г. Владивосток |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А51-11765/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Находкинская база активного морского рыболовства",
апелляционное производство N 05АП-10628/2013
на решение от 16.07.2013
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-11765/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Находкинская база активного морского рыболовства" (ИНН 2508007948, ОГРН 1022500703851, дата регистрации 25.11.2002)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата регистрации 26.05.1951)
о признании незаконным требования от 28.12.2012 N 2852 об уплате таможенных платежей и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 861 690, 79 руб.
при участии:
от Находкинской таможни: Уварова Е.В., представитель по доверенности от 14.10.2013 N 11-32/33271 (со специальными полномочиями), сроком действия один год; служебное удостоверение ГС N 304489.
от ОАО "Находкинская база активного морского рыболовства": представитель не явился, о времени и месте судебного заседания общество извещено надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Находкинская база активного морского рыболовства" (далее - заявитель, общество, ОАО "НБАМР") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным требования Находкинской таможни (далее - ответчик, таможня) от 28.12.2012 N 2852 об уплате таможенных платежей и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 861 690, 79 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.07.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 16.07.2013 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что расходы на приобретение материалов для нанесения на судно противообрастающей системы не могут быть отнесены к операциям по переработке, предусмотренным статьей 254 ТК ТС, ремонт двигателей не был изначально запланирован и общество не могло предусмотреть данные расходы до выхода судна из порта Находка. Также апеллянт полагает, что судом должен был исследоваться вопрос об изменении балансовой стоимости судна в результате выполненных работ. Кроме того, начисление пени не может быть произведено с 31.12.2011.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от таможни поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель таможни по доводам апелляционной жалобы возразил, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 28.01.2011 ОАО "НБАМР" поместило под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории Таможенного союза судно РТМ "Доломит", задекларировав его в ДТ N 10714060/280111/0000292.
В соответствии с договором N DLY-2011-12 от 24.01.2011 на выполнение судоремонтных работ, заключенным между ОАО "НБАМР" (Заказчик) и иностранной компанией "DALIAN GOLD SWORD INTERNATIONAL TRADING CO., LTD" (Подрядчик) судно РТМ "Доломит" 09 февраля 2011 года принято в ремонт в порту Далянь КНР.
Согласно п. 2.1 Договора стоимость ремонта определяется сторонами на основании ремонтных ведомостей Заказчика и ориентировочно составляет 569 247,70 долл. США. Пунктом 2.2 Договора предусмотрено, что дополнительные работы выполняются по отдельному дополнительному соглашению о стоимости работ и исполняются без увеличения срока ремонтных работ, установленных в п. 3.1 Договора.
В соответствии с п. 4.1 Договора Заказчик обязан предоставить Подрядчику судно и доступ к месту исполнения ремонтных работ, передать Подрядчику материалы и ЗИП, обязательство по поставке которых принял на себя Заказчик.
29.04.2011 заключено дополнительное соглашение N 1 к Договору N DLY-2011-12, в котором стороны установили, что в связи с увеличением работ на РТМ "Доломит" на сумму 350000 долл. США, стоимость ремонтных работ по контракту составит 604247,70 долл. США.
Операции по переработке судна на основании указанного договора были осуществлены в порту Далянь в период с 09.02.2011 по 27.04.2011.
28 апреля 2011 года судно РТМ "Доломит" принято из ремонта, что подтверждено соответствующим актом от 28.04.2011.
Компанией "DALIAN GOLD SWORD INTERNATIONAL TRADING CO., LTD" в адрес ОАО "НБАМР" выставлен инвойс от 02.05.2011 N 3 на оплату ремонта РТМ "Доломит" на сумму 604247,70 долл. США.
Фактическая оплата стоимости ремонтных работ произведена ОАО "НБАМР" тремя платежными поручениями на общую сумму 604247,70 долл. США: N 297 от 01.03.2011 на сумму 170774,31 дол. США, N 300 от 15.03.2011 на сумму 170774,31 долл. США, N 346 от 23.06.2011 на сумму 262699,08 долл. США.
29.12.2011 ОАО "НБАМР", в целях завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, заявленной по ДТ N 10714060/280111/0000292 поместило судно РТМ "Доломит" под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10714060/291211/0004998.
Таможенная стоимость товара, заявленная обществом в графе 45 ДТ N 10714060/291211/0004998, а также в ДТС-2 к данной ДТ, составила 20383103,43 руб. (645784,93 долл. США) и определена исходя из стоимости ремонтных работ 19072051,43 руб. (604247,70 долл. США) с добавлением расходов на транспортировку товаров в размере 1311052 руб.
Заявленная обществом таможенная стоимость была принята таможенным постом Морской порт Находка Находкинской таможни, о чем свидетельствует соответствующая отметка таможенного органа в ДТС-2. Выпуск товара разрешен таможенным органом 30.12.2011.
