Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2013 г. N 11АП-14798/13
г. Самара |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А49-7213/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Деминой Е.Г., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стафиловым Д.В.,
от истца - извещен, не явился,
от ответчика - Макарова М.В., доверенность от 01.01.2013 г.,
от третьих лиц:
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Министерства обороны Российской Федерации - извещен, не явился,
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - Захарова М.С., доверенность от 16.01.2013 г.,
Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации - Богданов Ю.Ю., доверенность от 20.06.2012 г.,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области - извещен, не явился,
открытого акционерного общества "Славянка" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 октября 2013 года в зале N 2 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице филиала "Саратовский", на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 июня 2013 года по делу N А49-7213/2012 (судья Новикова С.А.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пенза", к открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице филиала "Саратовский",
третьи лица:
1) Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, 2) Министерство обороны Российской Федерации,
3) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,
4) Федеральное бюджетное учреждение "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации,
5) Территориальное управление Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Пензенской области,
6) открытое акционерное общество "Славянка",
о взыскании 3 890 417 руб. 17 коп.,
УСТАНОВИЛ:
С учетом принятых судом уточнений Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пенза" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - ответчик), о взыскании задолженности по оплате поставленного в период с февраля по июль 2012 г. газа в размере 3 890 417 руб. 17 коп. в соответствии с договором поставки газа N 40-5-6983 от 08.12.11г. на объект - блочно-модульная котельная, расположенная в п.Леонидовка Пензенского района Пензенской области. Арбитражным судом Пензенской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное бюджетное учреждение "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, открытое акционерное общество "Славянка".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20 июня 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическом обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав представителей участников процесса, изучив материалы дела, рассмотрев представленные документы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными обстоятельствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 июня 2013 года по делу N А49-7213/2012 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" (поставщиком) и ОАО "РЭУ" (покупателем), в редакции протокола разногласий и с учетом условий дополнительного соглашения N 3/2012/1 от 15.03.2012 г., заключен договор поставки газа N 40-5-6983 от 08.12.2011 г. (т.1 л.д. 11-23), по условиям которого поставщик обязался поставлять с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, а Покупатель принимать его и оплачивать.
Место поставки газа (точки подключения) находится на территории Пензенской области и согласовано сторонами в Приложении N 1 к договору. В данном приложении согласована и блочно-модульная котельная военного городка в п.Леонидовка (в/ч 21222).
В соответствии с п. 9.1. договор считается заключенным с даты его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Цена поставки газа по договору (без НДС) на выходе из газораспределительных сетей ГРО формируется из регулируемых оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги и тарифа на транспортировку газа по газораспределительным сетям, установленных в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (п.6.1. договора).
Согласно п. 6.6. вышеуказанного договора поставки газа, окончательный расчет за потребленный газ, производится Покупателем в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.
15.03.2012 г. между истцом и ответчиком подписано дополнительное соглашение N 3/2012/1 к договору поставки газа N40-5-6983 от 08.12.11г., содержащее план поставки газа за период с 01.01.2012 г. по 31.01.2012 г.
В данном соглашении также одной из точек поставки является котельная в с.Леонидовка.
Во исполнение принятых на себя обязательств, истцом в период с февраля 2012 г. по июль 2012 г. на объект - блочно-модульная котельная военного городка N 18 в п.Леонидовка Пензенской области поставлено 941, 41 тыс.куб.м. газа на сумму 3 890 417 руб. 17 коп.
Акты приема - передачи газа за спорный период ответчиком подписаны с разногласиями (кроме акта за февраль 2012 г.), согласно которым, ОАО "РЭУ" исключало из актов объем поставленного газа относительно точки подключения объекта N 28 Котельная военного городка N 18 в п.Леонидовка Пензенской области.
Для оплаты истцом ответчику выставлены счета-фактуры: N 6363 от 29.02.2012 г., N11460 от 31.03.2012 г., N16492 от 30.04.2012 г., N20526 от 31.05.2012 г., N21798 от 30.06.2012 г., N22825 от 31.07.2012 г. на общую сумму 36 817 533 руб. 36 коп.
Оплата указанных счетов-фактур ответчиком произведена частично, неоплаченная часть составляет 3 890 417 руб. 17 коп., которая является задолженностью за поставленный газ на объект N 28 Котельная военного городка N 18 в п.Леонидовка Пензенской области в объеме 941,41 тыс.мi.
Письмом от 21.02.2012 г. филиала ОАО "РЭУ" "Саратовский" гарантировал истцу производить потребление газа и его оплату с 01.02.2012 г. котельной в/г N 18 п.Леонидовка, в связи с передачей объекта филиалу 31.01.2011 г. ( т.2 л.д. 77).
Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставленного газа и наличие задолженности послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Согласно п.1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Данные положения подлежат применению к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, на основании п.2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2002 года N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения, финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, согласно приложению N 1, а также в договоры поставки газа согласно приложению N 2 и в договоры энергоснабжения согласно приложению N 3, заключаемые газо- и энергоснабжающими организациями независимо от организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно - исполнительной системы и государственной противопожарной службы).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 643-р единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных ему организаций является открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - ОАО "РЭУ").
На основании указанного распоряжения между Министерством обороны Российской Федерации (государственным заказчиком и ОАО "РЭУ" (исполнителем) 14.07.2011 заключен государственный контракт N 2-ТХ на поставку тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций (Т.1 л.д. 131-146).
В соответствии с п. 1.8, 1.10, 2.1, 2.2, 3.1.1 государственного контракта N 2-ТХ Исполнитель обязался в обусловленный контрактом срок оказать услуги теплоснабжения Потребителю (воинские части, учреждения и организации, подведомственные Минобороны России, являющиеся получателями услуг) в объемах и на условиях, предусмотренных контрактом, а Государственный заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги теплоснабжения в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Согласно пунктам 7.1, 7.2 государственного контракта N 2-ТХ), оплата по контракту осуществляется с лицевого счета Государственного заказчика на расчетный счет Исполнителя в течение 20-ти банковских дней с момента предоставления Исполнителем документов, указанных в пункте 6.9. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с лицевого счета Государственного заказчика
Государственный контракт вступил в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 31.12.2012. Действие контракта распространяется на правоотношения, возникшие между сторонами с 01.07.2011 (пункты 12.1, 12.2 государственного контракта N 2-ТХ).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно на ОАО "РЭУ" распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 643-р и государственным контрактом N 2-ТХ от 14.07.2011возложены обязанности ресурсоснабжающей организации для воинских частей, учреждений и организаций, подведомственных Минобороны России, являющихся получателями услуг.
Согласно приказу Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2003 N 4358) котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в спорный период для выработки теплоты использовался газ поставляемый истцом на блочно-модульную котельную военного городка в п.Леонидовка (в/ч 21222). Судом первой инстанции установлено, что на основании Федерального закона N 76-ФЗ от 02.05.1997 г. "Об уничтожении химического оружия в РФ" на территории военного городка N 18 по ул. Октябрьская ст. Леонидовка в Пензенском районе Пензенской области, в соответствии с государственным контрактом N ЦР/06/2062/УЗО от 19.01.2006 г. на выполнение работ для государственных нужд по строительству объектов промышленной зоны объекта по уничтожению химического оружия "Леонидовка" за счет инвестиций федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 г., произведена также
реконструкция системы теплоснабжения: построена блочно-модульная котельная, проведена реконструкция системы теплоснабжения, ЦТП N 1 и N 2 военного городка (в/ч 21222).
Государственным заказчиком по контракту выступало Федеральное агентство по промышленности (Роспром). В октябре 2009 г. представитель заказчика по акту принял законченный строительством объект газораспределительной системы - блочно-модульную котельную 15 МВт для нужд военного городка.
На основании акта приема-сдачи выполненных работ от 22.10.2009 г. осуществлена врезка и пуско-наладка газового оборудования блочно-модульной котельной по ул.Октябрьская в с.Леонидовка.
Опломбировка оборудования, установленного на блочно-модульной котельной, произведена 24.05.2010 г. (т.4 л.д.70, 111).
Спорная котельная введена в эксплуатацию 02.11.2011 г..
Право собственности на блочно-модульную котельную зарегистрировано за Российской Федерацией 24.11.2011 г. (т. 3 л.д.155).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 года N 1359 и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.05.2009 года N 470.
