЕС-Стройинвест"
Ответчик: Комитет по строительству
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11039/13
18.10.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16337/13
07.06.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-20184/13