Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2013 г. N 13АП-16493/13
г. Санкт-Петербург |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А21-2681/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Ведищевой А.А. по доверенности от 15.01.2013 N 14/146.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16493/2013) Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.06.2013 по делу N А21-2681/2013 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ОАО "Калининградская генерирующая компания"
к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
Об оспаривании постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Калининградская генерирующая компания" (236006 г.Калининград, ул. Правая Набережная, д. 10а, ОГРН 1083925011466, далее - ОАО "КГК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (236000 г.Калининград, Советский пр-т, д. 13, далее - Служба, административный орган) от 18.03.2013 года N 03-птэ-04-08 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.06.2013 заявленное требование удовлетворено, обжалуемое постановление признано незаконным и отменено. Суд первой инстанции пришел к выводу о грубых нарушениях административным органом порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294), влекущих признание недопустимыми полученные в ходе проверки доказательства нарушения юридическим лицом обязательных требований.
Не согласившись с решением суда Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области направила и поддержала в судебном заседании 26.09.2013 апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, отказать обществу в удовлетворении заявления.
Служба настаивает на законности проведенной проверки и доказанности инкриминируемого обществу административного правонарушения.
Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении.
В связи с заменой состава суда по причине нахождения судьи Абакумовой И.Д. в командировке, рассмотрение апелляционной жалобы в судебном заседании 17.10.2013 начато сначала.
Представитель общества в судебном заседании 17.10.2013 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивая на незаконности проверки.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие ОАО "КГК", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением (приказом) Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.01.2013 года N 03-птэ назначено проведение с 05.02.2013 года плановой выездной проверки ОАО "Калининградская генерирующая компания" с целью контроля за соблюдением обязательных требований по установлению и применению регулируемых государством цен (тарифов), в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, стандартов раскрытия информации за период 2011-2013 годы.
В ходе проведения проверки обществу направлен запрос от 12.02.2013 года N 299 о представлении информации о количестве реализованного Светловским филиалом "ГРЭС-2" предприятию ОАО "Янтарьэнерго" пара за 2011 и 2012 годы. Также предложено сообщить информацию о причинах необращения в Службу для установления тарифа на тепловую энергию в паре, отпускаемую Светловским филиалом "ГРЭС-2". В ответ на данный запрос общество в письме от 19.02.2013 года N 238 сообщило, что ОАО "КГК" не производило и не производит реализацию пара.
По результатам анализа представленных к проверке документов установлено, что между ОАО "КГК" и ОАО "Янтарьэнерго", являющимся аффилированным лицом общества, заключен договор снабжения тепловой энергии от 28.06.2011 N 155 для обеспечения деятельности по приему, сливу, разогреву и погрузке нефтепродуктов на танкер от источника теплоты Светловского филиала "ГРЭС-2". Согласно актам приема-передачи объем переданной тепловой энергии за 2011 год составил 16753 Гкал, за 2012 год - 6656 Гкал.
21 февраля 2013 года проверяющими с участием главного инженера Светловского филиала Прокопченко А.А. составлен акт осмотра оборудования от 21.02.2013 года с фототаблицей. Комиссией в ходе проверки установлено, что находящееся на территории Светловского филиала "ГРЭС-2" энергопринимающее оборудование - мазутное хозяйство, эстакада с подъездными железнодорожными путями, очистная станция, технологически через паропроводы присоединено к энергогенерирующему устройству Светловского филиала "ГРЭС-2". Проверяющие, исследовав технологический процесс, в том числе с учетом пояснительной записки, подготовленной главным инженером, и представленной в августе 2012 года в составе документов, необходимых для установления тарифов на электрическую энергию на 2013 год (том 2 л.д. 54-58), пришли к выводу о том, что в рамках договора от 28.06.2011 года N 155 ОАО "Янтарьэнерго" получало тепловую энергию в виде пара, однако в целях установления тарифа на тепловую энергию в паре, отпускаемую Светловским филиалом "ГРЭС-2", общество в Службу не обращалось.
По факту осуществления в период с 2011 по 2012 годы деятельности по снабжению тепловой энергией в паре от источника теплоты Светловского филиала "ГРЭС-2" по неустановленным органом государственного регулирования тарифам, уполномоченным должностным лицом Службы 13.03.2013 составлен протокол N 03птэ-02-13 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
18 марта 2013 года руководителем (директором) Службы вынесено постановление N 03-птэ-04-08 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обжаловало постановление в судебном порядке, ссылаясь на проведение проверки с нарушением Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также недоказанность выработки и реализации пара.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из недопустимости принятия результатов проверки в связи с грубыми нарушениями требований Закона N 294-ФЗ при ее проведении.
Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В силу положений пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, подлежат регулированию.
При этом силу пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 7, пункта 7 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ, полномочия в части установления тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 установлена обязанность организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
В Калининградской области государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе тарифа на теплоноситель, на основании постановления Правительства Калининградской области от 28.03.2011 N 189 "О Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" осуществляет указанная Служба.
Общество не оспаривает, что на 2011-2012 годы ОАО "КГК" тариф на тепловую энергию в паре для Светловского филиала "ГРЭС-2" Службой не устанавливался. При этом общество утверждает, что такой вид тепловой энергии названным филиалом не производился и потребителем не отпускался.
Оценивая приведенный довод заявителя, апелляционная коллегия принимает во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 22.05.2013 по делу N А21-2682/2013 установлен факт производства и реализации пара Светловским филиалом "ГРЭС-2". В рамках названного дела, в котором участвовали ОАО "КГК" и Служба, дана оценка обстоятельствам, установленным Службой в ходе той же плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения Службы от 29.01.2013 N 03-птэ.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая изложенное, вышеуказанные доводы общества отклоняются апелляционной инстанцией как направленные на переоценку обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением суда.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Суд первой инстанции пришел к выводу о грубом нарушении административным органом порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Вместе с тем, согласно пункту 21 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении государственного контроля (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается осуществление деятельности по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам, обеспечение энергоснабжения потребителей, подключенных к электрическим и тепловым сетям общества, в соответствии с заключенными договорами.
В соответствии с частью 3 статьи 12.1 Федерального закона "О теплоснабжении" к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", которые применяются к проверкам, проводимым в отношении не являющихся субъектами естественных монополий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
Частью 8 статьи 7 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определено, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки субъекта естественной монополии.
С учетом изложенного, довод заявителя о нарушении Службой Закона N 294-ФЗ о периодичности проведения плановых проверок отклоняются судом, как не соответствующие положениям приведенных норм.
Апелляционная коллегия считает ошибочными выводы суда первой инстанции о нарушении Службой положений Закона о формировании состава комиссии по проведению проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Распоряжение от 29.01.2013 N 03-птэ о проведении плановой выездной проверки соответствует требованиям приведенной нормы, а материалы дела свидетельствуют о том, что фактически проверка проводилась лицами, указанными в распоряжении.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2011 года N 189 "О Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" Служба вправе запрашивать у организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов) в формате и в сроки, которые ею определены.
В рассматриваемом случае запрос о представлении информации от 12.02.2013 N 299 подписан заместителем руководителя Службы в пределах должностных полномочий.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Решением Калининградского областного суда от 04.07.2013 по делу N 7А-291/2013 отменено решение судьи Центрального района города Калининграда от 28.05.2013 об отмене постановления руководителя Службы о привлечении и.о.генерального директора ОАО "КГК" Голинко А.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ и прекращении производства по делу отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. При этом Калининградский областной суд установил, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, а также признал допустимыми собранные доказательства отпуска обществом пара ОАО "Янтарьэнерго", в том числе и акт осмотра от 21.02.2013.
Выводы суда общей юрисдикции основаны на тех же доказательствах, которые представлены в материалы настоящего арбитражного дела.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Следует отметить, что судом общей юрисдикции по делу N 7П-291/2013, делу N 7А-296/2013, а также арбитражным судом по делу N А21-2682/2013 также признаны неправомерными доводы общества о нарушении Службой при проведении проверки положений Закона N 294-ФЗ.
Учитывая, что обстоятельства совершения вменяемого обществу правонарушения установлены и доказаны, нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено, апелляционная жалоба Службы подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28 июня 2013 года по делу N А21-2681/2013 отменить.
В удовлетворении заявления ОАО "Калининградская генерирующая компания" (236006 г.Калининград, ул.Правая набережная, д.10а, ОГРН 1083925011466) о признании незаконным и отмене постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области (236000 г.Калининград, Советский пр., д.13) от 18.03.2013 N 03-птэ-04-08 о назначении административного наказания отказать.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.