Основной задачей Общества является эксплуатация теплоэнергетических объектов в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно Уставу ОАО "РЭУ" Общество создано бессрочно, учредителем является Министерство Обороны РФ.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. N 643-р ОАО "РЭУ" признано единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 1074-р Минобороны России предписано обеспечить в установленном порядке передачу ОАО "РЭУ" на праве безвозмездного пользования на срок действия государственного контракта, заключенного между Минобороны России и ОАО "РЭУ", объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии.
В рамках заключенного государственного контракта N 2-ТХ от 14.07.2011 г. на поставку тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций ОАО "РЭУ" обязалось оказывать услуги теплоснабжения на объекты организаций, подведомственных Минобороны России, а Минобороны России взяло на себя обязательства по приемке и оплате оказанных услуг теплоснабжения.
Для осуществления возложенных на ОАО "РЭУ" обязанностей, согласно вышеуказанному государственному контракту, приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.08.2011 г. N 1510 "О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование ОАО "РЭУ" переданы теплогенерирующие объекты.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30.01.2012 г. N 144 "О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование ОАО "РЭУ" в перечень теплогенерирующих объектов военных городков Минобороны России, предоставляемых ОАО "РЭУ" (приложение N 1 к астоящему приказу (позиция 361)) включена спорная котельная 18 военного городка (Пензенская область, п. Леонидовка, в/ч 21222).
Доводы ответчика о том, что блочно-модульная газовая котельная является собственностью Российской Федерации и в безвозмездное пользование ОАО "РЭУ" до настоящего времени не передана, в связи с чем, оплату поставленного в спорный период газа должно производить Федеральное бюджетное учреждение "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" в лице филиала войсковой части 21222, которое эксплуатирует спорную котельную, являлись предметом исследования суда первой инстанции и правомерно им отклонены поскольку указанное обстоятельство (принадлежность спорного объекта на праве собственности Российской Федерации) не является основанием для возложения на Российскую Федерацию в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, являющегося учредителем Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" ответственности по обязательству, вытекающему из договора поставки газа N 40-5-6983 от 08.12.2011 г., заключенному между истцом и ответчиком, и не освобождает ответчика от обязательств по оплате потреблённого в спорный период газа, поставляемого на спорную блочно-модульную газовую котельную.
Договорные отношения между истцом и Федеральным бюджетным учреждением "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" в лице филиала войсковой части 21222 в спорный период отсутствовали.
Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В соответствии с Уставом Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)", Учреждение предназначено для выполнения задач в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению выполнения работ в области химического разоружения". Целью деятельности Учреждения является выполнение мероприятий по обеспечению хранения и уничтожения химического оружия. Предметом деятельности учреждения является выполнение работ (услуг) по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что уставной деятельностью Учреждения не предусмотрено право на заключение договоров энергоснабжения со сторонними организациями и предоставления коммунальных услуг на объекты Минобороны РФ в данном случае для в/ч 21222.
В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (третьих лиц).
Федеральное бюджетное учреждение "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" не является стороной по договору поставки газа N 40-5-6983 от 08.12.2011 г. и не принимало на себя обязательства по оплате газа.
Ссылка ответчика на государственный контракт от 29.12.2011 г. заключенный между Министерством промышленности и торговли РФ, выступающим от имени Российской Федерации (Государственный заказчик), и Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (ФБУ -войсковая часть 70855) (Исполнитель) на выполнение работ для государственных нужд "Эксплуатация объекта по уничтожению химического оружия "Леонидовка" п.Леонидовка Пензенской области, в рамках которого исполнителю за счет средств федерального бюджета Российской Федерации выделялись денежные средства на эксплуатацию основных и вспомогательных зданий и сооружений Объекта, обеспечение бесперебойной эксплуатации Объекта, включая обеспечение топливно-энергетическими ресурсами, питьевой водой, сырьем и т.д., и как считает представитель ответчика денежные средства выделялись и на оплату газа, поставляемого на спорную котельную, не состоятельна. Поскольку денежные средства выделялись на эксплуатацию объекта по уничтожению химического оружия, предназначенного для ликвидации запасов химического оружия, переработки отходов и корпусов боеприпасов, что следует из текста самого контракта, технического задания на выполнение работ, календарного плана выполнения работ.
Также следует учитывать, что ОАО "РЭУ" является коммерческой организацией, по обязательствам которого иные юридические лица и государственные органы ответственности не несут.
Таким образом доводы ответчика о том, что истец по спорному договору поставлял газ на не переданный ответчику объект - блочно-модульную котельную в п.Леонидовка Пензенского района Пензенской области, в связи с чем оплата за газ не должна производиться ОАО "РЭУ", правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
Из представленных в материалы дела письменных доказательств, следует, что 15.04.2011 г. между Министерством обороны Российской Федерации (Государственным заказчиком) и ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" (Поставщиком) был заключен Государственный контракт N 147/1/3/7698 на поставку газа потребителям Министерства обороны Российской Федерации, по условиями которого, Поставщик обязался поставлять природный газ до точек подключения, а Государственный заказчик обязался осуществлять отбор и оплату поставленного газа, со сроком действия со дня его подписания и до 31 декабря 2011 г. В соответствии с условиями дополнительного соглашения N 1 к названному контракту котельная военного городка N 18 в п.Леонидовка входила в перечень газифицированных объектов, а точкой поставки газа являлся потребитель - ФГКЭУ "Пензенская КЭЧ района" (в/ч 21222), правопреемником которого в настоящее время является ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ. Поставка газа осуществлялась на новую блочно-модульную котельную, что сторонами не оспаривается. Контракт сторонами исполнен. Задолженность у Министерства обороны перед истцом отсутствует. Но уже на 2012 г. ОАО "РЭУ" было признано единственным поставщиком теплоэнергии на объекты Минобороны РФ. При этом в функции по обеспечению объектов Министерства Обороны РФ топливно-энергетическими ресурсами от КЭЧ правопреемнику не перешли. Поскольку были созданы общества, такие как ОАО "Славянка" являющееся единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны РФ и подведомственных Минобороны РФ организаций, ОАО "РЭУ" по обеспечению тепловой энергией, ОАО Оборонэнергосбыт" по обсечению электроэнергией и т.д.
В соответствии с условиями договора N 1 от 19.01.2012 г., заключенного между ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" и ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице филиала "Саратовский", в безвозмездное пользование ОАО "РЭУ" были переданы тепловой пункт от блочной котельной в/ч 21222 (инв.N238) и тепловой пункт от блочной котельной в/ч 21222 (инв.N247), а также тепловая сеть и сеть ГВС от ТП 247.
В соответствии с договором N 2 от 30.03.2012 г., заключенным между ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" и ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице филиала "Саратовский", в безвозмездное пользование ОАО "РЭУ" была передана и сама котельная военного городка N18 (инв. N 237), расположенного в с.Леонидовка, Пензенского района Пензенской области.
Согласно условиям указанных договоров (п.3.2.2.) коммунальные и иные эксплуатационные расходы, связанные с использованием и содержанием имущества несёт ссудополучатель (ОАО "РЭУ").
Срок действия указанных договоров ограничен сроком действия государственного контракта N 2-ТХ от 14.07.2011 г.
Как следует из пояснений лиц участвующих в деле, переданная ОАО "РЭУ" котельная законсервирована и не используется. Поставка газа осуществляется на новую блочно-модульную котельную, которая более современная и экономически выгодна в эксплуатации.
Вместе с тем, к данной котельной присоединены тепловые сети, которые переданы в безвозмездное пользование ОАО "РЭУ" вместе с тепловыми пунктами, через которые производится поставка тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения объектов военного городка N 18 в п. Леонидовка, в том числе и жилого сектора. А функционирование тепловых пунктов, от которых производится подача тепловой энергии без работы котельной невозможно.
Согласно приказу Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2003 N 4358) тепловой пункт - комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.
Как пояснил представитель ответчика по контракту N 2-ТХ, заключенному с Министерством Обороны РФ, денежные средства поступают на оплату тепловой энергии, а ОАО "РЭУ" уже производит расчеты с поставщиками газа. В тариф на тепловую энергию заложены расходы по содержанию, эксплуатации котельных, тепловых пунктов и т.д., в том числе расходы на оплату газа.
