г. Томск |
|
18 октября 2013 г. |
Дело N А03-7859/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Усаниной Н. А., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
с использованием средств аудиозаписи и применением систем видеоконференц-связи
при участии:
от заявителя: Лукьянец А. А. по дов. от 28.06.2013,
от заинтересованного лица: Лагутенко Р. Н. по дов. от 22.01.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.08.2013 по делу А03-7859/2013 (судья Сбитнев А. Ю.) по заявлению открытого акционерного общества "Предприятие жилищно-коммунального обслуживания "Прогресс" (ИНН 2224032490, ОГРН 1022200919828), г. Барнаул, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю о признании недействительным решения от 07.05.2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Предприятие жилищно-коммунального обслуживания "Прогресс" (далее - ОАО "ПЖКО "Прогресс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (далее - МИФНС N 15 по Алтайскому краю, Инспекция, регистрирующий орган) от 07.05.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.08.2013 заявленные требования удовлетворены - решение МИФНС N 15 по Алтайскому краю от 07.05.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лиц признано недействительным.
Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ПЖКО "Прогресс" путем регистрации юридического лица - открытого акционерного общества "Простор" на основании документов, представленных на регистрацию 25.04.2013 вх. N 2480.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт - требования заявителя оставить без удовлетворения в полном объеме.
В обоснование своей позиции Инспекция указывает, что обществом не было представлено решение общего собрания кредиторов о том, что оно делегировало свое право замещать активы путем создания акционерного общества комитету кредиторов, следовательно, комитет кредиторов ОАО "ПЖКО "Прогресс" не вправе принимать решение о замещении активов путем создания юридического лица.
Кроме того, по мнению налогового органа, юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации не имеет право создавать в этот период другое юридическое лицо - доказательств того, что юридическое лицо создается в соответствии со статьей 141 Закона о банкротстве, заявителем не представлено.
Заявитель в представленном до судебного заседания отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Дополнительно общество поясняет, что доводы регистрирующего органа о том, что судом не проверены полномочия именно комитета кредиторов на принятие решения о замещении активов, несостоятельны, поскольку налоговый орган не вправе был оценивать этот момент при принятии решения о регистрации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с применением систем видеоконференц-связи, представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении; представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей регистрирующего органа и общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Алтайского края от 18.10.2012 по делу N А03-3578/2012 ОАО "ПЖКО "Прогресс" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
23.04.2013 на заседании комитета кредиторов должника принято решение о замещении активов ОАО "ПЖКО "Прогресс" путем создания на базе его имущества одного акционерного общества.
24.04.2013 на основании данного решения комитета кредиторов конкурсным управляющим ОАО "ПЖКО "Прогресс" Яковлевым В.В. принято решение об учреждении ОАО "Простор", утвержден устав общества, определен уставный капитал, количество акций, состав имущества, иные вопросы.
25.04.2013 конкурсный управляющий Яковлев В.В. обратился в МИФНС N 15 по Алтайскому краю с заявлением о создании юридического лица, к заявлению приложены документы согласно расписке.
Решением МИФНС N 15 по Алтайскому краю от 07.05.2013 отказано в государственной регистрации юридического лица с указанием на то, что заявление по форме Р11001 не содержит достоверных сведений об учредителе - юридическом лице, в отношении которого по состоянию на 07.05.2013 открыто конкурсное производство.
Кроме этого, регистрирующим органом указано на нарушение пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Данное решение налогового органа послужило основанием для обращения ОАО "ПЖКО "Прогресс" в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявление ОАО "ПЖКО "Прогресс" соответствует требованиям Федерального закона о регистрации, к нему приложены все необходимые документы, предусмотренные статьей 12 Закона.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В статье 12 Закона N 129-ФЗ определено, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании определен статьей 13 Закона N 129-ФЗ, согласно пункту 1 которой государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что конкурсным управляющим ОАО "ПЖКО "Прогресс" в регистрирующий орган были представлены следующие документы:
- заявление формы Р11001 о создании юридического лица;
- решение единственного учредителя - ОАО "ПЖКО "Прогресс" о создании ОАО "Простор",
- устав ОАО "Простор";
- документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Приведенный в статье 23 Закона N 129-ФЗ перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
При этом решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 названной статьи (пункт 2 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Из содержания оспариваемого решения регистрирующего органа следует, что основанием для отказа в государственной регистрации послужило то, что заявление по форме Р11001 не содержит достоверных сведений об учредителе - юридическом лице, в отношении которого по состоянию на 07.05.2013 открыто конкурсное производство.
В соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В связи с этим при осуществлении государственной регистрации с участием юридических лиц, находящихся в процедурах банкротства, необходимо учитывать положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), относящегося к гражданскому законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 141 Закона N 127-ФЗ на основании решения собрания кредиторов в ходе конкурсного производства может быть проведено замещение активов должника при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.
Решением собрания кредиторов может быть предусмотрено создание одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности. Состав вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ имущества должника определяется собранием кредиторов или комитетом кредиторов по предложению конкурсного управляющего. При замещении активов должника должник является единственным учредителем открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. Участие иных учредителей в создании открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ не допускается (пункт 2 указанной статьи).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 27.06.2013 регистрирующему органу было известно, что в отношении ОАО "ПЖКО "Прогресс" открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Яковлев В.В.
Из материалов дела следует, что должником и, соответственно, единственным учредителем ОАО "Простор", является ОАО "ПЖКО "Прогресс".
Решение единственного учредителя - ОАО "ПЖКО "Прогресс" о создании ОАО "Простор" от 24.04.2013 (л.д. 67-68) представлено в Инспекцию, что следует из расписки в получении документов, представленных в регистрирующий орган (л.д. 53).
Таким образом, требование статьи 12 Закона N 129-ФЗ о представлении с заявлением формы Р11001 решения о создании юридического лица исполнено.
В решении единственного учредителя - ОАО "ПЖКО "Прогресс" о создании ОАО "Простор" от 24.04.2013 имеется ссылка на протокол заседания комитета кредиторов ОАО "ПЖКО "Прогресс" от 23.04.2013, на основании которого создано ОАО "Простор".
В материалы дела указанный протокол N 2/13 от 23.04.2013 представлен, из него следует, что члены комитета кредиторов, образованного решением собрания кредиторов от 26.12.2012 (протокол N 1) приняли решение о замещении активов путем создания одного открытого акционерного общества с оплатой его уставного капитала имуществом должника (л.д. 41-44).
Ссылка Инспекции на непредставление с заявлением на регистрацию ОАО "Простор" протокола заседания комитета кредиторов ОАО "ПЖКО "Прогресс" от 23.04.2013, а также решения собрания кредиторов, на котором комитету кредиторов делегировано право принимать решения о создании открытого акционерного общества путем замещении активов, не может быть принята во внимание, поскольку указанные обстоятельства не явились основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица (ОАО "Простор").
К тому же, как правомерно указано судом первой инстанции, пункт 2 статьи 12 Закона N 127-ФЗ содержит перечень решений, принятие которых относится к исключительной компетенции собрания кредиторов. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Решение о проведении замещения активов должника в этом перечне не значится.
Следовательно, Закон N 127-ФЗ не содержит запретов комитету кредиторов принимать решение о проведении замещения активов должника в соответствии с предоставленными ему собранием кредиторов полномочиями.
Кроме того, отказ регистрирующего органа мотивирован отсутствием заявления по форме Р11001 с указанием достоверных сведений об учредителе - юридическом лице, в отношении которого по состоянию на 07.05.2013 открыто конкурсное производство.
Между тем, заявление по форме Р11001 и сведения об учредителе - юридическом лице - ОАО "ПЖКО "Прогресс - представлены в регистрирующий орган.
К тому же, непредставление в регистрирующий орган протокола заседания комитета кредиторов, решения собрания кредиторов не является основанием для отказа в государственной регистрации по пункту 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации не имеет право создавать в этот период другое юридическое лицо, подлежат отклонению.
Как указано выше, в силу пункта 2 статьи 141 Закона N 127-ФЗ замещение активов должника производится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ.
В данном случае происходит образование нового юридического лица и пункт 2 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ, на который имеется ссылка в оспариваемом решении, не может применяться, поскольку не создается организация, учредителем которой является ликвидируемое юридическое лицо.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что отказ в регистрации ОАО "Простор" не соответствует статье 65 ГК РФ, статьям 115,126,141 Закона N 127-ФЗ, статье 23 Закона N 129-ФЗ и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку препятствует реализации права ОАО "ПЖКО "Прогресс" о замещении активов и завершении конкурсного производства.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отказ Инспекции в государственной регистрации юридического лица (ОАО "Простор") с учетом обстоятельств настоящего дела, является неправомерным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.08.2013 по делу А03-7859/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Н. А. Усанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7859/2013
Истец: ОАО "Предприятие жилищно-коммунального обслуживания "Прогресс"
Ответчик: МРИФНС России N15 по Алтайскому краю