г. Санкт-Петербург |
|
18 октября 2013 г. |
Дело N А26-9459/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Сериковой И.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.,
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: Кораблева Т.В. (доверенность от 12.07.2013 г.), Демидов Д.Н. (доверенность от 07.12.2012 г.)
от 3-го лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2632/2013) Администрации Сортавальского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.12.2012 г. по делу N А26-9459/2012 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия
к Администрации Сортавальского муниципального района
3-е лицо: ГБУЗ "Сортавальская ЦРБ"
о взыскании,
установил:
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Сортавальского муниципального района (далее - Администрация) о взыскании 5 134 500 руб. задолженности по соглашению о возмещении просроченной кредиторской задолженности.
Определением от 30.10.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Сортавальская центральная районная больница" (далее - Учреждение).
Решением от 12.12.2012 г. иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой. В обоснование апелляционной жалобы и письменных дополнениях к ней Администрация ссылается на то, что к Администрации неправомерно применены нормы статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации; соглашение, заключенное между Министерством и Администрацией, ничтожно, поскольку противоречит статьям 78.1, 38.1, части 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
Определением апелляционного суда от 12.08.2013 г. производство по настоящему делу приостановлено в порядке ст.ст. 130, 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы по делу А26-9776/2012.
В судебном заседании 10.10.2012 г. производство по делу возобновлено и рассмотрение апелляционной жалобы продолжено по существу. Представители Администрации апелляционную жалобу поддержала, доводы жалобы подтвердили. Министерство, ГБУЗ "Сортавальская ЦРБ" о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 154 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) на основании Решения Сортавальского муниципального района от 02.11.11 N 209 "Об утверждении перечней имущества, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности в государственную собственность Республики Карелия" Правительством Республики Карелия принято распоряжение от 30.12.11 N 826р-П.
Пунктом 1 Распоряжения утвержден перечень муниципальных учреждений как имущественных комплексов, передаваемых из муниципальной собственности Сортавальского муниципального района в государственную собственность Республики Карелия. В указанный перечень включено муниципальное учреждение "Центральная районная больница" Сортавальского муниципального района.
Согласно пункту 3 Распоряжения право государственной собственности Республики Карелия на передаваемое имущество возникает с даты подписания передаточного акта.
Пунктом 4 муниципальное учреждение "Центральная районная больница" Сортавальского муниципального района переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Сортавальская центральная районная больница".
Согласно пункту 6 Распоряжения Министерству предписано совместно с Администрацией подписать передаточный акт и соглашение, в котором должны быть предусмотрены обязательства Администрации по погашению просроченной кредиторской задолженности муниципального учреждения "Центральная районная больница" Сортавальского муниципального района по состоянию на 1 января 2012 года, а также по перечислению на лицевые счета Учреждения, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Карелия доходов, полученных указанным муниципальным учреждением в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты подписания передаточного акта.
В соответствии с п. 6 Распоряжения между Министерством и Администрацией заключено соглашение. Согласно пункту 1 Соглашения размер просроченной кредиторской задолженности Учреждения по состоянию на 1 января 2012 года определяется актом сверки просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2012 года, формирование которго осуществляется на основании актов сверок Учреждения и его кредиторов по состояние на 1 января 2012 года. Стороны обязались подписать акт сверки не позднее 31 января 2012 года.
В соответствии с пунктом 2 Соглашения администрация несёт субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения, возникшим до момента передачи Учреждения из муниципальной собственности Муниципального района в государственную собственность Республики Карелия.
Согласно пункту 3 Соглашения при наличии у Учреждения по состоянию на 1 января 2012 года просроченной кредиторской задолженности Администрация обязуется предусмотреть в бюджете Муниципального района на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов и обеспечить предоставление не позднее 1 сентября 2012 года Учреждению субсидии на иные цели в размере просроченной кредиторской задолженности Учреждения, определяемой в соответствии с пунктом 1 Соглашения.
