16 октября 2013 г. |
А79-14064/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бухтояровой Л.В.,
судей Большаковой О.А., Максимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гуськовой Д.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.04.2013 по делу N А79-14064/2012, принятое судьей Яхатиной С.Ю., по иску Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (ОГРН 1022101141700, ИНН 2128039728), г. Чебоксары, к открытому акционерному обществу "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" (ОГРН 1022100967635, ИНН 2127009135), г. Чебоксары, о взыскании 20 455 руб. 26 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - не явился, извещен надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" - не явился, извещен надлежащим образом.
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к открытому акционерному обществу "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" о взыскании 20 455 руб. 26 коп., в том числе 19 820 руб. 99 коп. долга по арендной плате по договору аренды лесного участка от 10.03.2009 N 89/2009/0388, 634 руб. 27 коп. пеней за период с 26.10.2012 по 26.11.2012.
Решением от 19.04.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики частично удовлетворил заявленные требования, взыскав с ответчика в пользу федерального бюджета 13 001 руб., в том числе 12 597 руб. 87 коп. долга, 403 руб. 13 коп. пеней за период с 26.10.2012 по 26.11.2012. Одновременно суд взыскал с ответчика в доход федерального бюджета 1271 руб. 17 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный акт в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Заявитель указал, что с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта подлежит применению новый размер арендной платы, независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором. Отметил, что годовой размер арендной платы изменяется в связи с изменением коэффициента, учитывающего категорию защитности лесов.
В дополнении к апелляционной жалобе от 22.07.2013 N 5/07-6656 заявитель пояснил, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2009 года N 134 утверждены Лесохозяйственные регламенты лесничеств, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Чебоксарского лесничества все леса Чебоксарского лесничества, кроме квартала 75 Чебоксарского лесничества, отнесены к лесам особо охраняемых природных территорий. Таким образом, лесной участок, переданный обществу по договору аренды от 10.03.2009, относится к лесам особо охраняемых природных территорий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены минимальные ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка. Согласно пункту 7 договора аренды размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, то есть стороны договора установили для себя обязательность размера арендной платы, устанавливаемой нормативно, что соответствует положениям материального права, поскольку размер арендной платы за пользование лесными участками, находящимися в федеральной собственности, является регулируемым, а потому стороны не вправе устанавливать размер арендной платы, отличный от установленного законодательно.
Заявитель указывает, что арендная плата за использование лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в части, направляемой в федеральный бюджет, является регулируемой. Поскольку на дату заключения договора при выполнении расчета были неверно применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, то изменение размера арендной платы как способ устранения допущенной ошибки не требует внесения изменений в договор в порядке статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации или заключения сторонами дополнительных соглашений.
В отзыве на апелляционную жалобу от 18.06.2013 N 3028/100 и дополнении к нему от 20.08.2013 N 4833/100 открытое акционерное общество "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" указало, что обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 10.03.2009 N 89 заключен между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и открытым акционерным обществом "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" по результатам проведенного государственным органом аукциона на основании протокола аукциона N 1 от 04.03.2009. Применение при расчете задолженности по арендной плате поправочных коэффициентов является изменением порядка расчета арендной платы, которое могло быть осуществлено только по письменному соглашению сторон договора.
Кроме того, увеличение арендодателем арендной платы в связи с применением коэффициента, учитывающего категории защитности лесов и целевое назначение лесов, 1,5 вместо 1, не соответствует требованиям норм права и условиям договора аренды о порядке изменения размера арендной платы, первоначально определенной по результатам аукциона. В связи с этим произведенный истцом расчет долга по арендной плате исходя из ее годового размера в сумме 24 141 руб. 04 коп. является неверным.
Утверждение государственного органа о том, что изменение размера арендной платы как способ устранения допущенной ошибки не требует внесения изменений в договор в порядке статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации или заключения сторонами дополнительных соглашений, ответчик считает самовольной трактовкой нормы, поскольку "ошибка", допущенная Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, не является существенным изменением обстоятельств.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 15.10.2013 (протокол судебного заседания от 15.03.2013).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.03.2009 комиссией по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, подписан протокол N 1, согласно которому победитель аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины сроком на 10 лет, выиграл право приобретения аукционной единицы N 1 площадью 2,70 га, расположенной в квартале 62 выделах 4, 5, 8, 12, 13, 14 Чебоксарского участкового лесничества ГУ "Чебоксарское лесничество" Минприроды Чувашии; начальная цена аукционной единицы (годовая плата) составила 20 000 руб.; окончательная цена аукционной единицы (годовая плата) - 22 000 руб.
10.03.2009 Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (арендодатель) и открытое акционерное общество "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 89/2009/0388 (в редакции дополнительного соглашения от 01.07.2010), по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола аукционной комиссии от 04.03.2009 N 1 обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, площадью 2,7 га, находящийся по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Чебоксарское лесничество, Акшкюльское участковое лесничество квартала с 1 по 65; Сосновское участковое лесничество квартала с 1 по 62, Северное участковое лесничество квартала с 1 по 63; Чебоксарское участковое лесничество квартала с 1 по 125. Основные характеристики предоставляемого в аренду лесного участка: квартал 62 (выделы 4, 5, 8, 12, 13, 14) Чебоксарского участкового лесничества государственного учреждения "Чебоксарское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1, 2 (пункт 3 договора).
В соответствии с пунктом 4 договора арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности сроком до 04.03.2019 в объемах согласно приложению N 3.
Размер арендной платы предусмотрен в пункте 5 договора и составляет 22 000 руб. в год. Также определено, что ежегодная арендная плата на последующие годы срока аренды устанавливается на основании ставок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, которые индексируются в установленном порядке.
Согласно приложению N 4 арендатор вносит арендную плату и предоставляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие производственную оплату (пункт 6 договора). Приложением N 4 предусмотрены сроки внесения арендной платы - IV квартал, а также распределение арендной платы по уровням бюджетной системы: в федеральный бюджет - в размере 20 000 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 2000 руб.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 13.05.2009.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 10.03.2009.
Арендная плата за пользование лесным участком произведена ответчиком частично, по расчету истца задолженность за период с 13.05.2009 по 12.05.2012 составила 19 820 руб. 99 коп., исходя из размера арендных платежей в 2009-2012 годах, равного 24 141,04 руб., исчисленного по следующей формуле: 10 550 руб. (ставка, установленная постановлением Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007) * 1,5 (коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов (особо охраняемые природные территории) * 0,5 (коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования - свыше 3 км) * 1 (коэффициент, учитывающий площадь лесного участка - более 0,3 га) * 2,7 (площадь лесного участка, га) * 1,13.
Претензией от 05.10.2012 N 12/21-7656, адресованной ответчику, истец просил погасить образовавшуюся задолженность.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендных платежей за пользование лесным участком и неудовлетворение претензии послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования, взыскав с ответчика в пользу федерального бюджета 12 597 руб. 87 коп. долга, 403 руб. 13 коп. пеней за период с 26.10.2012 по 26.11.2012, исходя из отсутствия в материалах дела доказательств внесения ответчиком арендных платежей.
Судебный акт обжалуется в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суть доводов апелляционной жалобы сводится к тому, что на дату заключения договора при выполнении расчета арендной платы были неверно применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, в связи с чем изменение размера арендной платы как способ устранения допущенной ошибки не требует внесения изменений в договор в порядке статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации либо заключения сторонами дополнительных соглашений. По мнению заявителя, при расчете арендной платы применению подлежит коэффициент, учитывающий категории защитности лесов и целевое назначение лесов, равный 1,5, определенный лесохозяйственным регламентом Чебоксарского лесничества, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.04.2009 N 134 "О лесохозяйственных регламентах лесничеств".
Проанализировав материалы дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Судом установлено, что правоотношения сторон вытекают из обязательственных правоотношений - договора аренды лесного участка в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, заключенного по итогам торгов (аукциона) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.
В соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Частями 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Как установлено частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
По условиям договора от 10.03.2009 N 89/2009/0388 лесной участок общей площадью 2,7 га находится в государственной собственности, размер арендной платы определен исходя из ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В связи с изложенным утверждение заявителя о допущенной ошибке при расчете арендной плате подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 7 договора аренды размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных в материалы дела расчетов размера арендной платы, ставка платы за единицу площади лесного участка при осуществлении рекреационной деятельности (10 550 руб.) и коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам от 2 до 3 километров включительно (0,5), установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, не менялись.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в новой редакции), по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, если по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Таким образом, арендная плата по договору, заключенному на торгах, не подлежит нормативному регулированию со стороны публичного образования, а складывается на торгах. Изменение размера арендной платы осуществляется в сроки и в порядке, предусмотренные условиями договора.
В данной ситуации договор заключен по результатам торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, которые проводились на повышение начальной цены арендной платы.
После проведения торгов постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.04.2009 N 134 утвержден новый лесохозяйственный регламент Чебоксарского лесничества, согласно которому участок ответчика отнесен к категории особо охраняемых природных территорий, что, по мнению истца, влечет увеличение применяемого в расчете арендной платы коэффициента, учитывающего категории защитности лесов и целевое назначение лесов, с 1 до 1,5.
Как правомерно установлено судом, увеличение арендодателем арендной платы в связи с применением коэффициента, учитывающего категории защитности лесов и целевое назначение лесов, 1,5 не соответствует требованиям приведенных выше норм права и условиям договора аренды о порядке изменения размера арендной платы, первоначально определенной по результатам аукциона.
Договором аренды лесного участка от 10.03.2009 N 89/2009/0388 не предусмотрено изменение автоматически арендной платы в связи с изменением категории леса и применяемого в связи с этим коэффициента.
С учетом изложенного доводы заявителя жалобы о том, что арендная плата за использование спорного лесного участка с даты вступления в силу постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.04.2009 N 134 подлежит исчислению с учетом коэффициента 1,5, учитывающего категории защитности лесов и целевое назначение лесов, определенного лесохозяйственным регламентом Чебоксарского лесничества, независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, являются несостоятельными.
Договор должен соответствовать лесохозяйственному регламенту, действовавшему в момент его заключения. Принятие нового регламента, изменение старого не оказывает никакого влияния на условия договора аренды: арендатор может использовать лесной участок в тех пределах, которые согласованы в договоре (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). Требовать изменения договора стороны могут только в чрезвычайных случаях (статья 451 ГК РФ, часть 7 статьи 53.7 ЛК РФ).
Ссылка заявителя жалобы на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 26.01.2010 N 11487/09, не принимается во внимание, поскольку фактические обстоятельства настоящего дела не являются схожими с обстоятельствами, приведенными в указанном постановлении.
Отраженные в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11487/09, от 17.04.2012 N 15837/11 обстоятельства применимы к случаям, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов.
В рассматриваемом деле спорный договор аренды лесного участка был заключен по результатам торгов, проведенных в порядке, предусмотренном статьями 74, 78, 80 Лесного кодекса Российской Федерации, путем повышения начальной цены договора, то есть начального размера арендной платы.
Исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, а также принимая во внимание обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания суммы 7223 руб. 12 коп.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Иные аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Исходя из изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.04.2013 по делу N А79-14064/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.В. Бухтоярова |
Судьи |
О.А. Большакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-14064/2012
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики г. Чебоксары
Ответчик: ОАО "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель"