г. Москва |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А41-16284/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Катькиной Н.Н., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от Индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Имамова А.А.: Ильхананов М.И., по доверенности от 25.01.13г.;
от Администрации Красногорского муниципального района Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Имамова А.А. на решение Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2013 года по делу N А41-16284/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по заявлению И.П. Имамова А. А. к Администрации Красногорского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
И.П. Имамова А. А. - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Имамов Аман Аманович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями:
- признать незаконным бездействие Администрации Красногорского муниципального района Московской области, изложенное в письме от 25 марта 2013 г. N 1.2.6-86/730 содержащее отказ в предоставлении земельного участка в аренду, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве," для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности;
- обязать Администрацию Красногорского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу, принять решение о соблюдении процедуры в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью около 7.4 га в аренду сроком на 49 лет;
- Индивидуальному предпринимателю - Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Имамову А.А. (ОГРНИП 312774622901022) (ИНН 772465225974), в соответствии со статьей 12 ФЗ-74 о КФХ, выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, испрашиваемого земельного участка находящегося в кадастровом квартале 50:11:0050410; граничащего с земельными участками с кадастровым номером: 50:11:0050410:127, 50:11:0050410:43, 50:11:0050410:6, 50:11:0050410:107, 50:11:0050410:18, расположенного в границах Московской области, Красногорского муниципального района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, дер. Александровка;
- в течение четырнадцати дней со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, с ориентировочной площадью 7.4 га, в Кадастровом квартале 50:11:0050410; принять решение о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет, для создания и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и выслать в адрес заявителя проект договора аренды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2013 года по делу N А41-16284/13 в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Имамова Амана Амановича отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Имамов А.А. обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация своего представителя в судебное заседание не направила.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве.
ИП - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Имамов А.А. 27.02.2013 обратился с заявлением вход. N 1.2.6-86/730 в Администрацию муниципального района Красногорского района Московской области с просьбой предоставить в аренду на 49 лет, земельного участка с ориентировочной площадью около 7.4 га, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве," для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности незастроенных, свободных от прав третьих лиц, земельного участка сельскохозяйственного назначения, для создания фруктового сада, смешанного сельского хозяйства в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:11:0050410:125, 50:11:0050410:120, 50:11:0050410:113, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, граничащего с земельными участками с кадастровым номером: 50:11:0050410:127, 50:11:0050410:43, 50:11:0050410:6, 50:11:0050410:107, 50:11:0050410:18, расположенного в границах Московской области, Красногорского муниципального района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, дер. Александровка.
В письме от 25.03.2013 N 1.2.6-86/730 Администрация Красногорского муниципального района Московской области сообщила ИП А.А. Имамову, что не считает возможным рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в Красногорском муниципальном районе, так как в соответствии с Положением "О порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе", утвержденным решением Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29.10.2009 г. N 483/28 земельные участки предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке очередности с постановкой на очередь с предоставлением в администрацию необходимых документов. Согласно п. 10 ст.8 "Особенности и нормы предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" решения Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 26.09.2010 г. N 709/39 "О внесении изменений и дополнений в Положение "О порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе" гражданин не регистрируется в очереди на предоставление земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, если он не является жителем Красногорского района.
ИП А.А. Имамов не согласившись с решением администрации оформленным письмом от 25.03.2013 г. N 1.2.6-86/730 обратился в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области указал, в том числе и на несоблюдение предпринимателем решения N 483/28 Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29.10.2009 "Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе" (в ред. Решений Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 26.08.2010 N 709/39, от 28.06.2012 N 1177/66).
Вместе с тем, решение N 483/28 Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29.10.2009 "Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе" было оспорено заявителем в рамках дела NА41-8886/13.
Судебным актом Арбитражного суда Московской области по делу N А41-8886/13 установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует пункту 2 статьи 19, пункту 1 статьи 34 и ст.36 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 11, пунктам 1, 3, 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, отказ администрации, выраженный в письме от 04.10.2012 N 1.26-80/4072, со ссылкой на Положение "О порядке управления и распоряжения объектами земельных отношений в Красногорском муниципальном районе", утвержденного решением Совета депутатов Красногорского района от 29.10.2009 N 483/28 является незаконным.
Вместе с тем, в предмет спора по настоящему делу входит требование заявителя обязать Администрацию Красногорского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу, принять решение о соблюдении процедуры в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью около 7.4 га в аренду сроком на 49 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 81 ЗК РФ, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 названной статьи Закона, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Как следует из материалов дела, в качестве обоснования размеров испрашиваемых земельных участков заявитель указал на осуществление деятельности фермерского хозяйства.
Апелляционный суд полагает, что предприниматель не обосновал размера предоставляемых земельных участков.
Так, общая площадь испрашиваемых земельных участков составляет 7,4 га.
Фраза общего характера о намерении производить сельскохозяйственную продукцию не позволяет прийти к выводу об обоснованности размера испрашиваемых земельных участков.
Каких-либо документов, подтверждающих необходимый размер земельного участка и подтверждающих, что заявитель действительно намерен осуществлять деятельность по организации КФХ в материалы дела не представлено.
Таким образом, поданное предпринимателем заявление не соответствует статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Данная правовая позиция соответствует судебной практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.04.2012 N ВАС-3599/12.
Из материалов дела следует, что заявитель просит предоставить в аренду на 49 лет, земельного участка с ориентировочной площадью около 7.4 га, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве," для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности незастроенных, свободных от прав третьих лиц, земельного участка сельскохозяйственного назначения, для создания фруктового сада, смешанного сельского хозяйства в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:11:0050410:125, 50:11:0050410:120, 50:11:0050410:113, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, граничащего с земельными участками с кадастровым номером: 50:11:0050410:127, 50:11:0050410:43, 50:11:0050410:6, 50:11:0050410:107, 50:11:0050410:18, расположенного в границах Московской области, Красногорского муниципального района, с местоположением, сельское поселение Ильинское, дер. Александровка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В силу положений пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Вместе с тем, заявитель в обращении к администрации прямо не указывает о намерении осуществить выбор земельных участков под строительство конкретного объекта, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном названным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Учитывая вышеизложенное, признание незаконным отказа администрации Красногорского муниципального района Московской области, изложенное в письме от 25 марта 2013 г. N 1.2.6-86/730 содержащее отказ в предоставлении земельного участка в аренду, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности не влечет обязанность Администрации Красногорского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу, принять решение о соблюдении процедуры в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью около 7.4 га в аренду сроком на 49 лет.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2013 года по делу N А41-16284/13 отменить в части.
Признать незаконным отказ Администрации Красногорского муниципального района Московской области, выраженный в письме от 25.03.2013 N 1.2.6-86/730 содержащее отказ в предоставлении земельного участка в аренду, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16284/2013
Истец: ИП Имамов А. А.
Ответчик: Администрация Красногорского муниципального района
Третье лицо: Администрация Красногорского муниципального района Московской области