г. Воронеж |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А14-4755/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2013 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Борисова Александра Яковлевича: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от администрации городского округа город Воронеж: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Борисова Александра Яковлевича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.07.2013 по делу N А14-4755/2013 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению индивидуального предпринимателя Борисова Александра Яковлевича (ОГРН 304366304900071, ИНН 366300209515) к администрации городского округа город Воронеж о признании недействительным отказа в продлении срока действия ордера на принадлежащий Борисову А.Я. торговый киоск, расположенный по адресу: город Воронеж, ул. Космонавта Комарова, у дома N10, выраженного в письме N 885546 от 12.04.2013 Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Борисов Александр Яковлевич (далее - ИП Борисов А.Я., Предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж в лице Управы Советского района городского округа город Воронеж (далее - Администрация, уполномоченный орган) о признании недействительным отказа в продлении срока действия ордера на принадлежащий А.Я. Борисову торговый киоск, расположенный по адресу: город Воронеж, ул. Космонавта Комарова, у дома N 10, выраженного в письме N 885546 от 12.04.2013 Управления главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж.
Решением арбитражного суда, принятым по данном спору, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Предприниматель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что судом первой инстанции не учтено, что в нарушение п. 7 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г. Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской думы от 25.04.2012 N 790-III, отсутствует решение об отказе в продлении срока действия ордера на спорный киоск.
Администрация доводы апелляционной жалобы не оспорила, отзыв на жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В связи с чем, в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив все доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.12.2003 Николаю Николаевичу Думеника был выдан ордер N 696-к на установку торгового киоска (продукты) общей площадью 12 кв.м. по адресу: г.Воронеж, Советский район, ул. Космонавта Комарова, у дома N 10, со сроком действия три года (до 01.12.2006).
Впоследствии 07.06.2006 спорный киоск был приобретен А.Я. Борисовым.
29.03.2007 (протокол N 3) межведомственной комиссией по установке и эксплуатации киосков, павильонов и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж А.Я. Борисову было отказано в продлении разрешительной документации на спорный киоск в связи с изменением градостроительной документации.
Обстоятельства дела N А14-10659-2010 свидетельствуют, что ИП А.Я. Борисов обратился в Управу Советского района городского округа г.Воронеж с заявлением о выделении ему места под размещение киоска по адресу: г. Воронеж, ул. Космонавта Комарова, 10.
Решением районной комиссии по первичному согласованию заявлений для размещения объектов временных сооружений на территории Советского района от 01.10.2010 г. ему было отказано в выделении места под размещение киоска в связи с изменением градостроительной ситуации (ООО УК "Жилпроект" отвод 157/09, постановление главы городского округа город Воронеж N 112 от 02.03.2009 "Об утверждении схемы расположения земельного участка для проектирования и строительства магазина по ул. Космонавта Комарова, 126 на кадастровом плане территории 36:34:0505053").
Предприниматель оспорил указанное решение Управы, изложенное в пункте 4 протокола комиссии Управы Советского района города Воронежа от 01.10.2010.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2011 по делу N А14-1501/2011 постановление главы городского округа город Воронеж N 112 от 02.03.2009 "Об утверждении схемы расположения земельного участка для проектирования и строительства магазина по ул. Космонавта Комарова, 126 на кадастровом плане территории 36:34:0505053" признано законным, в удовлетворении требований ИП Борисова А.Я. отказано. При этом суд признал, что киоск, расположенный по адресу г. Воронеж, ул. Космонавта Комарова, 10, будет препятствовать проведению строительства магазина по ул. Космонавта Комарова, 126.
Управа Советского района города Воронежа 28.03.2013 направила А.Я. Борисову извещение (исх. 02-17/748) о демонтаже спорного торгового киоска.
Предприниматель 01.04.2013 обратился в Администрацию городского округа город Воронеж, а 02.04.2013 в Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж с заявлением, в котором просил восстановить ордер N 696-к, выданный на установку спорного киоска 01.12.2003 и продлить его действие на новый срок, а также включить спорный киоск в схему размещения временных сооружений.
Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, рассмотрев указанное заявление, 12.04.2013 (исх. N 885546) сообщило Предпринимателю, что в соответствии с Порядком разработки и утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области, утвержденным приказом Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174, изменения и дополнения в Схему размещения нестационарных торговых объектов вносятся при возникновении оснований, предусмотренных пунктом 16 указанного Порядка, в том числе при поступлении мотивированных предложений от органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных Воронежской области, а также от некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Порядок разработки и утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов не предполагает рассмотрение вопроса о внесении изменений в Схему на основании предложений физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, не являющихся органами власти и (или) некоммерческими организациями, выражающими интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.
В этой связи Администрация указала Предпринимателю на необходимость направления в Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области обоснованного обращения с предложением о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Заявитель, ссылаясь на то, что в нарушение пункта 7 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, отсутствует решение об отказе в продлении срока действия ордера на спорный киоск, обратился в суд с рассмотренным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует требованиям действующего законодательства.
Апелляционная коллегия полагает правовую позицию суда области верной исходя из следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно из материалов дела, принадлежащий заявителю торговый киоск (продукты) общей площадью 12 кв.м. был размещен по адресу: г.Воронеж, Советский район, ул. Космонавта Комарова, у дома N 10, в соответствии с оформленной в установленном порядке разрешительной документацией (ордер N 696-к от 01.12.2003 на установку торгового киоска), которая выдавалась на три года до 01.12.2006.
При этом доказательств того, что разрешительная документация на торговый объект была продлена заявителем, материалы дела не содержат. Действующая разрешительная документация судам первой и апелляционной инстанции представлена не была.
Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории муниципального образования - городского округа город Воронеж регулировался Положением о порядке установки и эксплуатации киосков, павильонов и выносного оборудования на территории городского округа город Воронеж (далее - Порядок), утвержденным Решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-II.
Пунктом 3.1. Порядка предусмотрено, что павильоны, киоски устанавливаются на основании следующих разрешительных документов:
- ордера на установку павильонов, киосков;
- договора на установку павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования;
- приказа директора департамента градостроительства и земельных отношений, разрешающего эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования.
Пунктом 5.2 данного Положения установлено, что по истечении срока действия разрешения на установку и эксплуатацию павильона, киоска и выносного холодильного оборудования оно может быть продлено решением комиссии по заявке владельца соответствующего объекта.
При этом, в силу запрета, закрепленного в пункте 2.7 Положения, установка и эксплуатация павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов запрещена.
Решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, вступившим в законную силу 12.05.2012, утверждено "Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж".
В силу данного Положения павильоны, киоски относятся к нестационарным торговым объектам.
Согласно разделу 4 данного решения, размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж.
Проанализировав положения названных норм апелляционный суд находит, что в Схему размещения нестационарных торговых объектов при ее разработке и утверждении могут быть включены только сооружения, имеющие действующую разрешительную документацию.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.
Принимая во внимание, что срок действия ордера на спорный киоск истек 01.12.2006, то есть до утверждения постановлением Администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, а на момент обращения 01.04.2013 Предпринимателя в Администрацию города с заявлением о восстановлении ордера на спорный киоск и включении его в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж уже была утверждена, а разрешительная документация на спорный торговый объект предпринимателем не оформлена, торговый киоск Предпринимателя в данную схему не был включен.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона N 381-ФЗ Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области издан приказ от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Пунктом 5 Порядка определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований.
Пунктом 17 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области" предусмотрено, что нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения НТО как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Как отмечалось выше, Постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.
Решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж (опубликовано в издании "Воронежский курьер" N 50-51, 12.05.2012), решение Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-II утратило силу с указанной даты опубликования нормативного акта.
Согласно п. 4.1 указанного Положения, размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж.
Пунктами 4.2, 4.3 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется путем проведения торгов в форме открытого аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Основанием для установки (монтажа) субъектом торговли нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж является заключенный с уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж (далее - Договор) по форме согласно приложению N 3 к настоящему решению.
Согласно пункту 8.4. Положения о порядке размещения НТО владельцы нестационарных торговых объектов, в отношении размещения, продления срока действия разрешительной документации которых на момент вступления в силу настоящего Положения были приняты положительные решения межведомственной комиссии по установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования, в местах, не предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов, внешний вид, размеры которых соответствуют утвержденным архитектурным решениям (исходя из группы реализуемых товаров), что подтверждено соответствующим актом приемочной комиссии, заключают договоры на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с формой, утвержденной приложением N 3 к настоящему решению, без проведения торгов на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов, по цене, равной начальной (минимальной) цене аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на основании отчета об оценке рыночной стоимости, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности в течение 60 дней после внесения соответствующих изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, за исключением случаев размещения указанных объектов на центральных улицах города, указанных в п. 4.5 настоящего Положения.
Таким образом, принимая во внимание, что Предпринимателем суду не был представлен акт приемочной комиссии, подтверждающий, что внешний вид и размеры торгового объекта соответствуют утвержденным архитектурным решениям, согласно утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов, Администрацией по результатам рассмотрения обращения заявителя по вопросу продления срока действия ордера на киоск правомерно не было принято положительное решение. При этом Предпринимателю в оспариваемом сообщении от 12.04.2013 верно указано на необходимость направления в Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области обоснованного обращения с предложением о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Учитывая установленные обстоятельства, а также отсутствие у Предпринимателя действующего ордера на установку павильона, договора на размещение нестационарных торговых объектов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленного Предпринимателем требования.
Ссылка подателя жалобы на то, что в нарушение п. 7 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г. Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской думы от 25.04.2012 N 790-III отсутствует решение об отказе в продлении срока действия ордера на спорный киоск, не принимается апелляционным судом, поскольку Предпринимателем в установленном законом порядке не оспорено непредставление заявителю ответа по вопросу продления разрешительной документации на спорный киоск (бездействие). В рамках настоящего дела данное требование не заявлено и не является предметом рассмотрения.
Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, основанные на неправильном толковании и применении норм права.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Предпринимателя - без удовлетворения.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.07.2013 по делу N А14-4755/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4755/2013
Истец: Борисов Александр Яковлевич
Ответчик: Администрация городского округа г. Воронеж, Администрация городского округа город Воронеж