г. Самара |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А72-1014/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.10.2013 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.06.2013 по делу N А72-1014/2013 (судья Каданцев Ю.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт" (ИНН 7303005770, ОГРН 1027301405097), г.Ульяновск, к Администрации города Ульяновска, г.Ульяновск, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г.Ульяновск, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, г.Волгоград, Отдела водных ресурсов по Ульяновской области, г.Ульяновск, Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Нижний Новгород, Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Самара, федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей", г.Нижний Новгород, о признании незаконными действий,
в судебном заседании приняли участие:
представитель ОАО "Ульяновский речной порт" - Самошкина Н.В. (доверенность от 09.01.2013),
Трифонова О.В. - представитель Администрации города Ульяновска (доверенность от 05.04.2013 N 37-01-12) и Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (доверенность от 15.01.2013 N 01-13/112),
представители Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Отдела водных ресурсов по Ульяновской области, Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ульяновский речной порт" (далее - ОАО "Ульяновский речной порт", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 04.12.2012 N 8876-01 отказа Администрации города Ульяновска в выдаче обществу разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "причальная стенка" кадастровый номер 73:24:010402:0003:73:401:002:001719610:9002, литера XXIX, протяженностью 517,95 м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, и об обязании Администрации города Ульяновска выдать обществу такое разрешение.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Отдел водных ресурсов по Ульяновской области, Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, федеральное бюджетное учреждение "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.06.2013 по делу N А72-1014/2013 в удовлетворении указанных требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Ульяновский речной порт" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ОАО "Ульяновский речной порт" также представило письменные пояснения по делу.
В судебных заседаниях представитель ОАО "Ульяновский речной порт" поддержала апелляционную жалобу, просила отменить обжалованное судебное решение и удовлетворить заявленные обществом требования.
Представитель Администрации города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска апелляционную жалобу отклонила и просила оставить обжалованное судебное решение без изменения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Отдела водных ресурсов по Ульяновской области, Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей", которые надлежащим образом извещались о времени и месте проведения судебных заседаний.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлениях представителей в судебных заседаниях, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно Плану приватизации Ульяновского речного порта, утвержденному председателем Комитета по управлению имуществом Ульяновской области 21.01.1993 (с изменениями от 17.06.1993), у ОАО "Ульяновский речной порт" возникло право собственности на незавершенный строительством объект "причальная стенка".
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.03.2010 по делу N А72-13523/2009 за ОАО "Ульяновский речной порт" признано право собственности на незавершенный объект строительством "причальная стенка" кадастровый номер 73:24:010402:0003:73:401:002:001719610:9002, литера XXIX, протяженностью 517,95 м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25.
На основании этого судебного акта была произведена государственная регистрация права собственности ОАО "Ульяновский речной порт" на данный объект, что подтверждается свидетельством от 08.04.2010 73-АУ N 064909.
Земельный участок под указанным объектом принадлежит ОАО "Ульяновский речной порт" на праве постоянного бессрочного пользования, что подтверждается свидетельством от 01.10.1992 N 92.
Частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В силу части 2 статьи 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
ОАО "Ульяновский речной порт" обратилось в Администрацию города Ульяновска с заявлением от 01.11.2012 N 493 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимого имущества "причальная стенка", представив при этом необходимые документы, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (технический проект "Причальная набережная из металлического шпунта" 1952 года (арх. N17843), генеральный план строительства Ульяновского порта "Мосгипроводтранс" 1953 года, проектная документация на причальную стенку "Корректировка рабочего проекта капитального ремонта участка причальной набережной длиной 476 м. ЦГР Ульяновского порта" 1988 года (арх. N 72898), протокол заседания от 28.05.1982 N12 при заместителе министра Министерства речного флота РСФСР по рассмотрению восстановления несущей способности причальной набережной ЦГР Ульяновского порта, решение коллегии Министерства речного флота РСФСР от 23.11.1985 о программе реконструкции и капитального ремонта портового хозяйства в 1986 - 1995 годах с приложением Программы реконструкции и капитального ремонта портового хозяйства в 1986 - 1995 годах, документы о приемке отдельных объектов капитального строительства, документы, подтверждающие соответствие построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов проектной документации, схему, отображающую расположение построенных, реконструированных объектов капитального строительства и расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка, документы, подтверждающие заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, исполнительные и иные документы (включая журналы выполненных работ, локальную смету, справки о выполненных работах с их расшифровкой, схемы промера глубин, договоры на поставку материалов и на подрядные работы и др.).
С учетом положений ГрК РФ и других нормативных правовых актов суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае Администрация города Ульяновска является органом, уполномоченным на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Письмом от 04.12.2012 N 8876-01 Администрация города Ульяновска отказала обществу в оформлении и выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, сославшись на непредставление разрешения на строительство, выданного органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Признавая этот отказ обоснованным, суд первой инстанции не учел следующие обстоятельства.
Согласно пункту 13 статьи 1 ГрК РФ строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В указанной норме говорится об изменении параметров уже завершенного объекта капитального строительства, тогда как в рассматриваемом случае ОАО "Ульяновский речной порт" обратилось с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, ранее не завершенного строительством (являвшегося недостроенным).
Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что законодательство о градостроительной деятельности относит к объектам капитального строительства наряду со зданиями и сооружениями также и объекты незавершенного строительства, не относящиеся к временным постройкам, киоскам, навесам и другим подобным постройкам.
То есть с точки зрения законодательства о градостроительной деятельности объектами незавершенного строительства являются объекты капитального строительства, представляющие собой результат незавершенного процесса по созданию здания, строения, сооружения.
При строительстве возникает объект с новыми качествами, которые изначально запроектированы в проектно-технической документации, тогда как при реконструкции возникает новое качество ранее существовавшего объекта.
Таким образом, понятие "объект незавершенного строительства" связано только с созданием здания, строения, сооружения, а не с реконструкцией объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 754 Гражданского кодекса Российской Федерации реконструкция включает в себя обновление, перестройку, реставрацию здания или сооружения.
Согласно Своду правил "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", утвержденному Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 153, под реконструкцией здания понимается комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от имевшего место физического и морального износа, достижения новых целей эксплуатации здания.
Таким образом, именно изменение основных показателей объекта будет свидетельствовать об осуществлении его реконструкции.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Ульяновский речной порт" не реконструировало, а достроило объект "причальная стенка".
Так, из договора от 02.09.2011, сметы, договора от 01.09.2011 на ведение строительного контроля и приказа от 22.09.2011 N 3к, представленных обществом в Администрацию города Ульяновска, видно, что обществом производились работы по достройке причальной набережной, а именно: участка в 50 п.м.
Из документов, представленных обществом в Администрацию города Ульяновска, также следует, что вся причальная стенка строилась по участкам в 100 п.м., 250 п.м., 476 п.м. и 50 п.м., в связи с чем не имеется оснований считать реконструкцией объекта работы по строительству заключительного участка.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в 2011-2012 годах производились работы по реконструкции объекта, а поэтому необходимо было получить разрешение на строительство до выполнения именно вышеуказанных работ, является ошибочным.
Поскольку у ОАО "Ульяновский речной порт" имеются документы, равнозначные разрешению на строительство (протокол заседания от 28.05.1982 N 12 при заместителе министра Министерства речного флота РСФСР по рассмотрению восстановления несущей способности причальной набережной ЦГР Ульяновского порта и решение коллегии Министерства речного флота РСФСР от 23.11.1985 о программе реконструкции и капитального ремонта портового хозяйства в 1986 - 1995 годах с приложением Программы реконструкции и капитального ремонта портового хозяйства в 1986 - 1995 годах), то при выполнении работ по строительству (уже разрешенной ранее достройке) объекта не требовалось получение нового разрешения, тем более разрешения на реконструкцию объекта, ранее не вводимого в эксплуатацию.
Согласно экспертному заключению от 23.09.2013 N 254/13, составленному Поволжским центром экспертиз, портовое гидротехническое сооружение "Причальная стенка, возведенная на территории центральною грузового района ОАО "Ульяновский речной порт", по состоянию на время проведения экспертного исследования соответствует требованиям строительных норм и правил, требованиям безопасности, находится и хорошем состоянии и может нормально эксплуатироваться.
В соответствии с пунктом 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил}, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета энергетических ресурсов (заключение о соответствии).
Таким образом, заключение государственного строительного надзора выдается только в отношении тех объектов, надзор в отношении которых от даты начала строительства до завершения вел орган государственного строи тельного надзора.
Поскольку органы государственного о строительного надзора были созданы в 2006 году, то они никак не могли осуществлять надзор в отношении объекта, строительство которого началось еще в 50-е годы ХХ века.
Пунктом 17 указанного Положения предусмотрено, что в целях получения заключения о соответствии в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых, осуществлялись в период с 30.12.2004 по 01.01.2007, но разрешения на ввод в эксплуатацию которых не получено, заявитель вправе представить органу государственного строительного надзора документы, подтверждающие соответствие результатов строительства и строительных материалов требованиям законодательства.
ОАО Ульяновский речной порт" представило в Главную государственную инспекцию регионального надзора Ульяновской области акты рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию от 1990, 1991, 1992, 1994 годов и документы на авторский надзор Государственного института проектирования на речном транспорте "Гипроречтранс".
Письмом от 19.09,2013 N 73-ИОГВ-42/10825исх Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области сообщила, что строительство указанного объекта осуществлено до введения в действие ГрК РФ, а выдача заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства "причальная стенка" не предусмотрена действовавшим на то время законодательством Российской федерации о градостроительной деятельности.
В этом письме также указано, что Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области, изучив представленную техническую и проектную документацию, считает, что ввод объекта в эксплуатацию возможен на основании актов рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию от 1990, 1991, 1992, 1994 годов с учетом того, что авторский надзор за строительством производился Государственным институтом проектирования на речном транспорте "Гипроречтранс".
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное судебное решение в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь частью 5 статьи 201, пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт о признании незаконным выраженного в письме от 04.12.2012 N 8876-01 отказа Администрации города Ульяновска в выдаче обществу разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "причальная стенка" кадастровый номер 73:24:010402:0003:73:401:002:001719610:9002, литера XXIX, протяженностью 517,95 м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, и об обязании Администрации города Ульяновска выдать обществу такое разрешение.
С учетом положений частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции взыскивает с Администрации города Ульяновска в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., в том числе расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., понесенные обществом при обращении в суд первой инстанции, и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
На основании части 5 статьи 110 АПК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную им платежным поручением от 12.07.2013 N 522 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 июня 2013 года по делу N А72-1014/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным выраженный в письме от 04 декабря 2012 года N 8876-01 отказ Администрации города Ульяновска в выдаче открытому акционерному обществу "Ульяновский речной порт" разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "причальная стенка" кадастровый номер 73:24:010402:0003:73:401:002:001719610:9002, литера XXIX, протяженностью 517,95 м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25.
Обязать Администрацию города Ульяновска выдать открытому акционерному обществу "Ульяновский речной порт" разрешение на ввод в эксплуатацию объекта "причальная стенка" кадастровый номер 73:24:010402:0003:73:401:002:001719610:9002, литера XXIX, протяженностью 517,95 м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25.
Взыскать с Администрации города Ульяновска в пользу открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (Три тысячи) руб.
Возвратить открытому акционерному обществу "Ульяновский речной порт" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1014/2013
Истец: ОАО "Ульяновский речной порт"
Ответчик: Администрация города Ульяновска
Третье лицо: Волжское управление государственного морского и речного надзора, Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства админиястрации города Ульяновска, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства подных ресурсов, Отдел водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Ульяновской области, Отдел водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федеральное агентство водных ресурсов, Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологичекому и атомному надзору