г. Томск |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А45-4861/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой
судей О.Ю. Киреевой, И.И. Терехиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Г. Семененко
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Сибирь-Маз-Сервис" (07АП-7636/13) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.07.2013 г. по делу N А45-4861/2013 (судья Т.Г. Майкова)
по исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1035401907287) к закрытому акционерному обществу "Сибирь-Маз-Сервис" (г. Новосибирск, ОГРН 1025401493457) о взыскании 47291,69 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Сибуправтодор") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к закрытому акционерному обществу "Сибирь-Маз-Сервис" (далее - ЗАО "Сибирь-Маз-Сервис") о взыскании 47291,69 рублей платы в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов на основании статей 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.07.2013 (в редакции определения об исправлении опечатки от 23.08.2013) года с ЗАО "Сибирь-Маз-Сервис" в доход федерального бюджета в счет возмещения причиненного ущерба взыскано 47291, 69 руб. В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов отказано.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "Сибирь-Маз-Сервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом не учтено, что весы, которыми производилось взвешивание, не прошли проверку должным образом, так как свидетельство выдано на весы автомобильные ВА-15, а в акте указано, что взвешивание проводилось весами ВА-15С-3 N 739, 740, дата поверки 29.10.2009. Считает, что истцом при расчете суммы исковых требований необоснованно были применены ставки размера вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок, действующие в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно - климатическими условиями. Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что транспортное средство двигалось по маршруту Новосибирск - Иркутск с подъездом к г. Томску км 158. Исковые требования были предъявлены в отношении ООО "Сибирь-Маз-Сервис", находящегося по адресу: 630108, г. Новосибирск, ул. Станционная, д 32, офис 305, однако собственником транспортного средства является ЗАО "Сибирь - Маз - Сервис" находящееся по адресу: 630108, г. Новосибирск, ул. Станционная, д 32, офис 305, в связи с чем возникает сомнения в законности и обоснованности вынесенного решения.
ФКУ "Сибуправтодор" в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны в судебное заседание полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, 19.04.2010 транспортное средство, государственный номер - тягач МАЗ 5440, N м 522 тх регион 54, прицеп (полуприцеп) SG- 240 ТК, N 54 не 3421, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения М-53 "Новосибирск-Иркутск", с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального разрешения.
Данный факт установлен Управлением государственного автодорожного надзора по Кемеровской области при проверке указанного выше автомобиля на контрольном пункте СПВК N 44, М-53 км. "Новосибирск-Иркутск" с подъездом к г. Томску, 158 км и подтверждается актом N 222 от 19.04.2010, согласно которому ответчик в нарушение п. 1 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ и п. 1.4. "Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом", утвержденной Минтрансом России 27.05.1996 г., осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральным дорогам без специального разрешения с превышением значения предельно допустимой массы и превышением фактической нагрузки на ось транспортного средства.
Размер ущерба, нанесенного в результате нарушения установленных требований, составил 47291 рублей 69 копеек.
Указанные обстоятельства и явились основанием предъявления настоящего иска в суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признал их обоснованными.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, подлежащих применению, поддерживая которые и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из нижеследующего.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон Об автомобильных дорогах) использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Статьей 29 Закона об автомобильных дорогах пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в предусмотренном Законом порядке.
В силу части 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Федерального закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения, указанного выше, требуется: 1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи; 2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.
Согласно частям 8, 9 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
Пунктами 2, 3 Правил установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 N 282) предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года (п. 5 Правил). Формула расчета указана в п. 6 Правил.
В таблице 2 Приложения к Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374), Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
Как установлено судом, автомобильная дорога М-53 "Новосибирск - Иркутск" закреплена за ФКУ "Сибуправтодор" на праве оперативного управления распоряжениями Министерства имущественных отношений РФ N 1833-р от 04.08.2003 и N 1512-р от 05.10.2005 (л.д. 36, 40-42).
Согласно пункту 1 Приказа Федерального дорожного агентства Минтранса РФ N 9 от 09.02.2010 г. "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2010 году", зарегистрированного в Минюсте РФ 03.03.2010 г. N 16544 (далее - Приказ) с 25 марта по 25 июня 2010 года вводится временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (далее - временное ограничение движения в весенний период) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси. Согласно Приказу N 75 от 11.03.2010 г. ФГУ "Сибуправтодор", принятому во исполнение пункта 2 Приказа автомобильная дорога в границах Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской области попадает под вышеуказанную норму, ограничения на этом участке дороги установлены с 15 апреля по 14 мая.
Как видно из акта N 222, транспортное средство ответчика было остановлено 19.04.2010 г., то есть в момент действия временных ограничений на автодороге "Новосибирск - Иркутск" с подъездом к Томску км 158, которые были установлены законодательством. Таким образом, исходя из установленных значений, был составлен акт и рассчитана сумма причиненного автомобильной дороге вреда.
Учитывая изложенное, апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что истцом при расчете суммы исковых требований необоснованно были неверно применены ставки размера вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок, действующие в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно - климатическими условиями.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу, возмещается лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для наступления деликтной ответственности в данном случае необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда, юридически значимую причинную связь между противоправным поведением и наступлением вреда, его размер. При этом, отсутствие хотя бы одного из совокупности указанных элементов свидетельствует об отсутствии состава и, следовательно, оснований для привлечения лица к ответственности.
В силу статьи 65 АПК РФ обязанность по доказыванию данных обстоятельств лежит на истце.
Как видно из материалов дела, 19.04.2010 года водитель Гришин Сергей Иванович, управляя транспортным средством - тягач МАЗ 5440, N м 522 тх регион 54, прицеп (полуприцеп) SG- 240 ТК, N НЕ 3421 регион 54, принадлежащим ответчику согласно Свидетельствам о государственной регистрации транспортного средства N 54 СХ 303730 и N 54 СХ 303942, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральной дороге с превышением допустимой общей массы транспортного средства и допустимых осевых нагрузок, о чем сотрудниками СПВК N 44 федеральной автомобильной дороги М-53 км "Новосибирск-Иркутск" с подъездом к г. Томску км 158.
Данный факт подтверждается актом превышения транспортным средством максимальной массы и осевых нагрузок N 222. Согласно акту допустимая полная масса -38 тн, фактически - 38,93 тн, превышение составило 0,93 тн. Установлено превышение массы по 2 оси: 10 тн - допустимая с учетом погрешности измерений, фактически - 11,1 тн, превышение 1,1 тн, что в процентном соотношении составляет 11%.
Доводы подателя жалобы о наличии противоречий в отношении того, на каких автомобильных весах происходило взвешивание, и соответствуют ли эти весы предъявляемым требованиям, были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Согласно представленному в материалы дела паспорту весов автомобильных ВА-15С-3, номера 739 и 740 весы автомобильные ВА-15С-3 являются модификацией весов ВА-15, отличающейся габаритными размерами и конструкцией платформы. В приложении N 1 приведены результаты поверки весов автомобильных ВА-15С-3, номера 739 и 740, из которых следует, что на момент взвешивания транспортного средства 19.04.10 весы прошли поверку 29.10.2009 г, о чем также указано в акте N 222. Согласно таблице поверки весов N 739 и N 740 межповерочный интервал 12 месяцев был соблюден (п.4.2 паспорта весов).
При этом ЗАО "Сибирь-Маз-Сервис" результаты взвешивания транспортного средства не оспорены. Надлежащие доказательства, которые бы опровергли выводы суда о превышении допустимой нагрузки на оси автомобиля, принадлежащего ответчику, не представлены.
Произведенный Учреждением расчет в сумме 47291,69 рублей судами первой и апелляционной инстанций проверен и признан верным.
Апелляционным судом отклоняется довод ЗАО "Сибирь-Маз-Сервис" о том, что истцом не представлено доказательств того, что транспортное средство двигалось по маршруту Новосибирск - Иркутск с подъездом к г. Томску км 158. Данный довод в суде первой инстанции не заявлялся, и заявление его в суде апелляционной инстанции оценивается как злоупотребление процессуальным правом и нарушение процессуальных обязанностей по раскрытию доводов и доказательств на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции.
Апелляционным судом также отклоняется довод заявителя о том, что исковые требования были предъявлены в отношении ООО "Сибирь - Маз - Сервис", однако собственником транспортного средства является ЗАО "Сибирь - Маз - Сервис". По мнению заявителя, данное указание наименование организации не является опиской и не может быть устранено в порядке части 3 статьи 179 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что по настоящему делу исковые требования предъявлены к юридическому лицу с ОГРН 1025401493457 (т. 1, л.д. 25). Согласно представленному в материалы дела свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ полное наименование данной организации - Закрытое акционерное общество "Сибирь-Маз-Сервис" (т. 1, л. д. 52).
Суд первой инстанции, установив, что при техническом изготовлении решения от 17.07.2013 была допущена опечатка в наименовании ответчика, и исправление данной опечатки не изменяет содержание судебного акта, правомерно исправил данную опечатку и вынес определение от 23.08.2013 г.
Заявитель апелляционной жалобы не представил доказательств того, что другое юридическое лицо с наименованием ООО "Сибирь - Маз - Сервис" являлось участником правоотношений, из которых возник настоящий спор.
При рассмотрении настоящего дела ЗАО "Сибирь - Маз - Сервис" представило отзыв на исковое заявление, обратилось с апелляционной жалобой, в которых не заявляло о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику (л. д. 77 - 79)
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал сумму ущерба с ЗАО "Сибирь-Маз-Сервис".
Учитывая вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и направлены на переоценку обстоятельств, которые были исследованы судом первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. ст. 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.07.2013 г. по делу N А45-4861/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.Б. Нагишева |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-4861/2013
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агенства, ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агенства"
Ответчик: ООО "Сибирь-Маз-Сервис"
Третье лицо: Управление государственного автодорожного надзора по Кемеровской области