г. Хабаровск |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А16-475/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская областная больница": представитель не явился;
от Отдела надзорной деятельности по г. Биробиджану Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области: Силяев Д.В., представитель по доверенности от 25.09.2013 N 17;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности по г. Биробиджану управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области на решение от 25.07.2013 по делу N А16-475/2013 Арбитражного суда Еврейской автономной области принятое судьей Кривощековым А.В.
по заявлению Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская областная больница" (ОГРН 1027900508855, ИНН 7900001722)
к Отделу надзорной деятельности по г. Биробиджану Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области
о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности по г. Биробиджану управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области о назначении административного наказания N 121/122 от 23.04.2013
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская областная больница" (далее - ОГБУЗ "Детская областная больница", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности по г. Биробиджану управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области (далее - ОНД по г. Биробиджану УНД ГУ МЧС России по ЕАО, административный орган) от 23.04.2013 N 121/122, которым учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 и части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением от 25.07.2013 суд заявление учреждения удовлетворил частично. Признал незаконным и отменил постановление ОНД по г. Биробиджану УНД ГУ МЧС России по ЕАО от 23.04.2013 N 121/122 в части наложения штрафа в размере, превышающем 20 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить как незаконный и необоснованный.
Представитель административного органа, в судебном заседании поддержал доводы, указанные в апелляционной жалобе.
ОГБУЗ "Детская областная больница", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
При проведении внеплановой выездной проверки учреждения в период с 17.04.2013 по 18.04.2013, проведенной на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от 15.04.2013 N 71 в целях контроля исполнения ранее выданных предписаний от 27.06.2012 N 176/1/96 и от 19.07.2012 N 202/1/107, установлено, что ОГБУЗ "Детская областная больница" не устранены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
1. В здании поликлиники на полу лестничной клетки уложена плитка, тем самым увеличилась высота первой ступени со второго этажа вниз до высоты 26 см (более 22 см) (СНиП 21-01-97* п. 6.30).
2. В помещениях больницы высота эвакуационных выходов в свету менее чем 1,9 м (в помещениях поликлиники двери, отделяющие лестничный марш от поэтажных коридоров: на 1 этаже составляет 1,8 м, на 2 этаже 1,82 м, центральный эвакуационный выход 1 этаж составляет 1,88 м, выход N 3 на первом этаже через физиотерапевтическое отделение составляет 1,87 м) (ППР N 390 п. 33, СНиП 21-01-97* п. 6.16).
3. В помещениях поликлиники и стационара отсутствует по два эвакуационных выхода на каждом этаже, ширина которых в свету составляет менее чем 1,2 м (в поликлинике на 1 этаже ширина выходов составляет 0,77 м и 0,82 м, на 2 этаже -1,07 м и 0,75 м) (ППР N 390 п. 33, СНиП 21-01-97* п. 6.16).
4. В помещениях стационара ширина эвакуационных выходов составляет менее чем 0,8 м (ширина эвакуационных выходов из соматического отделения 3 этажа составляет 0,66 м и 0,78 м, 2 этажа - 0,76 м, дневного стационара - 0,73 м и 0,67 м, входа в стационар - 0,67 м, входа в приемный покой - 0,67 м и 0,73 м) (ППР N 390 п. 33, СНиП 21-01-97* п. 6.16).
5. Лестница 3-го типа не соответствует нормам, а именно ширина проступи менее 25 см, составляет 19 см, ширина лестничной площадки и марша менее чем 1,35 м (ППР N 390 п. 33, СНиП 21-01-97* п. 6.29, п. 6.30).
6. Двери центрального эвакуационного выхода с 3-го этажа открываются не по направлению выхода из здания (ППР N 390 п. 34, СНиП 21-01-97* п. 6.17).
7. В местах перехода между зданиями (корпусами) не установлены противопожарные двери 2-го типа (ППР N 390 п. 33, СНиП 21-01-97* п. 5.12, п. 6.26*, СНиП 2.08.02-89* п. 1.15*).
8. Двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, а также вторые створки дверей не обеспечены приспособлениями для самозакрывания (поликлиника 1, 2 этажи, физиотерапевтическое отделение 1 этаж, соматическое отделение 3 этаж) (ППР N 390 п. 36, СНиП 21-01-97* п. 6.18*).
9. На 1 этаже эвакуационного выхода N 3 физиотерапевтического отделения в полу имеется коммуникационное отверстие, закрытое деревянным настилом, что не обеспечивает безопасную эвакуацию людей через эвакуационный выход (ППР N 390 п. 33, СНиП 21-01-97* п. 6.4).
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 18.04.2013 N 71 и вынесенном на его основании предписании от 18.04.2013 N 71/1/34.
По фактам выявленных нарушений в отношении учреждения административным органом 18.04.2013 составлены протоколы об административных правонарушениях N 121 и N 122 за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 и частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ соответственно.
Постановлением от 23.04.2013 N 121/122 заявитель признан виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 и частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обжаловало его в суд, который, частично удовлетворяя требования, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности признаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Закона о пожарной безопасности нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "О техническом регулировании" техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности.
В силу части 2 данной нормы права к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Частью 3 статьи 4 указанного закона предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 33 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила) при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Двери на путях эвакуации открываются наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или к которым предъявляются особые требования (пункт 34 Правил).
В соответствии с пунктом 6.16 "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7) (далее - СНиП 21-01-97*) высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях.
Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания (п. 6.17 СНиП 21-01-97*).
Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах (п. 6.18* СНиП 21-01-97*).
Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по СНиП 2.04.05, но не должна превышать 60 м (п. 6.26* СНиП 21-01-97*).
Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее 1,35 м для зданий класса Ф1.1 (п. 6.29 СНиП 21-01-97*).
Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см (п. 6.30* СНиП 21-01-97*).
Факт нарушения учреждением вышеперечисленных требований пожарной безопасности подтверждается актом проверки от 18.04.2013 N 71, протоколами об административных правонарушениях от 18.04.2013 N 121 и N 122 и заявителем не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОГБУЗ "Детская областная больница" доказательств объективной невозможности соблюдения установленных требований пожарной безопасности в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Недостаточное финансирование не может служить обстоятельством, исключающим вину учреждения в совершении административного правонарушения.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ,
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли, размер штрафа в сумме 200 000 руб. назначен в пределах санкции части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности у суда отсутствуют.
Принимая решение о частичном удовлетворении требования ОГБУЗ "Детская областная больница", суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта совершения Учреждением вменяемых ему правонарушений и об отсутствии процессуальных нарушений при привлечении учреждения к ответственности.
Вместе с этим суд признал примененный к учреждению размер административного штрафа несоразмерным тяжести допущенного им нарушения и, руководствуясь правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П, признал возможным изменить оспариваемое заявителем постановление в части назначения наказания, определив сумму административного штрафа в размере 20 000 руб.
Однако, снижая размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкциями частей 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку изложенная в Постановлении от 17.01.2013 N 1-П правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сформирована в результате правового анализа положений иной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 5 статья 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и не содержит указаний на возможность ее распространение на иные составы административных правонарушений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что постановление административного органа вынесено законно и обоснованно.
На основании вышеизложенного, решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 25.07.2013 по делу N А16-475/2013 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 25.07.2013 по делу N А16-475/2013 отменить.
В удовлетворении требований областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская областная больница" о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности по г. Биробиджану управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области о назначении административного наказания N 121/122 от 23.04.2013 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.И Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-475/2013
Истец: ОГБУ здравоохранения "Детская областная больница"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности по г. Биробиджану Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области, Отдел надзорной деятельности по г. Биробиджану УНД ГУ МЧС России по ЕАО, Отдел надзорной деятельности по г. Биробиджану управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Еврейской автономной области