г. Чита |
|
23 октября 2013 г. |
Дело N А19-7971/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Е. О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 августа 2013 года по делу N А19-7971/2013 по заявлению Открытого акционерного общества "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" (ОГРН 1023802140240, ИНН 3819012188) к Отделу надзорной деятельности по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району ГУ МЧС России по Иркутской области (ИНН 3808184080, ОГРН 1083808012705) о признании незаконным и отмене постановления от 31.05.2013 г. N2-12-89/N2-12-90/N2-12-91 о наложении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности,
(суд первой инстанции судья Колосов В. И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
установил:
Открытое акционерное общество "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" (далее заявитель, ОАО "Усолье-Сибирский химфарм завод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району ГУ МЧС России по Иркутской области (далее ГУ МЧС, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.05.2013 г. N 2-12-89/N 2-12-90/N 2-12-91 о наложении административного взыскания за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и отсутствия нарушения норм процессуального права со стороны административного органа при привлечении Учреждения культуры к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Усолье-Сибирский химфарм завод" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы, не оспаривая выявленные нарушения по существу, ссылается на то, что административным органом не верно указан адрес ОАО "Усолье-Сибирский химфарм завод", не установлен факт нахождения в собственности Общества здания блока 21/2, кроме того указано на противоречия в актах проверки, в части выявления правонарушения, в протоколах не описана объективная сторона правонарушения.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили, заинтересованное лицо обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений руководителя административного органа N 113 от 18.03.2013 г. ГУ МЧС в период с 01.04.2013 г. по 26.04.2013 г. проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО "Усолье-Сибирский химфарм завод", расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, промышленная зона, по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности (т. 1 л.д. 33-34).
По результатам проверки составлен Акт N 113 от 25.04.2013 г. (т. 1 л.д. 35-48) о допущенных Обществом нарушениях, которые выразились в следующем.
Административный и лабораторно-исследовательский комплекс (здание цеха N 15), инвентарный номер 25:436:001:001976690/15:
- в лестничных клетках здания не установлены двери с устройствами для самозакрывания ведущие в поэтажные коридоры;
- не выполнено на кровле здания ограждение высотой не менее 600 мм.;
- не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли;
Здание цеха N 9:
- в помещениях со взрывоопасными производствами допускается работа технологического оборудования при неисправности устройств систем вентиляции;
- не предусмотрена (или находится в неисправном состоянии) аварийная вентиляция для помещений, в которых возможно внезапное поступление большого количества вредных или горючих газов, паров или аэрозолей;
- в лестничных клетках административно-бытовых вставок N N 1, 2 не установлены двери с устройствами для самозакрывания ведущие в поэтажные коридоры;
- не разделены в административно-бытовой вставке N 2 помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены в ПУ-5, ПУ-14 противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости;
- в отделении унитиола не действующая часть цеха отделена от действующей, горючим тканевым материалом на всю ширину цеха (сертификат ПБ на тканевый материал не предоставлен);
- не выполнены мероприятия по обеспечению постоянного подпора воздуха в тамбур - шлюзе, разделяющем АБК N 2 и отделение унитиола;
- не обеспечено наличие на дверях помещений отделения унитиола категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны по ПУЭ в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- не выполнены мероприятия по обеспечению постоянного подпора воздуха в тамбур-шлюзе, из отделения унитиола в рем. полигон;
- на 3-м этаже АБК N 1 допускается эксплуатация парильной: без устройства из помещений обособленного эвакуационного выхода, без устройства в парильной перфорированных сухотрубов, присоединенных к внутреннему водопроводу, не применены для отделки парильной лиственные породы древесины, без устройства в парильной естественной приточно-вытяжной вентиляии кратностью 1;
Здание цеха N 8, инвентарный номер 25:436:001:010015780:
- в помещениях со взрывоопасными производствами допускается работа технологического оборудования при неисправности устройств систем вентиляции;
- не предусмотрена (или находится в неисправном состоянии) аварийная вентиляция для помещений, в которых возможно внезапное поступление большого количества вредных или горючих газов, паров или аэрозолей;
- в лестничных клетках АБК (административно-бытовой вставки) не установлены двери с устройствами для самозакрывания ведущие в поэтажные коридоры;
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах;
- не установлены противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости на 1-ом этаже в помещениях: склада категории "Б"; ПУ-7; склада сырья; ПУ-8; ЩСУ-62; ПУ-9; ПУ-13; ПУ-14; ЗРУ- 6 кВт;
На производстве фенобарбитала и стрептоцида:
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены в противопожарной преграде противопожарные двери, разделяющие административно-бытовую вставку от производственного цеха (производство малонового эфира) с требуемым пределом огнестойкости;
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены в ПУ-14 а, противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости;
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены перед входом из коридора в тамбур шлюз помещения фасовки и из помещения тамбур - шлюза непосредственно в помещение фасовки категории "Б", противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости;
- не выполнены мероприятия по обеспечению постоянного подпора воздуха в тамбур - шлюзе помещения фасовки;
В помещении кристаллизации категории "А":
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены перед входом из коридора в тамбур шлюз цеха кристаллизации и из помещения тамбур - шлюза непосредственно в помещение получения очищенной воды категории "Б" и помещения кристаллизации стрептоцида категории "А" противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости;
- не заделано отверстие в стене в месте прохождения электрических кабелей инженерных коммуникаций огнестойким материалом (разделяющее общий коридор и тамбур шлюз цеха кристаллизации);
- не выполнены мероприятия по обеспечению постоянного подпора воздуха в тамбур-шлюзе помещения кристаллизации;
В малом производственном зале категории "А":
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены перед входом в тамбур шлюзы малого производственного зала и из помещения тамбур - шлюзов непосредственно в малый производственный зала категории "А" противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости;
- не заделаны отверстия в стенах в местах прохождения электрических кабелей, инженерных коммуникаций огнестойким материалом (разделяющих общие коридоры и тамбур шлюзы малого зала);
- не заделаны отверстия в стенах в местах прохождения электрических кабелей, инженерных коммуникаций огнестойким материалом (разделяющих общие коридоры и тамбур шлюзы малого зала);
- не выполнены мероприятия по обеспечению постоянного подпора воздуха в тамбур - шлюзе малого производственного зала;
В большом производственном зале категории "А":
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены перед входом в тамбур шлюзы большого производственного зала и из помещений тамбур - шлюзов непосредственно в большой производственный зал категории "А" (на всех отметках) противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости;
- не выполнены мероприятия по обеспечению постоянного подпора воздуха в тамбур-шлюзе малого производственного зала;
- не заделаны отверстия в стенах в местах прохождения электрических кабелей, инженерных коммуникаций огнестойким материалом (разделяющих общие коридоры и тамбур шлюзы большого зала);
На участке ТВК и участке электроснабжения:
- не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли;
Здание РП-2:
- не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли; на территории предприятия:
- территория предприятия не содержится в чистоте. Допускается загрязнения ее мусором и отходами производства. Отходы производства, не подлежащие утилизации, мусор, опавшие листья, сухая трава регулярно не убираются и не вывозятся с территории предприятия;
- пожарные гидранты и колодцы не занумерованы (нумерация не совпадает), не имеют опознавательные знаки и световые указатели для быстрого определения их местоположения в вечернее и ночное время;
- не обеспечено требуемое (уменьшено) количество пожарных гидрантов для целей наружного пожаротушения действующих зданий и сооружений, не проведен расчет на наружное пожаротушения действующих зданий, в котором не определено требуемое количество пожарных гидрантов с учетом уменьшения территории и консервации отдельных зданий и сооружений (из существующих ранее 30 ПГ, осталось 8 ПГ);
- в целях усиления работы по предупреждению пожаров и борьбе с ними на предприятии не организуются добровольные пожарные дружины
Административный и лабораторно-исследовательский комплексе (здание цеха N 15), инвентарный номер 25:436:001:001976690/15:
- здание не оборудовано внутренним противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения с числом струй не менее 2-х и минимальным расходом воды на внутреннее пожаротушение, 2,5л/с, на одну струю;
- на 2-м этаже в коридоре здания у кабинета главного технолога допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушениями изоляции;
- в помещениях здания допускается эксплуатирование светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
В здании цеха N 9:
- в помещениях цеха допускается эксплуатирование светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- на 3-м этаже в коридоре АБК N 1 (мужские бытовые помещения) допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушениями изоляции, выполненной по временной схеме;
- на 3-м этаже АБК N 1 допускается эксплуатация парильной: парильная не оборудована печью заводского изготовления (не представлен паспорт завода-изготовителя) с автоматической защитой и отключением до полного остывания через 8 ч. непрерывной работы;
В цехе N 8 инвентарный номер: 25:436:001:010015780:
- в помещениях цеха допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
Административный и лабораторно-исследовательский комплексе (здание цеха N 15), инвентарный номер 25:436:001:001976690/15:
- здание не оборудовано защитой средствами автоматической пожарной сигнализацией;
- не выполнена система оповещения людей при пожаре;
- стены коридоров, в здании являющиеся путями эвакуации на 2, 3 этажах лабораторного комплекса обиты горючим материалом (деревянные первогодки) отделяющие электрические распределительные устройства, системы приточно-вытяжной вентиляции от общих коридоров;
- на путях эвакуации в фойе первого этажа для отделки стен применены горючие материалы (сертификаты ПБ не предоставлены);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности), а именно запасные выходы с этажей здания проходят через неэксплуатируемые (реконструируемые помещения);
- коридоры здания длиной более 60 м. не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки;
В здании цеха N 9:
- не оборудована административно-бытовая вставка N 2 (где расположены помещения аварийно-спасательного формирования и т.д.) автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
- не оборудована административно-бытовая вставка N 1 (где расположены помещения мужских и женских бытовых помещений) автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
- не оборудовано помещения категории "А" схемы N 13 защитой средствами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;
- не оборудовано помещения категории "А" схемы N 14 защитой средствами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;
- не оборудовано помещения категории "А" схемы N 16 защитой средствами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;
В производственных помещениях цеха N 9 (отделение унитиола, категории "А"):
- не выполнена защита средствами автоматической пожарной сигнализации;
В производственных помещениях цеха N 9:
- не выполнена система оповещения людей о пожаре;
В цехе N 8, инвентарный номер: 25:436:001:010015780:
- не оборудована административно-бытовая вставка автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
В производственных помещениях цеха N 8
- не выполнена система оповещения людей о пожаре;
На производстве фенобарбитала и стрептоцида:
- автоматическая пожарная сигнализации в помещениях категории "Б" (фасовки и готового продукта) находится в не работоспособном состоянии, (не предоставлен соответствующий акт проверки);
В помещении кристаллизации категории "А":
- не оборудована стадия кристаллизации защитой средствами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;
В малом производственном зале категории "А":
- не оборудован малый производственный зал защитой средствами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;
В большом производственном зале категории "А":
- не оборудован большой производственный (площадью более 300 кв.м.) защитой средствами автоматической установки пожаротушения;
В цехе N 18, инвентарный номер:25:436::001:001980000/18:
- не оборудован стояночный бокс защитой средствами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;
На участке ТВК и участке электроснабжения:
- не оборудована административно-бытовая вставка (помещений участка ТВК и участка электроснабжения) автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
В здании блока 21/2 (хранение метанола):
- не оборудованы помещения резервуаров для хранения метанола автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
В блоке N 19:
- склад сырья и оборудования не оборудован автоматической пожарной сигнализацией;
В здании цеха N 12 (склад готовой продукции);
- не обеспечена, исправная (бесперебойная), работа имеющейся автоматической пожарной сигнализации, (не представлен соответствующий акт проверки).
На основании акта проверки должностным лицом административного органа, с учетом надлежащего уведомления заявителя о дате времени и месте, были составлены Протоколы об административном правонарушении N 2-12-89, N 2-12-90 и N 2-12-91 от 13.05.2013 г. в отношении ОАО "Усолье-Сибирский химфарм завод", о нарушении им статей 151, 6, 46, 54, 59, 83, 84, 88, 146 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 62, 42 "а" "в", 33, 61, 376 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, ВНЭ 5-79 Правил пожарной безопасности при эксплуатации предприятий химической промышленности, таб. 1 п. 9, таб. 3 пункты 6, 38 НПБ-110-03, пункты 15, 20 НПБ 104-03, пункты 2.5, 3.1.9, 3.2.7, 3.7.2, 10.3.2, 10.5, 10.5.1, 17.7.5 ППБО-103-79, пункты 5.14, 7.1, 7.4, 6.25, 6.26 СНиП 21-01-97*, пункты 7.1.6, 7.6.1, 7.6.2, СНиП 41-01-2003, п. 2.14 СНиП 2.04.02-84* и совершении правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ (т. 1 л.д. 119-133).
На основании протоколов об административном правонарушении руководителем административного органа, с учетом надлежащего уведомления заявителя о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено Постановление N 2-12-89/N2-12-90/N2-12-91 от 31.05.2013 г. о привлечении ОАО "Усолье-Сибирский химфарм завод" к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности, в виде штрафа в размере 150000 руб. (т. 1 л.д. 25-32).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из представленных в материалы дела документов следует, что заявитель, как владелец объектов, явившихся предметом проверки ГУ МЧС, является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, принадлежащих ему зданий и объектов, как следствие, является субъектом административного правонарушения и несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Закон о пожарной безопасности).
На основании статьи 34 Закона о пожарной безопасности граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе, предпринимателями без образования юридического лица, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313 (далее - ППБ 01-03).
Наряду с ППБ 01-03 необходимо также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности (пункт 3 ППБ 01-03).
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Объективная сторона указанного нарушения выражается в нарушении требований пожарной безопасности к электроустановкам зданий.
Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и по существу не оспаривается заявителем, на момент проверки в принадлежащих ОАО "Усолье-Сибирский химфарм завод" помещениях, административным органом были установлены и зафиксированы нарушения требований статей 151, 6, 46, 54, 59, 83, 84, 88, 146 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 62, 42 "а" "в", 33, 61, 376 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, ВНЭ 5-79 Правил пожарной безопасности при эксплуатации предприятий химической промышленности, таб. 1 п. 9, таб. 3 пункты 6, 38 НПБ-110-03, пункты 15, 20 НПБ 104-03, пункты 2.5, 3.1.9, 3.2.7, 3.7.2, 10.3.2, 10.5, 10.5.1, 17.7.5 ППБО-103-79, пункты 5.14, 7.1, 7.4, 6.25, 6.26 СНиП 21-01-97*, пункты 7.1.6, 7.6.1, 7.6.2, СНиП 41-01-2003, п. 2.14 СНиП 2.04.02-84*, выразившиеся в следующем:
Административный и лабораторно-исследовательский комплекс (здание цеха N 15), инвентарный номер 25:436:001:001976690/15:
- в лестничных клетках здания не установлены двери с устройствами для самозакрывания ведущие в поэтажные коридоры;
- не выполнено на кровле здания ограждение высотой не менее 600 мм.;
- не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли;
Здание цеха N 9:
- в помещениях со взрывоопасными производствами допускается работа технологического оборудования при неисправности устройств систем вентиляции;
- не предусмотрена (или находится в неисправном состоянии) аварийная вентиляция для помещений, в которых возможно внезапное поступление большого количества вредных или горючих газов, паров или аэрозолей;
- в лестничных клетках административно-бытовых вставок N N 1, 2 не установлены двери с устройствами для самозакрывания ведущие в поэтажные коридоры;
- не разделены в административно-бытовой вставке N 2 помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены в ПУ-5, ПУ-14 противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости;
- в отделении унитиола не действующая часть цеха отделена от действующей, горючим тканевым материалом на всю ширину цеха (сертификат ПБ на тканевый материал не предоставлен);
- не выполнены мероприятия по обеспечению постоянного подпора воздуха в тамбур - шлюзе, разделяющем АБК N 2 и отделение унитиола;
- не обеспечено наличие на дверях помещений отделения унитиола категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны по ПУЭ в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- не выполнены мероприятия по обеспечению постоянного подпора воздуха в тамбур-шлюзе, из отделения унитиола в рем. полигон;
- на 3-м этаже АБК N 1 допускается эксплуатация парильной: без устройства из помещений обособленного эвакуационного выхода, без устройства в парильной перфорированных сухотрубов, присоединенных к внутреннему водопроводу, не применены для отделки парильной лиственные породы древесины, без устройства в парильной естественной приточно-вытяжной вентиляции кратностью 1;
Здание цеха N 8, инвентарный номер 25:436:001:010015780:
- в помещениях со взрывоопасными производствами допускается работа технологического оборудования при неисправности устройств систем вентиляции;
- не предусмотрена (или находится в неисправном состоянии) аварийная вентиляция для помещений, в которых возможно внезапное поступление большого количества вредных или горючих газов, паров или аэрозолей;
- в лестничных клетках АБК (административно-бытовой вставки) не установлены двери с устройствами для самозакрывания ведущие в поэтажные коридоры;
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах;
- не установлены противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости на 1-ом этаже в помещениях: склада категории "Б"; ПУ-7; склада сырья; ПУ-8; ЩСУ-62; ПУ-9; ПУ-13; ПУ-14; ЗРУ- 6 кВт;
На производстве фенобарбитала и стрептоцида:
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены в противопожарной преграде противопожарные двери, разделяющие административно-бытовую вставку от производственного цеха (производство малонового эфира) с требуемым пределом огнестойкости;
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены в ПУ-14 а, противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости;
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены перед входом из коридора в тамбур шлюз помещения фасовки и из помещения тамбур - шлюза непосредственно в помещение фасовки категории "Б", противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости;
- не выполнены мероприятия по обеспечению постоянного подпора воздуха в тамбур - шлюзе помещения фасовки;
В помещении кристаллизации категории "А":
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены перед входом из коридора в тамбур шлюз цеха кристаллизации и из помещения тамбур - шлюза непосредственно в помещение получения очищенной воды категории "Б" и помещения кристаллизации стрептоцида категории "А" противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости;
- не заделано отверстие в стене в месте прохождения электрических кабелей инженерных коммуникаций огнестойким материалом (разделяющее общий коридор и тамбур шлюз цеха кристаллизации);
- не выполнены мероприятия по обеспечению постоянного подпора воздуха в тамбур-шлюзе помещения кристаллизации;
В малом производственном зале категории "А":
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены перед входом в тамбур шлюзы малого производственного зала и из помещения тамбур - шлюзов непосредственно в малый производственный зала категории "А" противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости;
- не заделаны отверстия в стенах в местах прохождения электрических кабелей, инженерных коммуникаций огнестойким материалом (разделяющих общие коридоры и тамбур шлюзы малого зала);
- не заделаны отверстия в стенах в местах прохождения электрических кабелей, инженерных коммуникаций огнестойким материалом (разделяющих общие коридоры и тамбур шлюзы малого зала);
- не выполнены мероприятия по обеспечению постоянного подпора воздуха в тамбур - шлюзе малого производственного зала;
В большом производственном зале категории "А":
- не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой соответствующим им типом заполнения проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или в противопожарных преградах. Не установлены перед входом в тамбур шлюзы большого производственного зала и из помещений тамбур - шлюзов непосредственно в большой производственный зал категории "А" (на всех отметках) противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости;
- не выполнены мероприятия по обеспечению постоянного подпора воздуха в тамбур-шлюзе малого производственного зала;
- не заделаны отверстия в стенах в местах прохождения электрических кабелей, инженерных коммуникаций огнестойким материалом (разделяющих общие коридоры и тамбур шлюзы большого зала);
На участке ТВК и участке электроснабжения:
- не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли;
Здание РП-2:
- не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли; на территории предприятия:
- территория предприятия не содержится в чистоте. Допускается загрязнения ее мусором и отходами производства. Отходы производства, не подлежащие утилизации, мусор, опавшие листья, сухая трава регулярно не убираются и не вывозятся с территории предприятия;
- пожарные гидранты и колодцы не занумерованы (нумерация не совпадает), не имеют опознавательные знаки и световые указатели для быстрого определения их местоположения в вечернее и ночное время;
- не обеспечено требуемое (уменьшено) количество пожарных гидрантов для целей наружного пожаротушения действующих зданий и сооружений, не проведен расчет на наружное пожаротушения действующих зданий, в котором не определено требуемое количество пожарных гидрантов с учетом уменьшения территории и консервации отдельных зданий и сооружений (из существующих ранее 30 ПГ, осталось 8 ПГ);
- в целях усиления работы по предупреждению пожаров и борьбе с ними на предприятии не организуются добровольные пожарные дружины
Административный и лабораторно-исследовательский комплексе (здание цеха N 15), инвентарный номер 25:436:001:001976690/15:
- здание не оборудовано внутренним противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения с числом струй не менее 2-х и минимальным расходом воды на внутреннее пожаротушение, 2,5л/с, на одну струю;
- на 2-м этаже в коридоре здания у кабинета главного технолога допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушениями изоляции;
- в помещениях здания допускается эксплуатирование светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
В здании цеха N 9:
- в помещениях цеха допускается эксплуатирование светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- на 3-м этаже в коридоре АБК N 1 (мужские бытовые помещения) допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушениями изоляции, выполненной по временной схеме;
- на 3-м этаже АБК N 1 допускается эксплуатация парильной: парильная не оборудована печью заводского изготовления (не представлен паспорт завода-изготовителя) с автоматической защитой и отключением до полного остывания через 8 ч. непрерывной работы;
В цехе N 8 инвентарный номер: 25:436:001:010015780:
- в помещениях цеха допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
Административный и лабораторно-исследовательский комплексе (здание цеха N 15), инвентарный номер 25:436:001:001976690/15:
- здание не оборудовано защитой средствами автоматической пожарной сигнализацией;
- не выполнена система оповещения людей при пожаре;
- стены коридоров, в здании являющиеся путями эвакуации на 2, 3 этажах лабораторного комплекса обиты горючим материалом (деревянные первогодки) отделяющие электрические распределительные устройства, системы приточно-вытяжной вентиляции от общих коридоров ;
- на путях эвакуации в фойе первого этажа для отделки стен применены горючие материалы (сертификаты ПБ не предоставлены);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности), а именно запасные выходы с этажей здания проходят через неэксплуатируемые (реконструируемые помещения);
- коридоры здания длиной более 60 м. не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки;
В здании цеха N 9:
- не оборудована административно-бытовая вставка N 2 (где расположены помещения аварийно-спасательного формирования и т.д.) автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
- не оборудована административно-бытовая вставка N 1 (где расположены помещения мужских и женских бытовых помещений) автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
- не оборудовано помещения категории "А" схемы N 13 защитой средствами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;
- не оборудовано помещения категории "А" схемы N 14 защитой средствами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;
- не оборудовано помещения категории "А" схемы N 16 защитой средствами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;
В производственных помещениях цеха N 9 (отделение унитиола, категории "А"):
- не выполнена защита средствами автоматической пожарной сигнализации;
В производственных помещениях цеха N 9:
- не выполнена система оповещения людей о пожаре;
В цехе N 8, инвентарный номер: 25:436:001:010015780:
- не оборудована административно-бытовая вставка автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
В производственных помещениях цеха N 8
- не выполнена система оповещения людей о пожаре;
На производстве фенобарбитала и стрептоцида:
- автоматическая пожарная сигнализации в помещениях категории "Б" (фасовки и готового продукта) находится в не работоспособном состоянии, (не предоставлен соответствующий акт проверки);
В помещении кристаллизации категории "А":
- не оборудована стадия кристаллизации защитой средствами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;
В малом производственном зале категории "А":
- не оборудован малый производственный зал защитой средствами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;
В большом производственном зале категории "А":
- не оборудован большой производственный (площадью более 300 кв.м.) защитой средствами автоматической установки пожаротушения;
В цехе N 18, инвентарный номер:25:436::001:001980000/18:
- не оборудован стояночный бокс защитой средствами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;
На участке ТВК и участке электроснабжения:
- не оборудована административно-бытовая вставка (помещений участка ТВК и участка электроснабжения) автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
В здании блока 21/2 (хранение метанола):
- не оборудованы помещения резервуаров для хранения метанола автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
В блоке N 19:
- склад сырья и оборудования не оборудован автоматической пожарной сигнализацией;
В здании цеха N 12 (склад готовой продукции);
- не обеспечена, исправная (бесперебойная), работа имеющейся автоматической пожарной сигнализации, (не представлен соответствующий акт проверки).
Все указанные нарушения Обществом выше перечисленных норм права подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки и протоколами об административном правонарушении и составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Следовательно, действия ОАО "Усолье-Сибирский химфарм завод" квалифицированы административным органом верно по ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Следовательно, позиция заявителя апелляционной жалобы о недоказанности вины Общества в совершенном правонарушении, несостоятельна в правовом отношении.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае материалами дела (Актом проверки N 113 от 25.04.2013 г. (т. 1 л.д. 35-48), протоколами об административном правонарушении N 2-12-89, N 2-12-90 и N 2-12-91 от 13.05.2013 г. (т. 1 л.д. 119-133)) подтверждается, что ОАО "Усолье-Сибирский химфарм завод" не приняло всех зависящих от него мер к соблюдению требований пожарной безопасности, к не нарушению требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения и к не нарушению требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Надлежащих доказательств обратного, заявителем ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния заявителя по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в действиях Общества составов этих административных правонарушений.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ОАО "Усолье-Сибирский химфарм завод" было извещен заблаговременно и надлежащим образом.
О времени и месте рассмотрения административного дела Общество было также извещено надлежащим образом и заблаговременно.
Протоколы об административном правонарушении составлены, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа, то есть требования статей 23.60 и 28.3 КоАП РФ соблюдены.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Мера наказания (административного штрафа) определена ОАО "Усолье-Сибирский химфарм завод" административным органом с учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ и в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 этого Кодекса.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что административным органом не доказан факт принадлежности Обществу здания блока 21/2, поскольку, в соответствии с перечнем зданий и сооружений ОАО "Усолье-Сибирский химфарм завод", Обществу принадлежит склад ЛВЖ в таре, назначение указанного склада является блок 21/2ЛВЖ в цистернах, узел разгрузки, а не правильное указание кадастрового номера цеха N 9, само по себе, не повлияло на правильность выводов ГУ МЧС, сделанных в обжалуемом постановлении.
Иные доводы, приведенные ОАО "Усолье-Сибирский химфарм завод" в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме тог, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 августа 2013 года по делу N А19-7971/2013, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 августа 2013 года по делу N А19-7971/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7971/2013
Истец: ОАО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Иркутской области, Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС РОссии по Иркутской области Отдел надзорной деятельности г. Усолье-Сибирское и Усольского района