город Омск |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А75-3183/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8203/2013) Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июля 2013 года по делу N А75-3183/2013 (судья Тихоненко Т.В.) по иску Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1078601000103) к обществу с ограниченной ответственностью "Нерга" (ОГРН 1108610000102) о взыскании 38 468 руб. 08 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Нерга" - не явился, извещено,
установил:
Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Нерга" (далее - ООО "Нерга") о взыскании в федеральный бюджет недополученного дохода в размере 38 468 руб. 08 коп. в результате заключения договора купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд N 9-20/ИС от 21.09.2010.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июля 2013 года по делу N А75-3183/2013 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе истец указывает, что при расчете платы за заготовку древесины в порядке проведения сплошных санитарных рубок истцом ошибочно применялись корректирующие коэффициенты к ставкам с учетом степени повреждения насаждений, установленные пунктом 10 примечания к таблице 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". В результате чего в федеральный бюджет недополучен доход в сумме 38 468,08 руб.
ООО "Нерга" письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
В заседание суда апелляционной инстанции представители сторон не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, проверив законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола аукциона от 10.09.2010 N 9-8 между истцом (продавец) и ответчиком (покупатель) заключен договор, по условиям которого истец, действующий в соответствии со статьями 75-77 Лесного кодекса Российской Федерации продает, а ответчик покупает лесные насаждения, площадью 13,02 га, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Российской Федерации, Октябрьского района, Территориальное управление - Няганское лесничество, Сергинское участковое лесничество, кв. 60, в. 3.
Форма рубки - сплошная санитарная (пункт 8 договора).
Согласно пункту 11 договора вывозка древесины осуществляется по 20.09.2011, одновременно с заготовкой.
В соответствии с пунктом 14 договора плата по настоящему договору составляет 14 262 руб.
В пункте 15 договора указано, что покупатель внес установленную продавцом плату по платежным поручениям N 430 от 15.09.2010 на сумму 9 517 руб., N 431 от 15.09.2010 на сумму 4 745 руб.
Срок действия договора установлен с 21.09.2010 по 20.09.2011 (пункт 27 договора).
В феврале 2013 истец направил в адрес ответчика претензионное письмо (л.д. 27), в котором пояснил, что при определении цены договора был необоснованно применен понижающий коэффициент, в результате чего образовалась недоимка в федеральный бюджет, которую ответчик должен оплатить.
Поскольку указанное требование добровольно ответчик не исполнил, в рамках настоящего дела Департамент обратился с исковым заявлением к ООО "Нерга" о взыскании в федеральный бюджет недополученного дохода в размере 38 468 руб. 08 коп.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 4 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Как установлено статьей 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73-76 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ в извещении о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, публикуемом организатором аукциона, должны содержаться в частности сведения о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009 N 75, организатор в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений определяет в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации начальную продажную цену права аренды или начальную продажную цену лесных насаждений, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона").
В силу части 3 статьи 75 ЛК РФ к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии с частью 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На момент заключения сторонами договора и в настоящее время ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно пункту 14 договора покупатель производит оплату в размере 14 262 руб.
Расчет указанной стоимости приведен в ведомости материально-денежной оценки лесосек при сплошном или ленточном пересчете (т. 1 л.д. 68-69).
Из ведомости следует, что при расчете стоимости применен коэффициент при степени повреждения лесных насаждений до 80% - 0,2.
Обращаясь с настоящим иском, Департамент исходит из того, что в расчете платы по договору коэффициент 0,2 применен ошибочно.
При оценке указанного довода Департамента суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу статей 9, 65 АПК РФ суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредоставления доказательств.
Коэффициент 0,2 - при степени повреждения лесных насаждений до 80 процентов установлен пунктом 10 примечания к таблице 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно пункту 10 примечаний при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений.
Таким образом, для корректировки платы необходимо установление степени повреждения лесных насаждений.
Факт повреждения насаждений и необходимости проведения сплошных рубок поврежденных лесных насаждений на лесных участках квартал N 48, выдел 37 на площади 7 га, квартал N 60, выделы 1,3 на площади 13,02 га Сергинского участкового лесничества подтверждается актом проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка от 28.06.2010.
В акте указано, что на данных площадях насаждений (березняки III и IV бонитета) в результате устойчивого низового пожара средней интенсивности 2006 года на момент обследования насаждения находятся в стадии гибели. В насаждениях большое количество свежего и старого сухостоя. Большое количество сильно ослабленных и усыхающих деревьев. Насаждения находятся в стадии заселения березовым заболотником. Наблюдается суховершинность, присутствует ветровальная древесина хвойных пород. Таким образом, данные насаждения по состоянию требуют сплошной санитарной рубки.
Как следует из акта, выборке подлежит в квартале N 60, в. 1 - 81%, в. 3 - 78%.
Акт составлен Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Доказательств, опровергающих содержащиеся в названном акте сведения (в частности, в части процента выборки), в материалы дела не представлено.
Акт проверки санитарного и лесопатологического состояния спорного лесного участка с иным содержанием в материалах дела отсутствует.
В отсутствие доказательств обратного, суд апелляционной инстанции исходит из достоверности сведений о состоянии лесных насаждений и проценте выборки, содержащихся в акте от 28.06.2010.
Таким образом, правомерность применения в расчете понижающего коэффициента 0,2 подтверждена материалами дела.
Доводы истца о взыскании с ответчика в федеральный бюджет недополученного дохода в размере 38 468 руб. 08 коп. вследствие ошибочного, по мнению истца, применения коэффициента 0,2 отклоняются как необоснованные.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Пунктом 2 статьи 77 ЛК предусмотрено, что при заключении договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее - Правила N 337).
В силу подпункта в) пункта 29 Правил N 337 учет по количеству деревьев, назначаемых в рубку, применяется при проведении, в том числе при выборочных санитарных рубках. Документом, подтверждающим проведение работ по учету по количеству деревьев, является ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку (Приложение N 1 к Правилам N 337).
В соответствии с пунктами 9, 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Правила N 337 опубликованы в "Российской газете" 20.01.2012 и с учетом вышеизложенного, вступили в силу 31.01.2012.
Вместе с тем, договор, на основании которого ответчик приобрел лесные насаждения, заключен до вступления в силу Правил N 337, в связи с чем положения указанных Правил в силу статьи 422 ГК РФ не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
Следовательно, стороны приняли установленную организатором торгов (истцом) начальную цену предмета аукциона, оплаченную ответчиком в полном объеме, что признается истцом, а ее изменение по требованию продавца в одностороннем порядке не допустимо.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что, отказав в удовлетворении исковых требований Департамента, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба Департамента оставлена без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Департамент в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июля 2013 года по делу N А75-3183/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3183/2013
Истец: Департамент природных ресурсов и несерьевого сектора экономики ХМАО-Югры, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Ответчик: ООО "Нерга", ООО "Нерга"