г. Саратов |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А12-16193/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Александровой Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, ОГРН 1023403444790, ИНН 3444080557 (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 02 сентября 2013 года по делу N А12-16193/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Романов С.П.)
по заявлению Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, ОГРН 1023403444790, ИНН 3444080557 (г. Волгоград)
к отделению государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду (г. Волгоград)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
заинтересованные лица: муниципальное учреждение коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания, ОГРН 1033400473897, ИНН 3444070252 (г.Волгоград), муниципальное унитарное предприятие дорожно строительных работ Советского района города Волгограда, ОГРН 1023404243565, ИНН 3446800264 (г. Волгоград), администрация Волгограда, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139 (г. Волгоград), Управление Министерства внутренних дел России по г. Волгограду (г. Волгоград)
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства администрации Волгограда обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду (далее - ОГИБДД УМВД РФ по г. Волгограду, административный орган) от 18 июня 2013 года 34 КМ N 363746 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Департамент городского хозяйства администрации Волгограда привлечен к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 02 сентября 2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Административный орган и заинтересованные лица письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на апелляционную жалобу не представили.
Заявитель, административный орган и заинтересованные лица в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом. Почтовые отправления N N 77331, 77332, 77333, 77334, 77336 вручены адресатам 30 сентября и 01 октября 2013 года. Почтовое отправление N 77335, направленное в адрес Управления Министерства внутренних дел России по г. Волгограду, по независящим от суда причинам в суд не возвращено.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 12 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, названных документов, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Кодекса о надлежащем извещении
Информация о публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 24 сентября 2013 года размещена на сайте суда в сети Интернет 25 сентября 2013 года. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить свою явку, либо явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, не препятствует судебному разбирательству в их отсутствие.
Апелляционная жалоба Департамента городского хозяйства администрации Волгограда рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Оснований для перехода в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционным судом не установлено.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором дорожного надзора ДН ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду Метлицким М.В. 01 июня 2013 года в ходе повседневного надзора за состоянием и содержанием улично-дорожной сети г. Волгограда установлено, что на ул. Лавровая в нарушение ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка при отсутствии снега на дорожном покрытии не различима (затерта, отсутствует), износ разметки по площади превышает 50 %, отсутствуют технические средства организации дорожного движения, информирующие водителей об опасности, о чем им составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 01 июня 2013 года. Таким образом, департамент, будучи лицом ответственным за состоянием дорог, асфальтобетонного покрытия, не приняло мер по обеспечению безопасности дорожного движения.
В отношении Департамента городского хозяйства администрации Волгограда 01 июня 2013 года возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование, о чем административным органом принято соответствующее определение.
Департамент городского хозяйства администрации Волгограда 13 июня 2013 года уведомлен о необходимости явки законного представителя для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении на 14 июня 2013 года. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 01 июня 2013 года и уведомление от 13 июня 2013 года N 30/7-2124 получены департаментом 13 июня 2013 года, что подтверждается соответствующей отметкой на уведомлении, зарегистрированном за вх. N 6740 (т.1, л.д. 38).
14 июня 2013 года в отношении Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, в отсутствие законного представителя юридического лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, государственным инспектором дорожного надзора ДН ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду Метлицким М.В. составлен протокол об административном правонарушении 34 ДН N 007001 по признакам статьи 12.34 КоАП РФ.
О времени и месте рассмотрения дела департамент уведомлен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением от 14 июня 2013 года, которое вручено департаменту 14 июня 2013 г. (т. 1, л.д. 37).
Дело об административном правонарушении в отношении Департамента городского хозяйства администрации Волгограда рассмотрено государственным инспектором дорожного надзора ДН ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду Метлицким М.В. 18 июня 2013 года и по результатам рассмотрения дела об административным органом принято постановление 34 КМ N 363746 о привлечении Департамента городского хозяйства администрации Волгограда к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении и полагая, что указанное постановление затрагивает права заявителя в сфере экономической деятельности, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда обратился в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений параграфа второго главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения доказано, установлен состав вмененного правонарушения в бездействии заявителя, вина правонарушителя в совершении правонарушения подтверждена материалами дела, административным органом соблюдены процессуальные требования, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к порядку привлечения юридического лица к административной ответственности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела, установленным судом, и нормам материального права.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения по статье 12.34 КоАП РФ является нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии либо непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса, являются лица (должностные, юридические), ответственные за состояние дорог.
Основанием для привлечения Департамента городского хозяйства администрации Волгограда к административной ответственности, ДН ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду явилось несоблюдение положений п. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", в соответствии с которыми разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами; дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии); дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93. Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.
Согласно статье 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 14 указанного Федерального закона планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Указанные же органы в соответствии со ст. 13.1. Закона обеспечивают муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в порядке, установленном муниципальными правовыми актами (ст.15 Федерального закона N 257-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 5 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территории города-героя Волгограда определен конкретный орган, отвечающий за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог - Департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 N 15/446 департамент городского хозяйства администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет следующие полномочия органа местного самоуправления Волгограда от лица администрации Волгограда в части решения вопросов местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования город-герой Волгоград.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ).
Анализ приведенных выше норм и положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что на собственнике лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, именно на Департамент городского хозяйства администрации Волгограда возложена обязанность по содержанию дорог местного значения в г. Волгограде, а, следовательно, департамент является субъектом ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
Судом обоснованно отклонен аналогичный изложенному в апелляционной жалобе довод о том, что права и обязанности от имени органов местного самоуправления при исполнении заключенного по результатам торгов муниципального контракта на содержание автомобильных дорог принимает на себя муниципальный заказчик.
Указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что Департамент городского хозяйства администрации Волгограда не является субъектом ответственности по статье 12.34 КоАП РФ, а реализация своих полномочий по решению вопросов местного значения и заключение гражданско-правовых договоров для выполнения возложенных на него задач не свидетельствует об освобождении Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от исполнения им своих обязанностей в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу положений статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу положений статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае не представлено доказательств, подтверждающих, что Департамент городского хозяйства администрации Волгограда в силу объективных причин не имел реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на него обязанностей, предпринял все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, вина Департамента городского хозяйства администрации Волгограда в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 12.34 КоАП РФ, материалами дела доказана.
Установленный КоАП РФ порядок производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушен.
В силу пункта 8 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ государственные инспектора дорожного надзора вправе рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных статьей 12.34 настоящего Кодекса от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи.
Наказание учреждению назначено в пределах санкции статьи 12.34 КоАП РФ по низшему пределу.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба повторяет те доводы, которые изложены в заявлении, поступившем в суд первой инстанции и которым дана оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта. Податель апелляционной жалобы не представляет доказательств в опровержение выводов суда и на наличие таких доказательств не ссылается.
Решение арбитражного суда соответствует фактическим обстоятельствам дела, нормам материального. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба Департамента городского хозяйства администрации Волгограда подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 02 сентября 2013 года по делу N А12-16193/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации Волгограда (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-16193/2013
Истец: Департамент городского хозяйства администрации Волгограда
Ответчик: ОГИБДД Упраления МВД России по г. Волгограду, Отделение государственной инспекции безопасности дорожного движения Упраления МВД России по г. Волгограду
Третье лицо: администрация Волгограда, МУ "Комдорстрой", МУП ДСЭР Советского района г. Волгограда, Управление МВД России по г. Волгограду, МУП ДСЭР Советского района Волгограда, УМВД России по г. Волгограду