г. Москва |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А40-79985/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
помощником судьи Сурковой Т.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "ПК ХК ЭЛЕКТРОЗАВОД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2013 по делу N А40-79985/2013, судьи Лапшиной В.В. (94-767)
по заявлению ОАО "ПК ХК ЭЛЕКТРОЗАВОД" (ОГРН 1027700157418; 107023, г.Москва, ул. Электрозаводская, д. 21)
к ГУ МЧС России по Москве
об оспаривании постановления от 11.06.2013 N 707
при участии:
от заявителя: |
Корчинская А.В. - по доверенности от 25.04.2013; |
от ответчика: |
Гришаев С.В. - по доверенности от 24.11.2012; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ПК ХК ЭЛЕКТРОЗАВОД" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления МЧС России по г. Москве (далее - ответчик, Управление) от 11.06.2013 N 707 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решением суда от 19.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, соблюдения процедуры и сроков привлечения Общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм процессуального права и принять по делу новый судебный акт. Указывает на отсутствие события административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы, позиции представителя заявителя полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 30.04.2013 по 03.06.2013 на основании Распоряжения N 505 от 10.04.2013 УПД Главного управления МЧС России по г. Москве провело плановую выездную проверку ОАО "ПК ХК Электрозавод", по адресу: г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 21 за соблюдением требований пожарной безопасности.
В ходе проведения мероприятий по контролю необходимых для достижения цели проверки. Государственными инспекторами по пожарному надзору были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (ПНР в РФ), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 и иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке.
06.06.2013 государственным инспектором по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по г. Москве с участием законного представителя общества Андрианова А.Ю. (протокол N 8 заседания Совета директоров ОАО "Производственный комплекс ХК ЭЛЕКТРОЗАВОД" от 08.04.2005) в отношении ОАО "Производственный комплекс ХК ЭЛЕКТРОЗАВОД" составлен протокол об административном правонарушении N 707, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
11.06.2013 по результатам рассмотрения административного дела заместителем главным государственным инспектором по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по г. Москве вынесено постановление N 707 о привлечении ОАО "ПК ХК ЭЛЕКТРОЗАВОД" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения. Постановление вынесено без участия законного представителя общества генерального директора Андрианова А.Ю., надлежаще уведомленного о месте и времени рассмотрения административного дела.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании постановления незаконным.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности указанного постановления ответчика.
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи. За данное правонарушение для юридических лиц предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 150 000 рублей до 200 000 рублей.
Объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения составляет, в том числе, нарушение требований правил пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Согласно п. 2 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4838) организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, органом пожарного надзора на основании распоряжения N 505 от 10.04.2013 в период с 30.04.2013 по 03.06.2013 проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица ОАО "ПК ХК Электрозавод" с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности. Генеральный директор общества получил копию распоряжения 24.04.2013. Результаты проверки отражены в акте проверки от 03.06.2013 г. Проверка проводилась совместно с представителями ОАО "ПК ХК Электрозавод", в том числе генерального директора и начальника пожарной охраны.
Проверкой установлено нарушение Обществом требований пожарной безопасности, установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (ПНР в РФ), утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 и иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, а именно:
-при осмотре корпусов N N 34, 51 (Исследовательско-испытательный корпус (ПИК). 41, 35 (быстро возводимое здание (БВЗ) установлено, что помещения используются ОАО "ПК ХК Электрозавод", в том числе представители ОАО "ПК ХК Электрозавод" не отрицали данный факт. Также материалами дела подтверждается, что устранением нарушений требований пожарной безопасности в данных помещениях занимается ОАО "ПK ХК Электрозавод".