12.12.2012 Находкинской таможней проведена камеральная таможенная проверка ОАО "НБАМР" по вопросам достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров по ДТ N 10714060/291211/0004998, повлиявших на принятие решения о выпуске товара, в ходе которой было установлено, что общество заявило недостоверные сведения по таможенной декларации N 10714060/291211/0004998 в отношении таможенной стоимости декларируемого товара. Так, ОАО "НБАМР" не включило в таможенную стоимость расходы на приобретение противообрастающей системы (краски, растворители, эмаль и др.) нанесенной при ремонте судна в размере 777845,96 руб. (24644,00 долл. США).
Кроме того, таможенным органом было установлено, что при ремонте главного и вспомогательных двигателей на РТМ "Доломит" были заменены цилиндровые втулки, поршни, рамовые подшипники. Также для ремонта РТМ "Доломит" были приобретены различные запасные части, оборудование и материалы. В стоимость операций по переработке РТМ "Доломит" стоимость данных составных частей и материалов в размере 4209851,35 руб.(49493.30долл. США и 64220,42 EUR) не включена.
Перечисленные в акте камеральной таможенной проверки материалы и запасные части, не включенные в таможенную стоимость при декларировании товара по ДТ N 10714060/291211/0004998, приобретены заявителем за пределами таможенной территории Таможенного союза во исполнение различных контрактов, заключенных с иностранными контрагентами. Материалы и запасные части поставлялись непосредственно на РТМ "Доломит" на условиях поставки FAS Далянь в период его нахождения в ремонте и были использованы при проведении работ, являющихся операциями по переработке товара. В таможенную стоимость товара (стоимость операций по переработке) декларируемого в ДТ N 10714060/291211/0004998 расходы на их приобретение не включены.
Результаты проверки оформлены актом камеральной таможенной проверки N 10714000/400/121212/А0072.
На основании акта таможенной проверки Находкинской таможней 12.12.2012 принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10714060/291211/0004998, в соответствии с которым таможенная стоимость определена в сумме 24 592 954, 79 руб., вместо заявленной ОАО "НБАМР" в размере 20 383 103, 43 руб. В данном решении указано о занижении обществом таможенной стоимости товара на 4 209 851,36 рублей.
Обществу предложено в 5-тидневный срок, после получения данного решения осуществить корректировку таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги с учетом скорректированной таможенной стоимости товара.
Поскольку обществом по истечении установленного срока корректировка произведена не была, таможенный орган 26.12.2012 самостоятельно осуществил корректировку таможенной стоимости товара и направил в адрес общества заполненные формы КТС и ДТС-2.
В связи с корректировкой таможенной стоимости товаров, после выпуска товаров по ДТ N 10714060/291211/0004998, 28.12.2012 ОАО "НБАМР" выставлено и направлено требование об уплате таможенных платежей N 2852 на сумму 961 690, 79 руб., в том числе 784 817, 88 руб. таможенных платежей, 76 872, 91 руб. пени за период с 31.12.2011 по 28.12.2012.
Не согласившись с выставленным требованием, посчитав его нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 252 ТК ТС переработка вне таможенной территории - это таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.
Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза.
Статьей 254 ТК ТС установлено, что операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включают: переработку или обработку товаров, при которой товары теряют свои индивидуальные характеристики; изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку; ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей.
Согласно положениям пункта 1 статьи 260 ТК ТС действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории завершается до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 262 ТК ТС при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в следующем порядке:
- сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется исходя из стоимости операций переработки товаров;
- сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимости товаров, вывезенных для переработки;
- сумма акцизов в отношении продуктов переработки подлежит уплате в полном объеме, за исключением случая, когда операцией по переработке товаров является ремонт вывезенных товаров.
Из имеющихся в материалах дела документов (ДТ N 10714060/280111/0000292, договор на выполнение судоремонтных работ N DLY-2011-12 от 24.01.2011, заключенный до выхода судна в рейс, а также материалы судового дела на отход N 10714060/020211/00123) следует, что основной целью убытия судна РТМ "Доломит" с таможенной территории являлось проведение операций по переработке данного судна вне таможенной территории Таможенного союза, а именно выполнение ремонтных работ.
Кроме того, согласно приказу N 94 от 15.02.2011 РТМ "Доломит" поставлено в капитальный ремонт в порту Далянь Китай с 09.02.2011.
Положениями статей 203, 205 ТК ТС установлено, что выбор и изменение таможенной процедуры в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров осуществляется по выбору лица, перемещающего данные товары. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с настоящим Кодексом. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта.
Статьей 207 ТК ТС установлено, что декларант несет ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры.
Выбрав в отношении судна РТМ "Доломит" таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории, общество приняло на себя ответственность за соблюдение условий и требований данной таможенной процедуры.
В силу положений статей 260, 262 ТК ТС действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории завершается до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. При этом при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин и сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров.
Таким образом, завершая 29.12.2011 года таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и помещая судно РТМ "Доломит" под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления общество было обязано указать таможенную стоимость товара исходя из всей стоимости операций по его переработке. Избранная обществом таможенная процедура не предусматривает возможности определения подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость исходя из стоимости части произведенных операций по переработке товара.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу, что таможенный орган правомерно включил в таможенную стоимость товара полную стоимость ремонтных работ по контракту N DLY-2011-12 от 24.01.2011 года, также расходы на приобретение противообрастающей системы (краски, растворители, эмаль и др.), нанесенной при ремонте судна в размере 777 845, 96 руб.; приобретенные запасные части, оборудование и материалы на сумму 4 209 851, 35 руб.
Довод апеллянта о том, что расходы на приобретение материалов для нанесения на судно противообрастающей системы не могут быть отнесены к операциям по переработке, предусмотренным статьей 254 ТК ТС отклоняется.
Суд первой инстанции верно указал, что пункт 3 статьи 254 ТК ТС прямо предусматривает, что ремонт товара, включая его восстановление и замену составных частей является операцией по переработке товаров вне таможенной территории. Ни данная норма, ни иные положения главы 35 ТК ТС не разделяют ремонт товара на виды в зависимости от объема либо характера выполняемых работ. Для целей данного таможенного режима операцией по переработке вне таможенной территории является ремонт товара как таковой.
Согласно ГОСТ 24166-80 "Системы технического обслуживания и ремонта судов. Ремонт судов. Термины и определения" под ремонтом судов подразумевается комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени. При этом данный ГОСТ определяет различные виды ремонта, в частности капитальный ремонт судна, средний ремонт судна, текущий ремонт судна. Перечисленные виды ремонтов судов включают в себя, в том числе, восстановительные работы, такие как восстановление технико-эксплуатационных характеристик судна, восстановление отдельных быстроизнашивающихся элементов.
Таким образом, нанесение противообрастающей системы в данном случае является восстановлением технико-эксплуатационных характеристик судна.
Также не принимается довод о том, что ремонт двигателей не был изначально запланирован и общество не могло предусмотреть данные расходы до выхода судна из порта Находка, поскольку в соответствии со статьей 254 ТК ТС не ставится в зависимость отнесение ремонта к операциям по переработке от того, когда возникла необходимость его выполнения.
При этом по смыслу пунктов 1,2 статьи 347 ТК ТС, могут не относится к переработке вне таможенной территории операции по ремонту, необходимые для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке.
В то же время, из материалов дела следует, что судно не находилось в международной перевозке, а изначально было вывезено на условиях процедуры переработки вне таможенной территории для очередного запланированного ремонта.
Наличие иных предусмотренных статьей 347 ТК ТС обстоятельств для проведения перечисленных в ней операций по ремонту также не установлено.
Довод апеллянта о том, что судом должен был исследоваться вопрос об изменении балансовой стоимости судна в результате выполненных работ, является несостоятельным, поскольку по общему правилу пункта 1 статьи 262 ТК ТС, сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется исходя из стоимости операций переработки товаров, и не ставится в зависимость от стоимости объекта переработки.
Довод о неправомерном начислении пеней с 31.12.2011 коллегией отклоняется в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 261 ТК ТС обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Согласно пункту 6 статьи 151 Закона N 311-ФЗ при выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их взыскания не в полном объеме в принудительном порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, пени начисляются в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Суд первой инстанции верно указал, что согласно требованию от 28.12.2012 N 2852 обществу надлежало уплатить пени за период с 31.12.2011 по 28.12.2012, то есть с даты, следующей за днем подачи декларации N 10714060/291211/0004998 (с момента возникновения обязанности по уплате ввозных пошлин) и завершения процедуры переработки вне таможенной территории по день выставления указанного требования.
Довод общества основан на неверном толковании норм права, поскольку обязанность по уплате таможенных платежей считается возникшей не с момента корректировки таможенной стоимости, а с момента подачи декларации.
Таким образом определенные таможней размер пеней и период за который они взыскиваются соответствуют требованиям таможенного законодательства.
С учетом вышеизложенного установив при проведении камеральной таможенной проверки факт заявления обществом недостоверных сведений о таможенной стоимости судна РТМ "Доломит", заявленной в декларации N 10714060/280111/0000292, Находкинская тможня правомерно приняла ое решение о корректировке таможенной стоимости, самостоятельно произвела корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов и направила в адрес общества требование об уплате таможенный платежей.
Нарушений порядка принятия решения о корректировки таможенной стоимости и выставления требования судебной коллегией не установлено.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.07.2013 по делу N А51-11765/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11765/2013
Истец: ОАО "Находкинская база активного морского рыболовства"
Ответчик: Находкинская таможня