г. Томск |
|
23 октября 2013 г. |
Дело N А03-8073/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи О.А. Скачковой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.А. Лачиновой без использования средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился (извещен),
от лица, привлекаемого к административной ответственности - не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Алтайскому краю в Павловском, Ребрихинском и Шелаболихинском районах
на определение Арбитражного суда Алтайского края от 22 июля 2013 г. о прекращении производства по делу (судья А.Ю. Сбитнев)
(рассмотрено в порядке упрощенного производства)
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Алтайскому краю в Павловском, Ребрихинском и Шелаболихинском районах (659000, Алтайский край, Павловский район, с. Павловск, ул. Ленина, д. 1)
к индивидуальному предпринимателю Бондаренко Ирине Николаевне (ОГРНИП 304226107800022, 659000, Алтайский край, Павловский район, с. Павловск, ул. Прудская, д. 26)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Павловском, Ребрихинском и Шелаболихинском районах (далее - заявитель, административный орган, территориальный отдел Роспотребнадзора) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Бондаренко Ирине Николаевне (далее -предприниматель, ИП Бондаренко И.Н.) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 22.07.2013 производство по делу по заявлению территориального отдела Роспотребнадзора прекращено.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, территориальный отдел Роспотребнадзора обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда полностью, разрешить вопрос по существу.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что предпринимателем допущены нарушения именно норм технического регламента, следовательно, по мнению апеллянта в данном случае она должна быть привлечена по статье 14.43 КоАП РФ.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ИП Бондаренко И.Н. представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению предпринимателя, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Определением апелляционного суда от 17.09.2013 судебное разбирательство по апелляционной жалобе в порядке статьи 158 АПК РФ отложено на 11.10.2013, протокольным определением от 11.10.2013 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв на 18.10.2013.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. 07.10.2013 от лица, привлекаемого к административной ответственности, поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия предпринимателя. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие лиц и представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов, 20.05.2013 на основании распоряжения органа государственного контроля от 11.03.2013 территориальным отделом Роспотребнадзора в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Из указанного протокола следует, что 22.04.2013 административным органом при проведении плановой выездной проверки обнаружены нарушения в магазине "Дамская, мужская лавка", принадлежащем индивидуальному предпринимателю Бондаренко И.Н., расположенном по адресу: Алтайский край, Павловский район, с. Павловск, ул. Ленина, д. 16-б, выявлена реализация непродовольственный товаров (женская и мужская одежда) с нарушением требований технических регламентов в области маркировки продукции (на этикетках (ярлыках) отсутствует единый знак обращения на рынке государств-членов Таможенного союза: наименование страны-изготовителя, наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; состав сырья на русском языке; дата изготовления). В продаже находилась: одежда женская "Vis-a-vis" в ассортименте в количестве 8 шт, изготовлено в Китае, одежда женская "Sejo" в ассортименте в количестве 35 шт, изготовитель ООО "Седжо Сибирь Новосибирск", брюки джинсовые женские "ТАЬАСЕ" в ассортименте в количестве 10 шт, изготовитель не установлен, одежда женская в ассортименте "Пеликан" в количестве 8 шт, изготовлена в КНР, брюки мужские в ассортименте "HUGO MAN" в количестве 6 шт, изготовитель не установлен, сорочки мужские "Fortunato" в ассортименте в количестве 20 шт, изготовитель не установлен, сорочки мужские "Brostem" в ассортименте в количестве 20 шт, изготовитель не установлен.
В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, исходил из того, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, в данном случае влечет административную ответственность по части 1 статьи 14.5 КоАП РФ или части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 29 АПК РФ суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных правоотношений и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В свою очередь, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила).
Соблюдение указанных Правил является обязательным для продавца - организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
Согласно пункту 11 Правил, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать:
наименование товара;
место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;
сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
сведения об основных потребительских свойствах товара;
сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой
информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Пунктом 41 Правил, предусмотрено, что товары (в том числе обувь) должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера.
За нарушение указанных требований Закона N 2300-1 и Правил, гарантирующих право потребителя на получение информации о товаре и его изготовителе, действующим законодательством установлена административная ответственность.
Так, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность по части 1 статьи 14.5 КоАП РФ. Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, соответственно, нарушение требований к обороту продукции в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, подлежит квалификации по статье 14.43 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что предприниматель осуществляла реализацию товара при отсутствии указанной выше информации.
Однако с 01.07.2012 вступил в силу Технический регламент, являющийся приложением к Решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876.
На основании пункта 1 статьи 1 Технического регламента, настоящий Технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза продукцию легкой промышленности.
Перечень продукции, в отношении которой устанавливаются требования настоящего Технического регламента, указан в Приложении 1 к настоящему Техническому регламенту.
Пунктам 1, 2 статьи 9 Технического регламента установлено, что маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: - наименование продукции; - наименование страны-изготовителя; - наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; - юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; - размер изделия; - состав сырья; - товарный знак (при наличии); - единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; - гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); - дату изготовления; - номер партии продукции (при необходимости).
Учитывая положения указанной нормы права, суд апелляционной инстанции полагает, что реализуемая предпринимателем продукция в обязательном порядке должна иметь маркировку, содержащую обязательный перечень информации, установленный Техническим регламентом Таможенного союза для трикотажных и текстильных изделий.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 25.05.2013 следует, что предпринимателю вменяется нарушение пункта 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности" от 09.12.2011 N 876, пунктов 11, 15, 39, 41 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, статьи 8, пунктов 1, 2, 3 статьи 10 Закона N 2300-1, а именно: в торговом зале магазина представлена для розничной продажи одежда из текстильных материалов для взрослых (в ассортименте) 7 наименований с не полной маркировкой - на этикетках (ярлыках) отсутствует единый знак обращения на рынке государств-членов Таможенного союза: наименование страны-изготовителя, наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; состав сырья на русском языке; дата изготовления.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что предпринимателем осуществлялась реализация товара с нарушением требований Технического регламента, соответственно, о наличии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания для прекращения производства по делу, предусмотренные статьей 150 АПК РФ, по мотиву ненадлежащей квалификации правонарушения.
Исходя из задач судопроизводства в арбитражных судах: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обеспечение доступности правосудия (статья 2 АПК РФ), прекращение производства по делу по заявлению уполномоченного на контроль административного органа в данном случае влечет ограничение его прав на предоставленную законом судебную защиту, гарантированную статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 4 АПК РФ, а также на реализацию своих контрольных функций.
Учитывая изложенное, в силу пункта 2 части 4 статьи 272 АПК РФ суд апелляционной инстанции находит обжалуемое определение о прекращении производства по делу подлежащим отмене с направлением вопроса о рассмотрении заявления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Алтайскому краю в Павловском, Ребрихинском и Шелаболихинском районах о привлечении индивидуального предпринимателя Бондаренко Ирины Николаевны к административной ответственности по существу на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции - Арбитражный суд Алтайского края.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Алтайского края от 22 июля 2013 г. по делу N А03-8073/2013 отменить.
Направить вопрос о рассмотрении заявления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Алтайскому краю в Павловском, Ребрихинском и Шелаболихинском районах по существу на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Судья |
О.А. Скачкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8073/2013
Истец: ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Павловском,Ребрихинском и Шелаболихинском р-нах, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Павловском, Ребрихинском и Шелаболихинском районах
Ответчик: Бондаренко Ирина Николаевна