-для производственных и складских помещений не определена и не обозначена на дверях помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (корпус 31) (п. 20 ППР в РФ; главы 5, 7, 8 N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 105-03: СП 12.13130.2009):
-для производственных и складских помещений не определена и не обозначена на дверях помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (корпус 32) (п. 20 ППР в РФ; главы 5, 7, 8 N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 105-03; СП 12.13130.2009);
-для производственных и складских помещений не определена и не обозначена на дверях помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (корпус 33) (п. 20 ППР в РФ; главы 5, 7, 8 N 123-ФЗ 01 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 105-03: СП 12.13130.2009);
-для производственных и складских помещений не определена и не обозначена на дверях помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (корпус 34) (п. 20 ППР в РФ: главы 5, 7, 8 N 123-ФЗ от 22 июля 2008 юла "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 105-03; СП 12.13130.2009);
-для производственных и складских помещений не определена и не обозначена на дверях помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5. 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (корпус 51 (ИИК)) (п. 20 ППР в РФ; планы 5. 7, 8 N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 105-03; СП 12.13130.2009);
-для производственных и складских помещений не определена и не обозначена на дверях помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5. 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (корпус 26) (п. 20 ППР в РФ; главы 5, 7, 8 N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 105-03; СП 12.13130.2009);
-для производственных и складских помещений не определена и не обозначена на дверях помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5. 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (корпус 41) (п. 20 ППР в РФ; главы 5, 7, 8 N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 105-03; СП 12.13130.2009);
-для производственных и складских помещений не определена и не обозначена на дверях помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (корпус 7) (п. 20 ППР в РФ; главы 5, 7, 8 N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 105-03. СП 12.13130.2009);
-для производственных и складских помещений не определена и не обозначена на дверях помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "'Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (корпус 6) (п. 20 ППР в РФ; главы 5, 7, 8 N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 105-03; СП 12.13130.2009);
-для производственных и складских помещений не определена и не обозначена на дверях помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (корпус 2) (п. 20 ППР в РФ; главы 5, 7, 8 N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 105-03; СП 12.13130.2009);
-для производственных и складских помещений не определена и не обозначена на дверях помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (корпус 3) (п. 20 ППР в РФ; главы 5, 7, 8 N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 105-03; СП 12.13130.2009);
-для производственных и складских помещений не определена и не обозначена на дверях помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (корпус 4) (п. 20 ППР в РФ; главы 5, 7, 8 N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 105-03; СП 12.13130.2009);
-для производственных и складских помещений не определена и не обозначена на дверях помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (корпус 35 (БВЗ)) (п. 20 ППР в РФ; главы 5, 7. 8 N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 1 05-03: СП 12.13130.2009); -не проводится проверка качества огнезащитной обработки несущих металлических конструкций, нарушения огнезащитжых покрытий строительных конструкций не устраняются (корп. 32) (п. 21 ППР РФ);
-не проводится проверка качества огнезащитной обработки несущих металлических конструкций, нарушения огнезащитных покрытий строительных конструкций не устраняются (корп. 33) (п. РФ);
-не проводится проверка качества огнезащитной обработки несущих металлических конструкций, нарушения огнезащитных покрытий строительных конструкций не устраняются (корп. 51 (ИИК)) (п. 21 ППР в РФ);
-не проводится проверка качества огнезащитной обработки несущих металлических конструкций, нарушения огнезащитных покрытий строительных конструкций не устраняются (корп. 31) (п. 21 ППР в РФ):
-не проводится проверка качества огнезащитной обработки несущих металлических конструкций, нарушения огнезащитных покрытий строительных конструкций не устраняются (корп. 7) (п. 21 ППР в РФ);
-не проводится проверка качества огнезащитной обработки несущих металлических конструкций, нарушения огнезащитных покрытий строительных конструкций не устраняются (корп. 6) (п. 21 ППР в РФ):
-не проводятся работы по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли, стружек и i орючих отходов (корп. 35 (БВЗ), 3 1) (п. 1 52 ППР в РФ):
-не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний (п. 24 ППР в РФ);
-планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют требованиям ГОСТа, имеются не в полном объеме (п.7 ППР в РФ; ГОСТ Р 12.2.143-2009).
Факт нарушения заявителем вышеуказанных требований пожарной безопасности, установленных нормами и правилами, подтверждается материалами административного дела.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Наказание назначено Обществу в минимальном размере, с учетом пункта 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ, в связи с чем, не имеется оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о том, что факт совершения заявителем указанного административного правонарушения документально подтвержден, правильным.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи, с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 51 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.08.2013 по делу N А40-79985/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79985/2013
Истец: ОАО "ПК ХК ЭЛЕКТРОЗАВОД", ОАО Производственный комплекс ХК "ЭЛЕКТРОЗАВОД"
Ответчик: ГУ МЧС России по г. Москве, УНД ГУ МЧС России по г. Москве