г. Москва |
|
23 октября 2013 г. |
Дело N А40-102525/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: |
Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Фирма "Азим и К"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2013 по делу N А40-102525/13, принятое судьей Папелишвили Г.Н. (144-672)
по заявлению ООО Фирма "Азим и К" (ОГРН 1037739493538, 111399, Москва, ул. Мартеновская, 6)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (119019, Москва, ул. Новый Арбат, 11, 1)
о признании незаконными и отмене постановлений
при участии:
от заявителя: Романьков И.П. по дов. от 26.08.2013, генеральный директор ООО Фирма "Азим и К" Зимин А.В. |
от ответчика: Захаров М.Е. по дов. N 05-08-9/13 от 09.01.2013 |
УСТАНОВИЛ:
ООО Фирма "Азим и К" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее - ответчик, Департамент) от 17.07.2013 N 0903-218/2013-1 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб., от 17.07.2013 N 0903-218/2013 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 105 000 руб.
Решением от 09.09.2013 Арбитражным судом г. Москвы в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, которым требования общества удовлетворить. В обоснование доводов ссылается на то, что к заявителю неправомерно применены за одно правонарушение санкции, предусмотренные как КоАП РФ так и санкции, предусмотренные КоАП г. Москвы.
Представитель ответчика в судебном заседании возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции заявителя и ответчика, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из фактических обстоятельств дела, в период с 01.07.2013 по 10.07.2013 Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на основании распоряжения от 07.05.2013 N 0903-218/2013 проведена плановая, выездная проверка соблюдения ООО Фирма "Азим и К" требований природоохранного законодательства в магазине по адресу: г. Москва, ул. Мартеновская, д. 6, корп. 1, о чем составлен акт проверки от 10.07.2013 N 0903-218/2013, из содержания которого следует, что ООО Фирма "Азим и К", является субъектом малого предпринимательства, в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы 5 класса опасности.
Входе проверки ООО Фирма "Азим и К" не представлены документы о направлении отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, а также не представлены документы, подтверждающие ведение учета в области обращения с отходами и не представлен отчет "Данные учета в области обращения с отходами" по форме, которая предусмотрена п.6 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами".
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 17.07.2013 N 0903-218/2013 о назначении административного наказания ООО Фирма "Азим и К" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно не представило в установленный законом срок в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов V класса опасности в уведомительном порядке, что является нарушением требований Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)", ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ и обществу назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере ста пяти тысяч рублей.
Кроме того, постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 17.07.2013 N 0903-218/2013-1 о назначении административного наказания ООО Фирма "Азим и К" признано виновным и привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в непредставлении данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, как лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, что является нарушением требований Постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы", привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.4.36 КоАП г. Москвы и обществу назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" предприятия обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Статьей 18 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" предусмотрена обязательность ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления в городе Москве.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органам местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами.
Положениями пункта 2.10 Постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" в обязанности индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в процессе производственной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, вменено в обязанность представлять в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах в виде информационных форм, необходимые для ведения Сводного кадастра.
В соответствии с Приложением 2 названного Постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП, определяющим порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы, индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, предоставляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на основании Постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охране окружающей среды" данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм. После предоставления и ввода информации в соответствующие разделы кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период.
Кадастр, представляющий собой периодически пополняемый систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования, и обезвреживания отходов, включает в себя: классификационный каталог отходов производства и потребления г. Москвы; банк данных об отходах производства и потребления; банк данных о технологиях использования и обезвреживания и реестр объектов размещения.
В соответствии с п. 2.9 названного приложения 2 поставщиками информации для кадастрового учета отходов являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно п. 2.10 приложения 2 индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе производственной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, специализирующиеся на переработке (обезвреживании) отходов, занимающиеся транспортировкой отходов, представляют в Департамент сведения об отходах в виде информационных форм.
В соответствии с п. 3 приложения 2 поставщиками информации для банка данных об отходах производства и потребления являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления (образованием, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением).
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение указанных норм действующего законодательства заявителем не предоставлены отчетность в установленный законом срок в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке, а также данные, необходимые для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, как лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные.
Суд первый инстанции, вопреки доводам жалобы, правомерно исходил из того, что оспариваемые постановления Департамента от 17.07.2013 N N 0903-218/2013, 0903-218/2013-1 о назначении административных наказаний вынесены на основании различных эпизодов правонарушений, образующих самостоятельные составы административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена различными нормами права.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011 в соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, составы правонарушений, предусмотренных соответственно ч.1 ст.4.36 КоАП г. Москвы и ст.8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Общество осуществляло хозяйственную деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления, с нарушениями нормативов образования отходов, что влечет негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный положениями ст.ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюден. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
Обстоятельств, исключающих в отношении общества производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, либо оснований для освобождения общества от административной ответственности в силу ст.2.9 КоАП РФ, судом не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 данной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о доказанности факта совершения обществом вмененных ему правонарушений. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2013 по делу N А40-102525/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102525/2013
Истец: ООО Фирма "Азим и К"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы