г. Москва |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А41-55394/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя - Андрианова В.С., по доверенности от 08.10.2013 N 251,
от заинтересованного лица - Баранова Е.А., по доверенности от 30.09.2013 N 42,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Можайск на решение Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2013 года по делу N А41-55394/12, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по заявлению Администрации Можайского муниципального района к Администрации городского поселения Можайск о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Можайского муниципального района Московской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо):
- о признании незаконным решения Администрации городского поселения Можайск, оформленного письмом от 30.10.2012 N 2111/1-24, об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010702:469, площадью 527 кв.м., с видом разрешенного использования "для использования зданий МУЗ "Можайская центральная районная больница" на вид разрешенного использования "для строительства здания салона ритуальных принадлежностей";
- об обязании Администрацию городского поселения Можайск принять решение и провести предусмотренную законодательством процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010702:469, площадью 527 кв.м., с видом разрешенного использования "для использования зданий МУЗ "Можайская центральная районная больница" на вид разрешенного использования "для строительства здания салона ритуальных принадлежностей".
Решением от 15 июля 2013 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования администрации Можайского муниципального района Московской области удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы заинтересованное лицо указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" администрация Можайского муниципального района Московской области не может являться заявителем на предоставление муниципальной услуги об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Также администрация Можайского муниципального района Московской области не является ни правообладателем, ни арендатором спорного земельного участка.
Представитель заявителя возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, администрация Можайского муниципального района 26.03.2012 за исх. N 420 обратилась к главе городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования: "для использования зданий МУЗ "Можайская центральная районная больница" на вид разрешенного использования: "для строительства здания салона ритуальных принадлежностей" земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010702:469, площадью 527 кв.м., расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, г. Можайск, ул. Амбулаторная, д. 1, мотивируя свое заявление необходимостью оказания населению гарантированного перечня услуг по погребению.
Как пояснил апелляционному суду представитель администрации Можайского муниципального района, вышеуказанный земельный участок расположен в непосредственной близости к зданию морга МУЗ "Можайская центральная районная больница", изменение вида разрешенного использования земельного участка необходимо для последующего проведения заявителем аукциона на право его аренды в целях строительства здания салона ритуальных принадлежностей, который может оказывать гражданам ритуальные услуги.
В ответ на указанное обращение Администрация городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области 13.04.2012 за исх. N 612/1-24 сообщила о необходимости для рассмотрения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010702:469, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, г. Можайск, ул. Амбулаторная, д. 1, предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок.
Администрация Можайского муниципального района 04.05.2012 за исх. N 1640/01-24 обратилась к заместителю главы городского поселения Можайск с заявлением об изменении вида разрешенного использования: "для использования зданий МУЗ "Можайская центральная районная больница" на вид разрешенного использования: "для строительства здания салона ритуальных принадлежностей" земельного участка площадью 527 кв.м. с кадастровым номером 50:18:0010702:469, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, г. Можайск, ул. Амбулаторная, д. 1, мотивируя свое заявление необходимостью оказания населению гарантированного перечня услуг по погребению. В указанном заявлении заявитель пояснил, что земельный участок относятся к землям неразграниченной государственной собственности.
В ответ на указанное обращение Администрация городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области 28.05.2012 за исх. N 930/1-24 сообщила о нецелесообразности изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010702:469.
04.06.2012 Администрация Можайского муниципального района обратилась с заявлением N 1640/01-24 в Можайскую городскую прокуратуру о принятии мер прокурорского реагирования к Главе городского поселения Можайск.
04.07.2012 за исх. N 3-32в-2012 Можайская городская прокуратура сообщила Администрации Можайского муниципального района о внесении представления об устранении нарушений градостроительного законодательства.
Администрация Можайского муниципального района письмом от 05.10.2012 N 1779 в очередной раз обратилась в Администрацию городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, ссылаясь на письмо Можайского городского прокурора 04.07.2012 за исх. N 3-32в-2012 с просьбой повторно рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 527 кв.м. с кадастровым номером 50:18:0010708:469, с вида разрешенного использования: "для использования зданий МУЗ "Можайская центральная районная больница" на вид разрешенного использования: "для строительства здания салона ритуальных принадлежностей".
На данное обращение письмом от 30.10.2012 N 2111/1-24 Администрация городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области сообщила, что изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости земельного участка входит в перечень муниципальных услуг, оказываемых Администрацией городского поселения Можайск Московской области, утвержденный постановлением Главы городского поселения Можайск N 398-П от 30.60.2011.
Считая, что действия Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области являются незаконными и, что до настоящего времени решение по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка не принято, заявитель обратился в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности решения Администрации городского поселения Можайск, оформленного письмом от 30.10.2012 N 2111/1-24, об отказе в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка на основании следующих обстоятельств.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия, бездействия закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ вплоть до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 31 декабря 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
В силу пункта 3 части 3 статьи 20 Устава городского поселения Можайск вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки, должны выноситься на публичные слушания.
Согласно пункту 3.1 раздела N 3 Положения о публичных слушаниях в городском поселении Можайск Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 29.04.2008 N 35/19 "Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городском поселении Можайск Московской области" обязательному вынесению на публичные слушания подлежат вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39 Градостроительного кодекса РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1).
В силу части 2 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи.
Согласно части 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 5 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 6 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснены понятия действий и бездействий.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ администрацией городского поселения Можайск не принято решение о проведении процедуры публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010702:469, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, г. Можайск, ул. Амбулаторная, д. 1.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга по изменению вида разрешенного использования земельного участка предоставляется физическим и юридическим лицам (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Закон N 137-ФЗ), распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Законом N 137-ФЗ установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
На основании изложенного апелляционный суд признает необоснованной ссылку Администрация городского поселения Можайск на Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которым администрация Можайского муниципального района Московской области не может являться заявителем на предоставление муниципальной услуги об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 50:18:0010702:469 находится в государственной не разграниченной собственности, следовательно, в силу пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ Администрация Можайского муниципального района имеет право распоряжения спорным земельным участком.
Таким образом, апелляционный суд признает несостоятельным довод жалобы о том, что заявитель не является правообладателем спорного земельного участка.
Довод жалобы о том, что до принятия правил землепользования и застройки изменение одного вида разрешенного использования на другой является прерогативой главы местной администрации и зависит исключительно от его усмотрения, противоречит положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ и основан на неверном толковании настоящего Закона.
На основании изложенного администрацией городского поселения Можайск в нарушение градостроительного законодательства неправомерно не приняла решения о проведении процедуры публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010702:469 по заявлению Администрации Можайского муниципального района Московской области.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о незаконности решения Администрации городского поселения Можайск, оформленного письмом от 30.10.2012 N 2111/1-24, об отказе в проведении процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка, не находит оснований для удовлетворения жалобы Администрации городского поселения Можайск Московской области.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2013 по делу N А41-55394/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-55394/2012
Истец: Администрация городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, Администрация Можайского района
Ответчик: Администрация городского поселения Можайск
Третье лицо: Администрация городского поселения Можайск