г. Владимир |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А79-2881/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2013 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Казаковой Н.А., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.07.2013, принятое судьей Яковлевой Г.Н., по делу N А79-2881/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "СТЕП" (ОГРН 1082130011644, ИНН 2130044764) к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (ОГРН 1022101141765, ИНН 2128016103), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики, о расторжении государственного контракта и взыскании 516 013 руб. 85 коп. долга.
В судебном заседании принимали участие представители:
от заявителя - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом;
от истца - общества с ограниченной ответственностью "СТЕП"- представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом;
от третьих лиц - администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики - представители не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Общество с ограниченной ответственностью "СТЕП" (далее - ООО "СТЕП", истец) обратилось в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики ( далее - Министерство, ответчик) о расторжении заключенного сторонами государственного контракта N 05-62 от 20 августа 2010 года, взыскании 405 942 руб. долга за выполненные работы, 16 233 руб.35 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21 ноября 2011 года по 17 июля 2013 года и далее по день фактической оплаты суммы долга (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 20 мая 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 13 июня 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство финансов Чувашской Республики.
Решением суда от 24.07.2013 с Министерства в пользу ООО "СТЕП" взыскано 405 942 руб. 50 коп. долга за выполненные работы, 16 233 руб. 35 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21 ноября 2011 года по 17 июля 2013 года и далее, начиная с 18 июля 2013 года по день фактической оплаты долга, начислив их на сумму долга 405 942 руб. 50 коп. с применением учетной ставки банковского процента 8,25% годовых.
В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, при принятии решения суд не учел условия пунктов 2.1.2, 7.10, 7.11 государственного контракта, согласно которым в случае отсутствия финансирования на оплату работ по контракту государственный заказчик освобождается от ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в том числе оплаты работ, предусмотренных пунктом 7.3 государственного контракта.
По его мнению, суд также не принял во внимание, что ввиду нарушения сроков выполнения работ по государственным контрактам с подрядчика согласно действующему законодательству Чувашской Республики правомерно было удержано 5% от общей стоимости государственных контрактов соответственно (штраф за просрочку выполнения работ).
Ссылается на неприменение судом подпункта "г" пункта 4 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.12.2012 N 542 "О мерах по реализации Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2011 N 553 "О мерах по реализации Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", а также норм бюджетного законодательства.
Указывает, что денежные средства на счет Минстроя Чувашии в сумме 405 942 руб. 50 коп. в целях оплаты подрядных работ не поступали.
Стороны и третьи лица явку полномочных представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие названных лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 20 августа 2010 года между Министерством промышленности и энергетики Чувашской Республики (государственный заказчик) - правопредшественником истца, обществом с ограниченной ответственностью "СТЕП" (подрядчик), администрацией Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики (Муниципалитет), заключен государственный контракт N 05-62, согласно которому подрядчик принял на себя обязательство по выполнению работ по строительству объектов электроснабжения Козловского района Чувашской Республики (1 этап), а государственный заказчик обязался принять выполненные работы и оплатить их.
Дополнительным соглашением N 1 от 29 ноября 2010 года государственный заказчик изменен с Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на основании Указа Президента Чувашской Республики N 118 от 17 сентября 2010 года об упразднении Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики.
Исходя из пункта 1.1.1 государственного контракта, подрядчик принял на себя обязательства по строительству объекта электроснабжения Козловского района Чувашской Республики (1 этап):
"электроснабжение 182 жилых домов на новых улицах северо-западного микрорайона г. Козловка Чувашской Республики" в объеме перечня работ, согласно технического задания (Приложение N 1), лично и (или) с привлечением других лиц и передаче объекта Государственном заказчику.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта работы по контракту выполняются в соответствии с согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1).
Содержание, этапы и сроки выполнения работ определяются в соответствии с согласованным сторонами календарным планом (приложение N 2).
Стоимость работ составляет 12 302 948 руб. 14 коп. (пункт 3.1 контракта). Цена контракта является твердой, не может изменяться в ходе его исполнения. Оплата выполняемых работ осуществляется по цене, установленной государственным контрактом. Цена государственного контракта может быть снижена без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктом 3.2 контракта оплата по контракту за выполненные работы производится за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделяемых в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Оплата работы производится поэтапно после сдачи подрядчиком и приемки государственным заказчиком определенных этапов выполненных работ, оформленных актами приемки выполненных работ формы КС-2, проверенной и согласованной уполномоченным представителем государственного заказчика и заинтересованного муниципалитета.
