город Омск |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А70-3113/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7217/2013) открытого акционерного общества "Запсибгазпром" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.06.2013 по делу N А70-3113/2013 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Запсибгазпром" (ОГРН 1027200821196, ИНН 7203001796) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным изложенного в сообщении от 27 декабря 2012 г. N 01/414/2012-4/44846 решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: линия электропередач высокого напряжения, протяженностью 900 м, по адресу г.Тюмень, эп1 - 6 км Велижанского тракта, 7,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Запсибгазпром" - Евсеенко Л.И. по доверенности N 39 от 10.06.2013 сроком действия по 31.12.2013, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Запсибгазпром" (далее - ОАО "Запсибгазпром", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Росреестра по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Управление) о признании незаконным изложенного в сообщении от 27.12.2012 N 01/414/2012-4/44846 решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: линия электропередач высокого напряжения, протяженностью 900 м, по адресу г.Тюмень, эп1 - 6 км Велижанского тракта, 7, и об обязании осуществить государственную регистрацию права.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.06.2013 по делу N А70-3113/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель ссылается на отсутствие у него обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки под линией электропередач высокого напряжения, протяженностью 900 м, по адресу г.Тюмень, эп1 - 6 км Велижанского тракта, 7 (далее также - ЛЭП).
При этом, по убеждению заявителя, на момент возведения ЛЭП необходимый земельный участок был отведен Обществу в надлежащем порядке, а неправомерный отказ в государственной регистрации лишает Общество возможности осуществлять права во владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
По мнению заявителя, Обществом для осуществления государственной регистрации права собственности представлены все документы, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
В судебном заседании представитель ОАО "Запсибгазпром" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве Управление не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Регистрирующий орган извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направило, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявило. На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Запсибгазпром" 23.08.2012 обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - линия электропередач высокого напряжения, протяженностью 900 м, по адресу г.Тюмень, эп1 - 6 км Велижанского тракта, 7.
При этом к заявлению в качестве документов-оснований были приложены: Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 01307, зарегистрированный 16.09.1997 г.; кадастровый паспорт на сооружение от 14 августа 2012 года; приказ о присвоении адреса от 12 мая 2012 г. N 12-60359; письмо от 5 марта 2012 года, а также Декларация об объекте недвижимого имущества от 20 августа 2012 года. Дополнительно 19 декабря 2012 года Обществом в регистрирующий орган взамен ранее представленной была представлена иная Декларация об объекте недвижимого имущества от 20 августа 2012 года, а также кадастровый паспорт сооружения от 18 декабря 2012 года.
По результатам рассмотрения данного заявления заинтересованным лицом 27.12.2012 принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "Запсибгазпром" на объект недвижимого имущества. Отказ регистрирующего органа изложен в сообщении от 27.12.2012 N 01/414/2012- 4/44846, согласно которому основанием для отказа в государственной регистрации послужил абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с непредставлением Обществом правоустанавливающих документов на земельные участки, по которым проходит объект недвижимости.
Полагая, что отказ Управления в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: линия электропередач высокого напряжения, протяженностью 900 м, по адресу г.Тюмень, эп1 - 6 км Велижанского тракта, 7, не соответствует действующему законодательству и нарушает права Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
11.06.2013 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое Обществом решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 5 той же статьи отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.
Пунктом 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с названным Кодексом и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 2, 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определена как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 указанного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что основанием для отказа в государственной регистрации прав является непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что 23.08.2012 Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в порядке, определенном пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, как на объект вспомогательного использования, к которому приложило государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 01307, зарегистрированный 16.09.1997; кадастровый паспорт на сооружение от 14.08.2012; приказ о присвоении адреса от 12.05.2012 N 12-60359; письмо от 5.03.2012, а также декларация об объекте недвижимого имущества от 20.08.2012. Дополнительно 19.12.2012 Обществом в регистрирующий орган взамен ранее представленной была представлена иная декларация об объекте недвижимого имущества от 20.08.2012 а также кадастровый паспорт сооружения от 18.12.2012 (см. расписку от 23.08.2012 в получении документов на государственную регистрацию, л.д. 52).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, подтверждающим факт создания иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В силу пункта 2 указанной статьи обязательным приложением к представляемым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи документам является кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта указанного земельного участка не требуется в случае, если право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Исключительными случаями являются, если право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке или для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.
Из письма Департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени от 05.03.2012 N 38-06-4487, представленного заявителем в регистрирующий орган, следует, что вышеуказанная ЛЭП является сооружением вспомогательного использования силовой электростанции, следовательно, разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуются.
В кадастровом паспорте сооружения от 14.08.2012 сведения о кадастровом номере земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, отсутствовали. В ситуационном плане объекта (лист N 2 кадастрового паспорта от 14 августа 2012) отражено, что объект недвижимого имущества ЛЭП проходит по земельному участку с кадастровым номером 72:23:0103001:0234.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, представленные заявителем на государственную регистрацию документы не позволяют достоверно установить, что объект недвижимого имущества - ЛЭП расположен именно на земельном участке, предоставленном по Государственному акту.
Ранее указывалось, что в числе прочего, в качестве документа, подтверждающего права Общества на земельный участок, на государственную регистрацию Обществом был представлен Государственный акт от 16.09.1197 N 01307, в соответствии с которым Обществу предоставлено 0,9278 га земель в постоянное (бессрочное) пользование для размещения газовой силовой электростанции в северо-восточном промузле.
Между тем, распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 17.11.2006 N 2074/14-з Государственный акт от 16.09.1997 N 01307 признан утратившим силу.
Одновременно с этим, указанным распоряжением Обществу предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:0234 площадью 9529 кв. м под нежилые строения (АБК, блок вспомогательных служб, основанной корпус электростанции, проходная) по адресу: г. Тюмень, 6 км Велижанского тракта, 7; 6 км Велижанского тракта 7, строения 1-3.
В связи с тем, что на государственную регистрацию Обществом не было представлено заключение органа самоуправления, подтверждающее, что объект недвижимого имущества - ЛЭП, находится именно в границах земельного участка 72:23:0103001:0234, Управлением направлены запросы в Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени и Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени с целью получения такой информации.
Кроме того, в письме Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от 07.09.2012 N 10990/10-4 указано, что объект недвижимого имущества - ЛЭП не входит в границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:234, а проходит по земельным участкам с кадастровыми номерами 72:23:0103001:323, 72:23:0103001:202, 72:23:0103001:402,72:23:0103001:116.
Также в пункте 1.7 кадастрового паспорта сооружения от 18.12.2012, содержащем информацию в отношении земельных участков, в пределах которых проходит объект недвижимого имущества, указан, в том числе, земельный участок 72:23:0103001:109.
Из представленного Обществом акта выбора усматривается, что в нем отсутствует отметка главы администрации г. Тюмени об утверждении данного акта, а согласования акта получались обществом в 1998 году, тогда как ЛЭП построена в 1997 году.
Более того, акт выбора со схемой не представлялись Обществом на государственную регистрацию в качестве документов-оснований с заявлением от 23.08.2012, следовательно, Управлением правовая оценка данным документам при принятии решения об отказе не давалась.
Учитывая изложенной, судебная коллегия считает правомерным вывод суда о том, что документы, подтверждающие права ОАО "Запсибгазпром" на земельные участки, по которым проходит объект, на государственную регистрацию не представлены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с арбитражным судом относительно довода заявителя об отсутствии у последнего обязанности оформления правоустанавливающих документов на земельные участки под ЛЭП, поскольку это противоречит действующему законодательству.
При этом наличие охранных зон с особыми условиями использования земельных участков под линиями электропередачи не исключают возможности оформления прав на данный участок в соответствии с земельным законодательством.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым отметить, что право собственности на созданные без необходимых разрешительных документов линейные сооружения может быть признано в судебном порядке.
Что не лишает заявителя, считающего себя собственником спорных объектов, восстановить свои права в порядке искового производства, как указано в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.06.2013 по делу N А70-3113/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3113/2013
Истец: ОАО "Запсибгазпром", ОАО "Запсибгазпром" открытого акционерного общества "Газпром"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (Управление Росреестра по ТО)