В соответствии с пунктом 6 Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения Сторонами обязательств, принятых на себя в соответствии с Соглашением.
Согласно акту сверки просроченной кредиторской задолженности, образовавшейся за счёт средств бюджета Сортавальского муниципального района по состоянию на 1 января 2012 года по муниципальному учреждению здравоохранения "Центральная районная больница Сортавальского муниципального района", подписанному сторонами Соглашения, размер просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2012 года, подлежащей оплате за счёт средств бюджета Сортавальского муниципального района, составляет 5 134,5 тыс. руб.
Со стороны Министерства акт сверки подписан 30.01.12, со стороны Администрации - 10.02.12 (л.д.15).
Соглашение сторон не содержит даты его заключения. Учитывая, что акт сверки расчётов, упоминание о котором содержится в пункте 1 Соглашения, подписан со стороны Администрации 10.02.2012, суд пришел к выводу о заключении Соглашения не позднее указанной даты.
Передаточный акт о передаче Больницы из муниципальной собственности в республиканскую, составленный на основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.11 N 826р-П, подписан 1 января 2012 года.
На основании пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ с указанной даты возникло право государственной собственности Республики Карелия и прекратилось право муниципальной собственности на Учреждение.
Неисполнение Администрацией обязательств по Соглашению послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными по праву и размеру.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчика и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Исходя из указанных норм, суд первой инстанции правильно указал, что в период нахождения в муниципальной собственности Учреждение по типу организационно-правовой формы являлось бюджетным.
В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) введена в действие статья 9.2 Закона N 7-ФЗ, действующая на момент перехода права собственности Учреждения из муниципальной в государственную.
Пунктом 13 статьи 33 Закона N 83-ФЗ предусмотрен переходный период - с 01.01.2011 по 01.07.2012.
Согласно пунктам 3, 6 статьи 9.2 Закона N 83-ФЗ деятельность муниципального бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений (пункт 7 Закона N 83-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 9.2 Закона N 83-ФЗ порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Порядок финансового обеспечения муниципальных бюджетных учреждений для выполнения ими муниципального задания путем предоставления им субсидий из местного бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением муниципального задания, установлен пунктом 6 статьи 33 Закона N 83-ФЗ.
На переходный период форма финансового обеспечения деятельности муниципальных бюджетных учреждений в силу подпункта 1 пункта 16 статьи 33 Закона N 83-ФЗ устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления путем предоставления субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ или на основании бюджетной сметы с учетом особенностей, установленных частью 19 настоящей статьи.
По смыслу подпункта 1 пункта 19 статьи 33 Закона N 83-ФЗ в переходный период муниципальным бюджетным учреждениям из муниципального бюджета предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ) и на иные цели.
Таким образом, исходя из указанных норм, деятельность Учреждения до передачи его в государственную собственность Республики Карелия должна была финансироваться собственником имущества Учреждения - Сортавальсикм муниципальным районом, в связи с чем доводы жалобы со ссылкой на то, что акты сверки задолженности не являются доказательством наличия недофинансирования Учреждения в период нахождения его в муниципальной собственности, отклонены апелляционным судом.
Кроме того, на основе указанных актов между Министерством и Администрацией и было заключено Соглашение, которым Администрация признала факт ненадлежащего исполнения финансовых обязательств, возникших вследствие недофинансирования Учреждения в период, когда оно находилось в муниципальной собственности.
Правоотношения, в рамках которого образовалась спорная задолженность, возникли из Соглашения, заключенного между Министерством и Администрацией, которое не противоречит действующему законодательству, в связи с чем доводы, изложенные в письменном дополнение к апелляционной жалобе, отклонены апелляционным судом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.12.2012 г. по делу N А26-9459/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9459/2012
Истец: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия
Ответчик: Администрация Сортавальского муниципального района
Третье лицо: ГБУЗ "Сортавальская ЦРБ"