город Ростов-на-Дону |
|
22 октября 2013 г. |
дело N А32-37832/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился (уведомление от 28.09.13 N 47846);
от заинтересованного лица: представителей по доверенности Долгушиной Е.С. (доверенность от 14.10.13 N 03-35, сроком на 3 мес), Лисак О.С. (доверенность от 14.10.13 N 03-36, сроком на 3 мес);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тимашевском районе Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 г. по делу N А32-37832/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Галова Александра Евгеньевича заинтересованное лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тимашевском районе Краснодарского края о признании незаконными решений и о взыскании, принятое в составе судьи Бутченко Ю.В.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Галов Александр Евгеньевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тимашевском районе Краснодарского края (далее - управление) о признании незаконными решений от 16.08.2012 N 033 056 12 РК 0015989; N 033 056 12 РК 0015990; N 033 056 12 РК 0015991; N 033 056 12 РК 0015992; N 033 056 12 РК 0015994; N 033 056 12 РК 0015993; N 033 056 12 РК 0015995; N 033 056 12 РК 0015996; N 033 056 12 РК 0015988 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и наложении штрафов в сумме 9000 рублей; о взыскании в пользу заявителя 9000 рублей и государственной пошлины 1800 рублей.
Решением суда от 01.07.13 решения управления от 16.08.12 N 033 056 12 РК 0015988, N 033 056 12 РК 0015989; N 033 056 12 РК 0015990 признаны недействительными в части штрафа в сумме 900 руб. Решения управления от 16.08.12 N 033 056 12 РК 0015991; N 033 056 12 РК 0015992; N 033 056 12 РК 0015994; N 033 056 12 РК 0015993; N 033 056 12 РК 0015995; N 033 056 12 РК 0015996 признаны недействительными. В удовлетворении остальной части заявленных требований предпринимателю отказано. Судебный акт мотивирован тем, что доказательств наличия у предпринимателя работников и обязанности по подаче соответствующих расчётов после 26.08.10 управление не представило.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить в части, в которой удовлетворены требования предпринимателя и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что к предпринимателю, как к плательщику, использующему труд наемных работников, правомерно применены штрафные санкции в размере 1000 руб. за каждое выявленное правонарушение.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Возражений против решения суда первой инстанции в необжалованной управлением части от предпринимателя не поступило.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой управлением части.
Предприниматель своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещён надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя предпринимателя.
Представители управления в судебном заседании поддержали изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивали на отмене решения суда первой инстанции в обжалуемой части
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей управления, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предпринимателем получено письмо управления от 17.04.12 N 12-3037 о необходимости сдачи им как страхователем (работодателем) расчетов по страховым взносам (РСВ-1) за период 2010 - 2011 годы.
Предприниматель сдал расчеты от 17.07.12 по страховым взносам (форма РСВ-1) по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за период 1 кв. 2010 года по 1 кв. 2012 года без начисления страховых взносов.
Управление провело камеральные проверки и по их результатам 20.07.12 составило акты камеральных проверок N 03305630012659 (полугодие 2010 года), N 03305630012662 (9 месяцев 2010 года), N 03305630012663 (за 2010 год), N 03305630012664 (1 кв. 2011 года), N 03305630012665 (9 месяцев 2011 года), N 03305630012667 (за полугодие 2011 года), N 03305630012669 (за 2011 год), N 03305630012670 (1 кв. 2012 года), N 03305630012671 (1 кв. 2010 года), согласно которым предпринимателю вменено несвоевременное представление управлению указанных расчетов. Данные акты проверок и уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверок на 16.08.12 получены лично предпринимателем, о чем свидетельствуют его росписи.
По результатам рассмотрения актов, руководителем управления вынесены решения от 16.08.2012 N 033 056 12 РК 0015989 (полугодие 2010 года); N 033 056 12 РК 0015990 (9 месяцев 2010 года); N 033 056 12 РК 0015991 (2010 год); N 033 056 12 РК 0015992 (1 квартал 2011 года); N 033 056 12 РК 0015994 (полугодие 2011 года); N 033 056 12 РК 0015993 (9 месяцев 2011 года); N 033 056 12 РК 0015995 (2011 год); N 033 056 12 РК 0015996 (1 квартал 2012 года); N 033 056 12 РК 0015988 (1 квартал 2010 года) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафов в размере 1000 руб. по каждому решению.
Решения управления мотивированы нарушением предпринимателем срока представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам РСВ-1 за период 1 квартал 2010 года - 1 квартал 2012 года, которые представлены 17 - 19.07.12. При этом неуплаты (не полной уплаты) страховых взносов не установлено.
Не согласившись с вынесенными решениями, предприниматель обратился в суд апелляционной инстанции.
Нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (часть 1 статьи 40 Федерального закона N 212-ФЗ).
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел с участием административных органов необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П).
