г. Саратов |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А06-2525/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Астраханской области" Аристов Александр Васильевич по доверенности N 203 от 23.09.2013, Джакупов Ерсаин Саламатович по доверенности N 204 от 23.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УМВД России по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 августа 2013 года по делу N А06-2525/2013 (судья Мирекина Е.И.)
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Астраханской области" (ОГРН 1083017003893, г. Астрахань)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области (ОГРН 1023000856559, г. Астрахань) в лице Межрайонного отдела регистрации автотранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области,
об обязании выдать паспорт транспортного средства и произвести регистрацию транспортных средств,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Астраханской области" (далее ФГБУ "ОТС ФПС по Астраханской области", учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области в лице Межрайонного отдела регистрации автотранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области (далее отдел регистрации, ответчик) об обязании произвести регистрацию и выдать учреждению паспорта на транспортные средства: автомобиль ЗИЛ-131 1981 года выпуска, шасси N 439653, двигатель N 131 389430, государственный регистрационный знак 54-42 ТО /18 RUS (мастерская МРМ); автомобиль ЗИЛ-131 1981 года выпуска, шасси N 453554, двигатель N 131 464293, государственный регистрационный знак 54-44 ТО /18 RUS (мастерская МРМ); автомобиль ЗИЛ-131 1974 года выпуска, шасси N 453042, двигатель N 131 458748, государственный регистрационный знак 54-43 ТО /18 RUS (грузовой).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14 августа 2013 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 августа 2013 года по делу N А06-2525/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что указанные транспортные средства являются единичными, ранее не были зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ГИБДД МВД РФ) и должны получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства после прохождения процедуры оценки соответствия единичных транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения.
Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 3 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства без предоставления документов, подтверждающих проведение их сертификации в установленном законом порядке.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Учреждением 07.02.2013 г. в адрес отдела регистрации направлено письмо с просьбой проведения регистрационных действий с выдачей паспортов технических средств на автомобили ЗИЛ-313 в количестве трех единиц, поставленные ранее по государственному оборонному заказу.
В регистрации транспортных средств отказано.
Считая действия отдела регистрации незаконными и нарушающими права, учреждение обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Судом исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 31.05.2011 г. "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами", суд вправе дать оценку законности действий отдела регистрации и в отсутствие судебного акта о признании этих действий незаконными.
Подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, предусмотрено, не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки; владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон N196-ФЗ), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В силу пункта 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 (далее Правила регистрации), регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
Порядок регистрации транспортных средств определен в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденном приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 (далее Административный регламент).
В соответствии с пунктом 33 Административного регламента не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе, из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на 6 месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то органами исполнительной власти, или завершение их таможенного оформления
Порядок прохождения сертификации колесных транспортных средств установлен Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее Технический регламент). В соответствии с частью 5 статьи 1 Технического регламента свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям технического регламента.
Согласно Техническому регламенту "единичное транспортное средство" - транспортное средство, изготовленное в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленное в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющееся результатом индивидуального технического творчества, или ввозимое в Российскую Федерацию физическим лицом для собственных нужд, или ввозимое в Российскую Федерацию из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами Российской Федерации, или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу
Под выпускаемыми в обращение транспортными средствами (шасси) в данном Техническом регламенте (согласно части 5 статьи 1) понимаются не находившиеся ранее в эксплуатации на территории Российской Федерации, изготовленные в Российской Федерации в условиях серийного производства и (или) в единичных экземплярах или ввозимые на срок более чем 6 месяцев на территорию Российской Федерации транспортные средства (шасси) независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска, которой является дата оформления паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).
Техническим регламентом предусмотрены случаи, при которых необходимо проведение оценки соответствия транспортных средств требованиям безопасности с оформлением соответствующего свидетельства: оценка соответствия единичных транспортных средств перед выпуском их в обращение, оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 07.12.2000 N1240, под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Как установлено материалами дела, в конструкцию указанных транспортных средств изменений не вносилось. Согласно представленным в материалы дела паспортам (формулярам) транспортных средств указанные автомобили являются серийными, изготовленными заводом с указанием номера шасси, двигателя, смонтированного спецоборудования. Выданные паспорта (формуляры) содержат общие сведения об указанных машинах, свидетельства о приемке, отражающие, что данные транспортные средства признаны годными для эксплуатации.
Указанные транспортные средства до 2000 года эксплуатировались Министерством обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации. В 2000 г. автотранспортные средства переданы Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Астраханской области, затем в 2012 г. - ФГБУ "ОТС ФПС по Астраханской области" в соответствии с приказом N 708 от 23.11.2012 г. "О создании подвижной ремонтной группы при ФГБУ "ОТС ФПС по Астраханской области" и находятся во владении истца по настоящее время.
С 2000 года указанные автомобили эксплуатировались на территории Российской Федерации, проходили технические осмотры. В материалах дела отсутствуют сведения об ограничениях эксплуатации указанных транспортных средств в период их владения Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Астраханской области.
В материалах дела имеются оформленные по результатам проведения технического осмотра диагностические карты о соответствии указанных транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств, страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности учреждения, свидетельства о регистрации указанных транспортных средств.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что указанные транспортные средства не являются выпускаемыми в обращение и порядок оценки соответствия транспортных средств, установленный разделом 2 главы 3 Технического регламента, применению не подлежит.
В соответствии с разделом 3 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, проводится в отношении каждого зарегистрированного в установленном порядке в Российской Федерации транспортного средства в форме проверки его технического состояния, которая осуществляется в рамках государственного технического осмотра.
Порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, определяется законодательством Российской Федерации.
Оценка соответствия указанных выше транспортных средств должна проводиться после их регистрации в рамках государственного технического осмотра.
В соответствии с пунктом 39 Правил регистрации при регистрации транспортных средств, изменении регистрационных данных, снятии с регистрационного учета транспортных средств, выдаче регистрационных документов и паспортов транспортных средств, регистрационных знаков взамен утраченных или непригодных для использования в отношении транспортных средств, выпущенных организациями-изготовителями или ввезенных на территорию Российской Федерации до введения в действие паспортов транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 28 Правил, а также при отсутствии паспортов транспортных средств на транспортные средства, реализованные торговыми организациями на основании договоров, заключенных с уполномоченными органами военного управления, либо изготовленные как единичное транспортное средство, регистрационными подразделениями выдаются паспорта транспортных средств.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа в регистрации указанного автотранспорта и предъявления требования о предоставлении свидетельств о безопасности конструкции данных транспортных средств.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции заявленные учреждением требования удовлетворены правомерно.
Принимая во внимание нормы действующего законодательства, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с этим доводы жалобы признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, не являющимися основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Учитывая в совокупности изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов Арбитражного суда Астраханской области.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 августа 2013 года по делу N А06-2525/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Ф.И. Тимаев |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2525/2013
Истец: ФГБУ "Отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Астраханской области"
Ответчик: Межрайонный отдел регистрации АТМС ГИБДД УМВД России по Астраханской области
Третье лицо: ГИБДД УМВД России по Астраханской области, ОГИБДД УМВД России по г. Астрахани, УМВД по Астраханской области