Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2013 г. N 15АП-12608/13
город Ростов-на-Дону |
|
22 октября 2013 г. |
дело N А32-38397/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевым А.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар": представитель по доверенности, Бирлет. Ю.В., паспорт.
от Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.06.2013 по делу N А32-38397/2012 принятое судьей Бутченко Ю.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар"
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании недействительным пункта 3 предписания от 28.11.2012 N 25-06
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, управление) о признании недействительным пункта 3 предписания от 28.11.2012 N 25-06.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что на момент проведения проверки общество осуществляло только эксплуатацию газопровода, тогда как, в данном случае, лицензия может быть выдана на строительство и эксплуатацию, что отсутствует в данном случае.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром трансгаз Краснодар" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям изложенным в отзыве.
Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представителя в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Управления.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, управлением на основании распоряжения N 4902-р от 25.10.2012 в период с 1 по 29 ноября 2012 г. была проведена проверка соблюдения ООО "Газпром трансгаз Краснодар" требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
По итогам проверки должностным лицом управления составлен акт проверки
от 28.11.2012 N 26-231/12 и выдано обществу предписание N 25-06, пунктом 3 которого обществу предписано в срок до 01.06.2013 принять меры по устранению нарушений ст. 23.2 Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1; п.5 "Инструкции по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых" (РД 07-283-99) утвержденной Постановлением МПР РФ, Госгортехнадзора РФ N 18/24 от 25.03.1999 г.; подпункт "б" пункта 3 положения "О лицензировании производства маркшейдерских работ" утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 257, поскольку отсутствуют горные отводы по объектам: "Газопровод обвод г.Краснодара (Ду 500, на 19 км. газопровода, подводный переход через р.Белая) и "Газопровод Некрасовская-Афипская (Ду 500, 20 км. газопровода, подводный переход через р.Белая).
Общество не согласилось с пунктом 3 данного предписания и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений, действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" участки недр, предоставляемые в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Согласно статьи 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии со статьей 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно пункту 15 названного Положения для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационно -правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов.
К заявлению пользователя недр в соответствии с пунктом 16 Положения прилагаются следующие документы: а) проектная документация (2 экземпляра на бумажном носителе и 2 экземпляра в электронном виде); б) копия предыдущего решения комиссии (если рассмотрение проектной документации проводится повторно); в) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, копии заключений: государственной экспертизы запасов; государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; государственной экологической экспертизы; экспертизы промышленной безопасности; г) копия лицензии на пользование участком недр, в пределах которого находится месторождение полезного ископаемого или подземное сооружение, не связанное с добычей полезных ископаемых, со всеми приложениями и дополнениями к ней.
Данным положением и статьей 23.2 Закона о недрах не предусмотрено предоставление горных отводов на месторождения полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
В составе документов для согласования проектной документации предусмотрено представление копии лицензии на пользование участком недр, в пределах которого находится месторождение полезного ископаемого или подземное сооружение, не связанное с добычей полезных ископаемых, со всеми приложениями и дополнениями к ней.
Границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами (статья 7 Закона о недрах), следовательно, административный орган, обязывая общество оформить горные отводы, фактически обязал получить лицензию на пользование недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии с п.2 "Инструкции по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых" (РД 07-283-99), утвержденной Постановлением МПР РФ, Госгортехнадзора РФ N 18/24 от 25.03.1999, инструкция устанавливает порядок предоставления горных отводов и определения их границ при предоставлении лицензий на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Российской Федерации, в пределах континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, горный отвод для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых оформляется при предоставлении лицензий на пользование недрами, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона РФ "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра предоставляются в пользование для эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (статья 11 Закона о недрах).
Порядок, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2004 N 715 с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.07.2009 N 213 (далее по тексту Порядок), регламентирует процедуру рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая строительство и эксплуатацию нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, размещение промышленных и бытовых отходов, а также транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов под водными объектами.
Действие Порядка не распространяется на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, располагающихся на глубине до пяти метров ниже почвенного слоя, строительство фундаментов зданий и сооружений, коммуникаций электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации, сооружений метрополитена и других транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов (за исключением транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов под водными объектами), оросительных и судоходных каналов.
Таким образом, с момента вступления в законную силу приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.07.2009 N 213 строительство и эксплуатация транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов под водными объектами является одним из видов пользования недрами и подлежит лицензированию.
В письме от 04.03.2010 N ПС-06-31/1964 Федеральное агентство по недропользованию разъяснило, что действие Порядка в отношении поверхностных водных объектов распространяется на эксплуатацию трубопроводов, располагающихся на глубине более 5 метров ниже почвенного сдоя земель в пределах береговой линии водного объекта, а при его отсутствии - ниже дна водного объекта.
Учитывая вышеизложенное, получение лицензии необходимо в случае, если магистральный или промысловый трубопровод проходит на глубине ниже 5 метров от дна водотоков вне зависимости от способа его строительства.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что общество согласно требованиям Порядка должно иметь лицензию и оформить горный отвод, а также о необоснованности ссылки судом первой инстанции на письмо Федерального агентства по недропользованию.
Действие Порядка не распространяется на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, располагающихся на глубине до пяти метров ниже почвенного слоя, строительство фундаментов зданий и сооружений, коммуникаций электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации, сооружений метрополитена и других транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов (за исключением транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов под водными объектами), оросительных и судоходных каналов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" (в ред. от 04.07.2013 г.).
Согласно Положению Федеральное агентство по недропользованию осуществляет принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Федеральное агентство по недропользованию в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства (п.6.1 Порядка).
Имея полномочия на дачу разъяснений, в письме от 04.03.2010 N ПС-06-31/1964 Федеральное агентство по недропользованию разъяснило действие Порядка.
Судом также исследованы Технические отчеты. В соответствии с Техническим отчетом по исполнительной геодезической съемке объекта "Газопровод обвод г. Краснодара (Ду 500, на 19 км. газопровода, подводный переход через р.Белая) инв. N 62" глубина газопровода под водным объектом составляет 2,83 метра.
Также в соответствии с Техническим отчетом по исполнительной геодезической съемке объекта "Газопровод Некрасовская-Афипская (Ду 500, 20 км. газопровода, подводный переход через р.Белая) инв. N 58" глубина газопровода под водным объектом составляет 3,85 метра.
Таким образом, Обществом не нарушены требования статьи 23.2 Закона о недрах, в части порядка пользования недрами в целях не связанных с добычей полезных ископаемых, а также не нарушены положения Инструкции по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых в данном случае устанавливает процедуру получения права пользования недрами при сооружении магистральных и промысловых трубопроводов на участках их переходов под водными объектами. Эксплуатация трубопроводов (а также их отрезков) в соответствии с действующим законодательством о недрах не является самостоятельным видом пользования недрами и отдельному лицензированию не подлежит.
Судом установлено, что согласно техническому паспорту объект "Газопровод обвод г.Краснодара" введен в эксплуатацию в 1973 году, объект "Газопровод Некрасовская-Афипская" введен в эксплуатацию в 1982 году. В 2011 году произведен капитальный ремонт подводного перехода через р. Белая объекта "Газопровод обвод г.Краснодара" и подводного перехода через р. Белая объекта "Газопровод Некрасовская-Афипская". Указанные подводные переходы введены в эксплуатацию после капитального ремонта 27.12.2011 и 14.10.2011 соответственно.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требование административного органа, изложенное в пункте 3 предписания N 25-06 от 28.11.2012 о необходимости оформления обществом горных отводов по объектам: "Газопровод обвод г.Краснодара (Ду 500, на 19 км. газопровода, подводный переход через р.Белая) и "Газопровод Некрасовская-Афипская (Ду 500, 20 км. газопровода, подводный переход через р.Белая) является неправомерным.
Ссылка управления на имеющуюся у общества лицензию КРД 04237 ПД от 05.09.2011 не принята обоснованно судом первой инстанции, поскольку указанная лицензия выдана в порядке переоформления ранее выданной лицензии КРД 04056ПД и в отношении объектов с изучением залегания по глубине более 5-м до 50-м (приложение N 6 к лицензии), а именно от 10 до 30-м.
Свою позицию суд апелляционной инстанции основывает на позиции, изложенной в Постановлении ФАССКО от 05.05.2011 г. по делу N А 32-19369/2010.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2013 по делу N А32-38397/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.