г. Самара |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А55-11989/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - извещен, не явился;
от Общества с ограниченной ответственностью "Аграпарк" - Дмитриева Н.В., по доверенности N 1юр от 24 июня 2013 года;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 июля 2013 года по делу N А55-11989/2013 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Самара,
к Обществу с ограниченной ответственностью "Аграпарк" (ИНН 6312115054, ОГРН 1126312001298), г. Самара,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении ООО "Аграпарк" к административной ответственности по ч. 1 ст.14.44 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что наличие в действиях ООО "Аграпарк" состава административного правонарушения, выразившегося в представлении ООО "Аграпарк" недостоверных сведений, посредством включения в сведения о соответствии колбасы полукопченой категории А и колбасы полукопченой категории А, Б, В о соответствии ГОСТ Р 51074-2003 Р, недостоверного задекларирования продукции, то есть совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ, подтверждается материалами дела: декларацией о соответствии, протоколом об административном правонарушении, протоколами лабораторных исследований, заключением к протоколам испытаний и т.д.
В ходе административного расследования лицо, уполномоченное на составление протокола об административном правонарушении, обнаружило обстоятельство, свидетельствующее о совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.44 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Управления.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Аграпарк" считает решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "Аграпарк", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Административным органом установлено, что ООО "Аграпарк" (далее - общество) допустило недостоверное декларирование соответствия продукции, а именно: согласно декларации о соответствии РОСС Яи.АЯ70.Д05023 от 03.12.2012 г. продукты мясные, колбасы полукопченые: категория А - говяжья; категория Б - армавирская, баранья, венгерская, дачная, краковская, крестьянская, одесская, польская, сервелат московский, столичная, таллиннская, украинская; категория В -алтайская, ветчинная, городская, застольная, закусочная, краснодарская, любительские колбаски, охотничьи колбаски, пикантная, покровская, полтавская, ростовские колбаски, русская, свиная, сервелат российский, уральская (29 наименований), выпускаемые по ГОСТ Р 53588-2009, ОКП 92 1331 соответствует требованиям ГОСТ Р 53588-2009 п. 5.2; СанПиН 2.3.2.1078-01 Приложение 1, инд. 1.1.4, 1.1.4.3; ГОСТ Р 51074-2003 Р.3, р. 4, п.п. 4.2.2.1, 4.2.2.2. Данная декларация принята на основании заключения о ветеринарно-санитарном обследовании 263 N 02055 от 29.11.2012 г., выданным Департаментом ветеринарии Государственной ветеринарной службы Самарской области; протоколов испытаний N 6586, N 6587 от 23.11.2012 г. ИЛ ФГУ "Самарский ЦСМ". Заключение о ветеринарно-санитарном обследовании 263 N 02055 от 29.11.2012 г., выданное Департаментом ветеринарии Государственной ветеринарной службы Самарской области, не содержит информации о соответствии продукции обязательным требованиям. Согласно протоколам испытаний N 6586, N 6587 от 23.11.2012 г. ИЛ ФГУ "Самарский ЦСМ" исследования на соответствие физико-химическим, санитарно-химическим, радиологическим и микробиологическим показателям проведены только в отношении двух наименований продукции (колбаса полукопченая категории В "ветчинная" и колбаса полукопченая категории Б "баранья"). Исследования в отношении остальных наименований не проводились.
24.05.2013 года по данному факту административным органом в отношении общества был составлен протокол N 03-2/349 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ.
Согласно части 1 ст. 14.44 КоАП РФ недостоверное декларирование соответствия продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Судом верно отмечено в решении, что часть 1 ст. 14.44 КоАП РФ предусматривает ответственность за недостоверное декларирование продукции, под которым следует понимать совершение декларантом действий, связанных с недостоверным подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств.
Судом правильно учтено, что поскольку общество представило административному органу декларацию о соответствии РОСС 1Ш.АЯ70.Д05023 от 03.12.2012 г. на продукты мясные, колбасы полукопченые, сведений о недостоверности которой (недостоверности сведений, положенных в основу выдачи декларации о соответствии) материалы дела не содержат, в действиях общества отсутствуют признаки правонарушения по части 1 статьи 14.44. КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении обязательных требований к продукции, в том числе к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства.
Техническое регулирование представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти (или уполномоченных наднациональных органов), направленную на установление обязательных требований по отношению к объектам технического регулирования.
Из статьи 2 указанного Закона следует, что декларирование соответствия - это форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. При этом подтверждение соответствия состоит в документальном удостоверении соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Схема подтверждения соответствия представляет собой перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям. При этом статьей 24 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона).
При декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Согласно пункту 5 статьи 24 Федерального закона N 184-ФЗ декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; указание на схему декларирования соответствия; заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия декларации о соответствии; иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.
Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации, утвержденного постановлением Правительства от 07.07.1999 г. N 766 "Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации" в качестве документов, являющихся основанием для принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии, могут использоваться протоколы приемочных, приемо-сдаточных и других контрольных испытаний продукции, проведенных изготовителем (продавцом, исполнителем) и/или сторонними компетентными испытательными лабораториями.
Таким образом, объективной стороной вменяемого административного правонарушения, является совершение декларантом действий, связанных с подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории, технической документации.
При этом указанные действия осуществляются при разработке, принятии, применении обязательных требований к продукции, в том числе к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства.
Иными словами, недостоверное декларирование - это действия по представлению в процессе декларирования недостоверных сведений, на основании которых осуществляется выдача декларации о соответствии.
Из материалов дела следует, что общество представило в административный орган названную декларацию о соответствии, согласно которой продукты мясные, колбасы полукопченые соответствуют требованиям ГОСТ Р 53588-2009 п. 5.2; СанПиН 2.3.2.1078- 01 Приложение 1, инд. 1.1.4, 1.1.4.3; ГОСТ Р 51074-2003 Р.3, р. 4, п.п. 4.2.2.1, 4.2.2.2.
Основанием для принятия указанной декларации о соответствии явились протоколы испытаний N 6586, N 6587 от 23.11.2012 г. ИЛ ФГУ "Самарский ЦСМ".
Сведения о том, что административным органом исследовались обстоятельства получения обществом указанной выше декларации о соответствии, а также документы, послужившие основанием для ее принятия, в материалах дела отсутствуют.
Также отсутствуют доказательства представления обществом недостоверных, искаженных, неполных сведений, положенных в основу выдачи декларации о соответствии, подтверждающей соответствие продукции требованиям технических регламентов, либо доказательств того, что испытательной лабораторией указанные в декларации протоколы не составлялись и не выдавались.
Судом правомерно учтено, что Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Таким образом судом обоснованно отказано в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно положениям ст. 2, 24 Федерального закона "О техническом регулировании", ст. 14.4 КоАП РФ объективной стороной вменяемого Обществу административного правонарушения, является совершение декларантом действий, связанных с подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории, технической документации.
При этом, указанные действия осуществляются при разработке, принятии, применении обязательных требований к продукции, в том числе к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства.
Таким образом, недостоверное декларирование - это действия по представлению в процессе декларирования недостоверных сведений, на основании которых осуществляется выдача декларации о соответствии.
Общество представило в административный орган декларацию о соответствии N РОСС Рчи.АЯ70.Д05023 от 03.12.2012 г., согласно которой, продукты мясные, колбасы полукопченые соответствуют требованиям ГОСТ Р 53588-2009 п. 5.2; СанПиН 2.3.2.1078-01 Приложение 1, инд. 1.1.4, 1.1.4.3; ГОСТ Р 51074-2003 Р.З, р. 4, п.п. 4.2.2.1, 4.2.2.2.
Основанием для принятия указанной декларации о соответствии явились протоколы испытаний N 6586, N 6587 от 23.11.2012 г. ИЛ ФГУ "Самарский ЦСМ".
Сведения о том, что административным органом исследовались обстоятельства получения обществом указанной выше декларации о соответствии, а также документов, послуживших основанием для ее принятия, в материалах дела отсутствуют.
Также отсутствуют доказательства представления обществом недостоверных, искаженных, неполных сведений, положенных в основу выдачи декларации о соответствии, подтверждающей соответствие продукции требованиям технических регламентов, либо доказательств того, что испытательной лабораторией указанные в декларации протоколы не составлялись и не выдавались.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 июля 2013 года по делу N А55-11989/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11989/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
Ответчик: ООО "Аграпарк"