Согласно пункту 3.4 государственный заказчик вправе оплатить подрядчику для приобретения материалов и оборудования и организации начала работ аванс в сумме, не превышающей 30% от общей стоимости работ.
Работа по контракту выполняется в соответствии с согласованным сторонам техническим заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой его частью, и проектно-сметной документацией (пункт 1.3 контракта).
В соответствии с пунктом 3.5 контракта оплата производится государственным заказчиком на основании счета-фактуры подрядчика в течение 90 банковских дней со дня подписания государственным заказчиком и подрядчиком актов приемки выполненных работ формы КС-2 и справок о стоимости работ формы КС-3, а также прочих документов, подтверждающих фактическое выполнение работ и необходимых для оплаты счета-фактуры (акты на скрытые работы, расчеты и другие документы).
В пункте 4.1 контракта стороны согласовали срок выполнения работ: начало - с момента подписания контракта сторонами, окончание - 30 декабря 2010 года.
Во исполнение указанного договора в 2011 году истцом были выполнены работы на сумму 9 861 933 руб., в 2012 году - 8 481 707 руб.
Факт выполнения работ и их принятия заказчиком подтверждается подписанными сторонами выполненных работ на общую сумму 12 093 149 руб. 23 коп., в том числе по акту N 1 на сумму 7 565 082 руб. 28 коп., по акту N2 на сумму 345 840 руб. и по акту N3 на сумму 4 182 820 руб. 95 коп.
Ответчик выполненные истцом работы оплатил частично. По данным истца сумма долга на день подачи иска составляет 405 942 руб. 50 коп.
Неоплата долга ответчиком и существенное нарушение им условий контракта явились основаниями для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая требования о расторжении контракта, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пояснениям представителей сторон, в настоящее время работы по указанному государственному контракту завершены и приняты государственным заказчиком.
С учетом изложенного, а также того, что истец вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства, подтверждающие нарушение ответчиком существенных условий договора, являющихся основанием для расторжения контракта, суд требования о расторжении контракта правомерно оставил без удовлетворения.
Фактически решение в указанной части не обжалуется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В пункте 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Оценив представленные доказательства ( акты о приемке выполненных работ N 2 от 12 января 2013 года на сумму 345 840 руб., N 3 от 31 января 2013 года на сумму 4 182 820 руб. 45 коп., справку о стоимости выполненных работ N 1 от 14 июля 2011 года на сумму 7 565 082 руб. 28 коп. подписанные сторонами без возражений, счета-фактуры N 00004 от 14 июля 2011 года, N 1 от 22 января 2013 года, N 2 от 09 апреля 2013 года и др.) по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии на стороне ответчика долга в сумме 405 942 руб. 50 коп. Поскольку доказательств оплаты долга не представлено, суд взыскал указанную сумму, а также 16 233 руб. 35 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21 ноября 2011 года по 17 июля 2013 года и далее по день фактической оплаты суммы долга.
Довод ответчика о правомерности удержания 405 942 руб. 50 коп. в качестве штрафа за нарушение сроков выполнения рассмотрен судом первой инстанции и отклонен. Отклоняется этот довод и судом апелляционной инстанции, поскольку государственный контракт не содержит условий о возложении штрафа за нарушение сроков на подрядчика.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены.
В соответствии с пунктом 7.4 контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости объекта за каждый день просрочки до даты фактического исполнения обязательства. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным контрактом срока исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 20 марта 2013 года по делу N А79-78/2013 с ООО "СТЕП" в пользу Министерства была взыскана неустойка за просрочку сроков выполнения работ в сумме 1 300 000 руб. за период с 31 декабря 2010 года по 28 декабря 2012 года.
Ссылка на пункты 2.1.2, 7.10, 7.11 государственного контракта в качестве основания к отказу в удовлетворения иска несостоятельна.
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В данном случае в материалах дела доказательств, подтверждающих отсутствие финансирования в полном объеме, не имеется, так же как и доказательств того, что ответчик принял все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства.
Суждение о необходимости применения к спорным отношениям положений постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.12.2012 N 542 "О мерах по реализации Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2011 N 553 "О мерах по реализации Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" ошибочно.
В данном случае условиями контракта предусмотрена оплата работ поэтапно по актам приемки выполненных работ. При этом право на удержание денежной суммы до введения объекта в эксплуатацию не предусмотрено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.07.2013 по делу N А79-2881/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Н.А. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2881/2013
Истец: ООО "СТЕП"
Ответчик: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Третье лицо: Администрация Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики