г.Воронеж |
|
5 марта 2010 г. |
Дело N А14-18657-2009/653/34 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 марта 2010 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,
при участии:
от муниципального казенного предприятия городского округа г.Воронеж "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат": Иванова А.А., представителя по доверенности от 26.02.2010, Черновой Л.В., начальника юридического отдела по доверенности N 02/юр от 11.01.2010;
от инспекции государственного строительного надзора Воронежской области: Федорищева А.М., начальника отдела правового регулирования по доверенности от 31.12.2009;
от общества с ограниченной ответственностью "Агрокс-2": не явились, надлежаще извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия городского округа г.Воронеж "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.01.2010 по делу N А14-18657-2009/653/34 (судья Кораблева Г.Н.) по заявлению муниципального казенного предприятия городского округа г.Воронеж "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат" к инспекции государственного строительного надзора Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2009 N 278 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие городского округа г.Воронеж "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к инспекции государственного строительного надзора Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2009 N 278.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Агрокс-2".
Решением от 12.01.2010 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным судебным актом, предприятие обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение судом норм материального права.
При этом, заявитель жалобы ссылается на то, что им предпринимались все меры к выполнению предписания N 128 от 15.05.2009, и часть из отмеченных в предписании нарушений были устранены, об этом свидетельствует постановление N 278 по делу об административном правонарушении в области строительства N 253/09-АИ от 10.11.2009.
МКП "ВЖЖК" указывает, что 11.07.2006, 30.10.2006 по генеральным доверенностям им переданы ООО "Агрокс-2" все функции, связанные со строительством жилых домов по данным адресам, в том числе: проектирование, технический надзор, финансирование, поставка оборудования, взаимодействие с органами власти и управления, контролирующими и другими организациями, привлечение дольщиков и инвесторов, сдача в эксплуатацию, представление необходимых документов в органы власти и управления, в т.ч. в Комитет по управлению жилищным фондом администрации города Воронежа, инспекции Архтехнадзора, БТИ, и др.
Таким образом, именно ООО "Агрокс-2" согласно вышеуказанным доверенностям, должно было опубликовать проектную декларацию по объектам капитального строительства по адресам: ул. Ленинградская, д. 11а и ул. Айвазовского, д. 2а и осуществлять все функции связанные со строительством данных объектов, в том числе предоставление необходимых документов в органы власти, управления и другие органы, а также совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.
В судебное заседание третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Агрокс-2" не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.
На основании приказа N 279 от 15.04.2009 Инспекцией государственного строительного надзора Воронежской области в период с 20.04.2009 по 08.05.2009 проведена проверка соблюдения МУП "ВЖКК" Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" при строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости.
Результаты проверки отражены административным органом в актах проверки N 279 от 15.05.2009, N 280 от 15.05.2009.
В ходе проверки установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "Агрокс-2", действующим на основании доверенностей от 30.10.2006, от 11.07.2006, выданных Предприятием, являющимся застройщиком, неправомерно привлекались денежные средства на строительство многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г.Воронеж, ул.Ленинградская, 116а, г.Воронеж, ул.Айвазовского, 2а, при отсутствии опубликования проектной декларации застройщика, разрешения на строительство указанных объектов недвижимости, что является нарушением частей 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Денежные средства в сумме 4 136 760 руб., полученные Обществом от участников долевого строительства жилого дома, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Айвазовского, 2а, использованы Обществом не по целевому назначению, а именно на оплату проектных работ, содержание службы заказчика, что является нарушением статьи 18 Закона об участии в долевом строительстве.
Кроме того, в нарушение пункта 2 Правил предоставления застройщиком ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, Предприятием в период с 4 квартала 2007 года по 1 квартал 2009 в контролирующий органа не представлялась отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
28.05.2009 по итогам проверки в отношении Общества составлен протокол N 97 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также протокол N 98 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Указанные материалы послужили основанием для вынесения Инспекцией постановления N 132 от 11.06.2009 по делу об административном правонарушении в области строительства N 102-103/09-АИ, согласно которому директор Предприятия признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ, частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Инспекцией по результатам проведенной проверки в отношении Предприятия вынесено предписание N 128 от 15.05.2009 об устранении нарушений, согласно которому Предприятию в срок до 01.09.2009 необходимо устранить установленные актом N 280 от 15.05.2009 нарушения.
На основании приказа N 626 от 23.09.2009 Инспекцией в период с 30.09.2009 по 07.10.2009 проведена проверка исполнения Предприятием предписания Инспекции от 15.05.2009 N 128, результаты которой отражены в акте проверки N 537 от 07.10.2009.
В ходе проверки установлено, что Предприятием не исполнены пункты 1, 4, 5 предписания N 128 от 15.05.2009, а именно, не опубликована проектная декларация в соответствии со статьями 19, 20, 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; денежные средства в сумме 4 136 760, полученные от участников долевого строительства жилого дома, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Айвазовского, 2а, не направлены исключительно для строительства указанного объекта в соответствии с проектной документацией; Предприятием не представляется ежеквартальная отчетность в адрес Инспекции об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
26.10.2009 по итогам проверки в отношении Предприятия составлен протокол N 248 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Названные материалы послужили основанием для вынесения Инспекцией постановления N 278 от 10.11.2009 по делу об административном правонарушении в области строительства N 253/09-АИ, согласно которому Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Полагая, что указанное постановление противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, Предприятие обратилось в арбитражный суд за защитой.
Разрешая настоящий спор, суд правомерно исходил из доказанности факта совершения МКП "ВЖКК" вменяемого правонарушения, вины в его совершении и отсутствия в действиях административного органа нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными правомерными выводами суда первой инстанции и полагает необходимым учитывать следующее.
Частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 01.04.2005, его действие распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу этого закона.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона об участии в долевом строительстве данный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Частью 1 статьи 3 указанного закона предусмотрено право застройщика привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды такого земельного участка.
Порядок опубликования проектной декларации определен в статье 19 Закона об участии в долевом строительстве, согласно которой она опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее, чем за четырнадцать дней до дня заключения им договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в части 1 статьи 23 закона контролирующий орган.
При этом согласно части 2 названной нормы право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
На основании статьи 2 Закона об участии в долевом строительстве застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В соответствии со статьей 18 названного Закона застройщик использует денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, исключительно для строительства (создания) им многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с проектной документацией.
В силу пункта 3 части 5 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контролирующий орган вправе, в том числе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - Правила), а также соответствующие формы отчетности.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
В силу пункта 4 Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Застройщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее представления (пункт 7 Правил).
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Представленными материалами дела подтверждается, что 16.04.2003 администрацией города Воронежа вынесено постановление N 775, согласно которому в рамках подготовки программы реконструкции муниципальных общежитий МУП "ВЖКК" под благоустроенное жилье необходимо провести эксперимент по строительству отдельно стоящих жилых домов и пристроек на земельных участках, закрепленных за зданиями муниципальных общежитий МУП "ВЖКК" с целью получения дополнительных жилых площадей для расселения граждан, проживающих в этих общежитиях и имеющих личные сбережения для долевого строительства. Функции заказчика данным постановлением возложены на Предприятие.
В целях реализации названного постановления между Предприятием (заказчик), Администрацией города Воронежа и обществом с ограниченной ответственностью "Агрокс-2" (застройщик) заключены договоры N 14 от 01.02.2006, от 31.08.2006 об условиях строительства жилья, предметом которых является проектирование и строительство жилых домов на земельных участках, выделенных заказчику постановлениями администрации города Воронежа от 11.07.2005 N 1305, от 08.12.2004 N 1914, расположенном по адресу: г.Воронеж, ул.Айвазовского, 2а, г.Воронеж, ул.Ленинградская, 116а, за счет собственных, заемных и (или) привлеченных средств заказчика и застройщика.
Между Предприятием (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Агрокс-2" (генеральный подрядчик) заключены договоры генподряда N 1 от 26.06.2006, N 2 от 20.09.2006, согласно которым заказчик поручает проектирование и строительство жилых пристроек, расположенных по адресу: г.Воронеж, ул.Айвазовского, 2а, г.Воронеж, ул.Ленинградская, 116а, генеральному подрядчику, а последний, в свою очередь принимает на себя обязательства по строительству указанных объектов.
Предприятием в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агрокс-2" выданы генеральные доверенности от 11.07.2006, от 30.10.2006 на выполнение функций заказчика, связанных с осуществлением строительства вышеуказанных объектов недвижимости.
27.10.2008 Предприятием получено разрешение на строительство N RU-36302000-199 жилого здания, площадью 5 764,4 кв.м, строительный объем 24 901 м.куб, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Ленинградская, 116а сроком действия до 27.08.2009.
Обществом с ограниченной ответственностью "Агрокс-2" в период с 30.11.2006 по 29.12.2008 при строительстве объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Ленинградская, 116а, заключены договоры участия в долевом строительстве, на основании которых от участников долевого строительства приняты денежные средства в сумме 20 156 725 руб., за период с 08.06.2007 по 29.05.2008 Обществом заключены договоры участия в долевом строительстве жилого дома, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Айвазовского, 2а, на основании которых привлечены денежные средства в сумме 4 136 760 руб.
При этом стороной договора являлось также Предприятие, в то время как общество с ограниченной ответственностью "Агрокс-2" действовало в интересах и по поручению Предприятия, осуществляло полномочия в интересах последнего на основании договоров генподряда N 1 от 26.06.2006, N 2 от 20.09.2006 и вышеуказанных генеральных доверенностей.
Статьей 182 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В связи с указанным, представляется правильным вывод суда о том, что вышеуказанные генеральные доверенности, выданные Предприятием обществу с ограниченной ответственностью "Агрокс-2", предоставляют последнему только лишь права, не возлагая на него каких-либо обязанностей, в том числе по опубликованию проектной декларации и представлению от имени застройщика в контролирующий орган отчетности.
Из материалов также следует, что постановлениями главы городского округа город Воронеж от 11.07.2005 N 1305, администрации города Воронежа Воронежской области от 08.12.2004 N 1914 Предприятию предоставлены в аренду сроком на 49 лет земельные участки из земель поселений, фактически занимаемые зданиями общежитий, в том числе по ул.Айвазовского, 2а, ул.Ленинградской, 116а г.Воронежа.
Предприятие является застройщиком, следовательно, на него распространяются требования Закона об участии в долевом строительстве, в том числе требования, устанавливающие обязанность привлечения денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома или иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования проектной декларации, по привлечению денежных средств дольщиков при наличии соответствующих разрешительных документов и использованию полученных денежных средств в соответствии с целевым назначением, а также устанавливающие обязанность по предоставлению отчетности об осуществлении деятельности по привлечению денежных средств участников долевого строительства в контролирующий орган.
Довод заявителя об использовании денежных средств обществом с ограниченной ответственностью "Агрокс-2" не освобождает Предприятие от ответственности за действия лица, которому выдана доверенность.
Изложенным в непосредственной связи с представленными материалами дела подтверждается факт невыполнения МКП городского округа г.Воронеж "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат" пунктов 1, 4, 5 предписания инспекции государственного строительного надзора Воронежской области N 128 от 15.05.2009, то есть совершения правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.19.5 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У МКП "ВЖКК" имелась возможность исполнить пункты 1, 4, 5 законного предписания инспекции N 128 от 15.05.2009, а именно, опубликовать проектную декларацию в соответствии со статьями 19, 20, 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; денежные средства в сумме 4 136 760, полученные от участников долевого строительства жилого дома, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Айвазовского, 2а, направить исключительно для строительства указанного объекта в соответствии с проектной документацией; представить ежеквартальную отчетность в адрес Инспекции об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Однако предприятием не были приняты все зависящие от него меры для выполнения предписания и недопущения совершения правонарушения, что свидетельствует о наличии в его действиях вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.19.5 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих совершение МКП "ВЖКК" правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.19.5 КоАП РФ, последнее ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы, в нарушение ст.65 АПК РФ не представило.
Нарушений процедуры и сроков привлечения предприятия к административной ответственности, в действиях административного органа судом не установлено.
Каких-либо аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт МКП "ВЖКК" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом не допущено.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ч.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.01.2010 по делу N А14-18657-2009/653/34 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия городского округа г.Воронеж "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18657/2009
Истец: МКП г. Воронежа "ВЖКК", МКП городского округа г. Воронеж "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат"
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора ВО, Инспекция государственного строительного надзора Воронежской области
Третье лицо: ООО "АГРОКС-2"
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-709/10