Из представленных Министерством Обороны РФ в материалы дела копий платежных поручений и из отзыва на иск следует, что Министерством обороны РФ оплата по государственному контракту N 2-ТХ с ОАО "РЭУ" производилась в полном объёме.
Кроме того, между ОАО "РЭУ" и ОАО "Славянка" 28.04.2012 г. заключен договор теплоснабжения N 206036454160 со сроком действия с 01.12.2012 г. по 31.12.2012 г. на поставку теплоэнергии на объекты жилого сектора в/ч 21222. ОАО "Славянка" осуществляло сбор денежных средств за отопление и горячую воду, поставляемые, как пояснил представитель ОАО "Славянка", в жилой сектор. Денежные средства до настоящего времени находятся у ОАО "Славянка".
Письмом от 25.07.2012 г. ОАО "РЭУ" сообщило ОАО "Славянка" о расторжении договора теплоснабжения в связи с тем, что ФБУ "ФУ БХУХО" (войсковая часть 21222) приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области был установлен тариф на тепловую энергию.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" в лице филиала войсковой части 21222 тариф на тепловую энергию был утвержден Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области на отопительный период 2012 г-2013г.г. приказом N 97 от 05.09.2012 г. Руководство войсковой части было вынуждено обратиться за установлением тарифа перед отопительным периодом, чтобы объекты войсковой части не остались без отопления и горячего водоснабжения.
На следующий отопительный период тарифы не установлены. И из-за того, что блочно-модульная котельная не числится ни у кого на балансе, никому не передана, в/ч 21222 может остаться без тепловой энергии. Вопрос о передаче Министерством промышленности и торговли РФ спорной котельной Министерству Обороны РФ до настоящего времени не решен.
Из материалов дела следует, что в 2012 г. и 2013 г. между Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством Обороны РФ велась переписка о передаче построенных и реконструированных объектов капитального строительства на территории военного городка N 18 (п.Леонидовка, в/ч 21222) из одного ведомства в другое. Министерство Обороны РФ письмом от 18.01.2013 г. выразило согласие принять и закрепить на праве оперативного управления указанных объектов за ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ. В суде первой инстанции таких доказательств не представлено.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что именно ОАО "РЭУ" должно производить оплату поставленного газа. Согласно контракту, заключенному между ОАО "РЭУ" и Министерством обороны РФ, на основании актов выполненных услуг Минобороны производит оплату за оказанные ОАО "РЭУ" услуги по поставке теплоэнергии на объекты Минобороны. Фактически поставка тепловой энергии осуществлялась, ТП и тепловые сети были переданы ОАО "РЭУ" в эксплуатацию.
Довод ответчика о том, что ОАО "РЭУ" не был утвержден тариф на тепловую энергию именно для ее поставки в в/ч 21222 не состоятелен, поскольку ОАО "РЭУ" могло использовать средневзвешенные тарифы на услуги теплоснабжения, установленные ФСТ России.
Представленный ответчиком в материалы дела договор теплоснабжения N 180 не может свидетельствовать о том, что теплоснабжающей организацией являлось ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" в лице филиала войсковой части 21222, поскольку был заключен 01 сентября 2012 года, тогда как спорным периодом является февраль- июль 2012 года.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Доказательства того, что ОАО "РЭУ" приняло на себя обязательства по поставке тепловой энергии на спорный объект в соответствии с договором поставки газа N 40-5-6983 от 08.12.2011 г. представлены в материалы дела.
Доказательств внесения изменений в договор либо его расторжения сторонами не представлено. В связи с чем, ответчик в добровольном порядке принял на себя обязательство по оплате поставленного газа на спорный объект.
На основании изложенного, доводы жалобы о том, что договор от 08 декабря 2011 года N 40-5-6983 на поставку природного газа заключен с нарушениями требований ст. 539 ГК РФ отклоняются апелляционной инстанцией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и приходит к выводу о том, что обязательства по оплате поставленного в спорный период газа на объект - блочно-модульную котельную военного городка N 18 в п. Леонидовка Пензенского района Пензенской области, лежит именно на ОАО "Ремонтно -эксплуатационное управление".
Установив, что факт поставки газа, наличие и размер задолженности подтверждены документально, тогда как доказательства оплаты долга в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном истцом размере.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 июня 2013 года по делу N А49-7213/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.