На основании подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2010, индивидуальные предприниматели, независимо от применяемых ими режимов налогообложения, являются плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование в Фонд социального страхования в отношении лиц, состоящих с ними в трудовых правоотношениях.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
На основании части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно статье 10 Закона N 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным (ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, обязанность по представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования возложена на индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то есть являющихся работодателями.
Следовательно, плательщик страховых взносов - предприниматель, являющийся работодателем, обязан представить соответствующий расчет в срок не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Соответственно, при отсутствии обязанности по представлению соответствующих расчетов отсутствуют основания и для привлечения к ответственности.
В силу части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ (в редакции до 01.01.2012) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
С 01.01.2012 Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ пункт 1 статьи 46 Закона 2012-ФЗ изменен и изложен в следующей редакции - непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Данное правонарушение не является длящимся, поскольку законом установлен срок представления страхователем соответствующего расчета.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
На основании изложенного, поскольку ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.12.11 N 379-ФЗ) отягчает ответственность за совершенное правонарушение и ухудшает положение предпринимателя, штраф за несвоевременное представление расчетов (форма РСВ-1) в данном случае, судом первой инстанции правильно установлено, что за период 1 квартал 2010 года по 3 квартал 2011 года следовало рассчитывать исходя из положений ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения.
Таким образом, на момент составления управления актов камеральной проверки и вынесения решений о привлечении к ответственности минимальный размер штрафа по ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ был увеличен в 10 раз.
В материалы дела предпринимателем, в подтверждение того, что он не является работодателем с 2010 года, представлен оригинал справки ГУ-КРО ФСС (филиал N 12) от 28.11.2012 N 01-30/03, согласно которой он был зарегистрирован в качестве страхователя - работодателя с 07.04.04, и снят с учета с 26.08.10.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 3 Закона N 212-ФЗ 1. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют обмен необходимой информацией соответственно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене.
Соглашение об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования утв. ПФ РФ N АД-30-32/09сог, ФФОМС N 6547/20-1 31.12.2010, в пункте 1.2 которого определено, что предметом настоящего Соглашения является взаимодействие Сторон по передаче на федеральном и региональном уровнях сведений из представляемой плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы) в орган контроля за уплатой страховых взносов - ПФР и его территориальные органы отчетности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, сведений о платежах в ФОМС и ТФОМС в целом по Российской Федерации и по каждому субъекту Российской Федерации, сведений о регистрации и снятии с регистрационного учета страхователей и иной информации, определенной законодательством и необходимой для осуществления обязательного медицинского страхования.
Соглашение об информационном обмене между ПФР и ФФОМС утверждено ПФР N АД-08-33/03сог, ФФОМС N 558/91-и 31.01.2011, согласно пункту 1.2 которого предметом настоящего Соглашения является информационное взаимодействие Сторон по передаче сведений о работающих застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета по обязательному пенсионному страхованию и сведений о работающих застрахованных лицах, имеющихся в регистрах застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию по каждому субъекту Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно установлено, что управление не устанавливало в ходе проведенных камеральных проверок факты наличия у предпринимателя трудовых взаимоотношений с иными лицами, является ли предприниматель работодателем, то есть является ли он в силу подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении лиц, состоящих с ними в трудовых правоотношениях, наличие таких лиц, и, соответственно, имеется ли у него обязанность по представлению соответствующих расчетов. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доказательств наличия у предпринимателя работников и обязанности по подаче соответствующих расчетов после 26.08.10 управление не представило.
При этом суд учитывает, что расчеты предпринимателем сданы в связи с получением письма управления от 17.04.2012 N 12-3037 о необходимости сдачи им расчетов по страховым взносам (РСВ-1) за период 2010 - 2011 годы; неуплаты (не полной уплаты) страховых взносов не установлено.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о необоснованности и неправомерности привлечения предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ решениями управления от 16.08.2012 N 033 056 12 РК 0015991 (2010 год); N 033 056 12 РК 0015992 (1 квартал 2011 года); N 033 056 12 РК 0015994 (полугодие 2011 года); N 033 056 12 РК 0015993 (9 месяцев 2011 года); N 033 056 12 РК 0015995 (2011 год); N 033 056 12 РК 0015996 (1 квартал 2012 года), как плательщика страховых взносов в виде штрафов в размере 1000 руб. по каждому решению.
В части привлечения предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ решениями управления от 16.08.2012 N 033 056 12 РК 0015988 (1 квартал 2010 года), N 033 056 12 РК 0015989 (полугодие 2010 года); N 033 056 12 РК 0015990 (9 месяцев 2010 года), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данные решения Пенсионного фонда подлежат признанию недействительными в части назначения штрафа в размере 900 руб. каждое, то есть в части превышения применения минимальной санкции наказания.
При этом, суд первой инстанции правильно в порядке п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ возложить на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя оспариваемыми решениями
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37832/2012
Истец: ИП Галов Александр Евгеньевич
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тимашевском районе Краснодарского края
Третье лицо: УПФ РФ в Тимашевском р-не