Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2013 г. N 09АП-32715/13
г. Москва |
|
23 октября 2013 г. |
Дело N А40-142238/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Семикиной О.Н., Седова С.П. |
|
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Гришиной Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2013 г
по делу N А40-142238/12,
принятое судьей Дубовик О.В. (шифр судьи 32-1352)
по иску Муниципального унитарного предприятия "Липецкий пассажирский транспорт" (ОГРН 1114823014140, 398005, г. Липецк, ул. Ферросплавная, д. 17)
к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г.Москва, ул. Ильинка, д. 9)
третье лицо: Липецкая область в лице Управления финансов Липецкой области
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: Евстегнеева Н.В. по доверенности от 24.12.2012 г., Антошин Г.В. по доверенности от 24.12.2012 г.;
от ответчика: Королева Е.С. по доверенности от 10.01.2013 г.;
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
МУП "Липецкий пассажирский транспорт" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации убытков, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра в сумме 58 565 995 руб. 89 коп..
Решением суда от 16.05.2013 года требования МУП "Липецкий пассажирский транспорт" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела при расчете убытков.
МУП "Липецкий пассажирский транспорт" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Управление финансов Липецкой области представило письменный отзыв в котором поддерживает решение суда первой инстанции.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в городе Липецке в 2009 году перевозку пассажиров городским общественным транспортом осуществляли два предприятия: Муниципальное унитарное предприятие "Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие" и Муниципальное унитарное предприятие городского электрического транспорта г. Липецка.
Постановлением Администрации г.Липецка N 810 от 06.07.2011 года МУП "ЛПАТП" и МУП ГЭТ г.Липецка реорганизованы путем слияния в Муниципальное унитарное предприятие "Липецкий пассажирский транспорт", которое является единственным предприятием городского общественного транспорта г. Липецка.
Истец является правопреемником реорганизованных МУП "ЛПАТП" и МУП ГЭТ г.Липецка по всем правам и обязанностям (пункт 2 Постановления Администрации г.Липецка N 810 от 06.07.2011 года, пункт 1.1. Устава МУП "Липецкий пассажирский транспорт").
В обоснование заявленных требований истец указал, что являясь транспортным предприятием, осуществляющим перевозку населения г.Липецка городским общественным автобусным, троллейбусным и трамвайным транспортом, оказал в период 2009 года льготные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов в сумме 58 565 995 руб.89 коп..
Согласно пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст.ст.ст.3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Расчет не полученной с пассажиров-федеральных льготников провозной платы выполнен истцом на основании данных о точном количестве поездок, совершенных льготниками при предъявлении ЕСПБ на транспорте МУП "ЛПАТП" и МУП ГЭТ г.Липецка, что обусловлено следующими обстоятельствами.
В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке и условиях предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования (Приложение 1 к Постановлению Администрации Липецкой области от 11.02.2005 года N 20), при проезде по городским маршрутам, а также в городском электрическом транспорте гражданин получает разовый билет у кондуктора, а при его отсутствии - у водителя, предъявив единый социальный проездной билет (Приложение 4).
11.02.2009 года указанное Постановление N 20 от 11.02.2005 года утратило силу, в связи с вступлением в силу Постановления Администрации Липецкой области N 364 от 31.12.2008 года, утвердившего новый Порядок предоставления льготного проезда, пунктом 8 которого также предусмотрено, что при проезде по городским маршрутам, а также в городском электрическом транспорте гражданин получает разовый билет у кондуктора, а при его отсутствии - у водителя, предъявив единый социальный проездной билет (Приложение 5).
Во исполнение Постановлений Администрации Липецкой области от 11.02.2005 года N 20 и N 364 от 31.12.2008 года на трамвайных и троллейбусных маршрутах МУП ГЭТ и на автобусных маршрутах МУП "ЛПАТП" пассажирам-льготникам при предъявлении ими ЕСПБ выдавались разовые бесплатные (нулевые) билеты.
Таким образом, как установлено судом, на общественном транспорте г.Липецка проводился непрерывный мониторинг перевозимых пассажиров-льготников путём выдачи каждому льготнику разового бесплатного (нулевого) билета при предъявлении им ЕСПБ во время каждой поездки. Соответственно, количество поездок льготников, соответствует количеству выданных бесплатных (нулевых) билетов при предъявлении льготниками ЕСПБ.
Контроль за надлежащим исполнением транспортными предприятиями города указанных нормативно-правовых актов, в том числе контроль за выдачей кондукторами разовых бесплатных (нулевых) билетов и ведением билетно-учетных листов, осуществлял Департамент городского транспорта администрации г. Липецка, который в соответствии с пунктами 3.7., 3.19., 3.20., 4.2. Положения о Департаменте городского транспорта администрации г.Липецка, утвержденного Решением Липецкого городского Совета Депутатов от 07.02.2006 года N 248, проводит анализ деятельности транспортных организаций, осуществляющих регулярные городские перевозки; осуществляет контроль за работой пассажирского транспорта; проводит проверки деятельности муниципальных предприятий пассажирского транспорта, контролирует исполнение транспортными организациями правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, а также правовых актов законодательных и исполнительных органов Липецкой области.
Решением Липецкого городского Совета Депутатов от 07.12.2011 года N 392 Департамент городского транспорта администрации г.Липецка переименован в Департамент транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка.
В письме от 08.06.2012 года N 994-25-01-01 Департамент транспорта, дорог и благоустройства администрации г.Липецка подтверждает, что систематические проверки, проводимые Департаментом, не выявили каких-либо нарушений в правильности заполнения и ведения билетно-учетных листов и выдачи кондукторами МУП "ЛПАТП" и МУП ГЭТ г.Липецка разовых бесплатных (нулевых) билетов.
По данным Департамента в 2009 году федеральными и региональными льготниками при предъявлении ЕСПБ было выдано:
16 363 750 разовых бесплатных (нулевых) билетов - на автобусных маршрутах МУП "ЛПАТП";
9 611 898 разовых бесплатных (нулевых) билетов - на трамвайных и троллейбусных маршрутах МУП ГЭТ г. Липецка.
Соответственно, пассажирами - федеральными и региональными льготниками при предъявлении ЕСПБ совершено в 2009 году:
16 363 750 поездок - на автобусных маршрутах МУП "ЛПАТП";
9 611 898 поездок - на трамвайных и троллейбусных маршрутах МУП ГЭТ г.Липецка".
Аналогичные данные о количестве поездок совершенных гражданами льготных категорий по ЕСПБ содержатся и в письме Управления инновационной, промышленной политики и транспорта Липецкой области от 09.06.2012 года N 1107.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления подтверждено, что в 2009 году федеральными и региональными льготниками при предъявлении ЕСПБ совершено на трамвайных и троллейбусных маршрутах МУП ГЭТ г.Липецка 9 611 898 поездок и на автобусных маршрутах МУП "ЛПАТП" 16 363 750 поездок.
По расчету истца размер недополученной с федеральных льготников провозной платы за 2009 год составляет 58 565 995 руб. 89 коп.
Расходы, или выпадающая провозная плата, рассчитаны истцом в соответствии со ст.ст. 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из тарифов на проезд, утвержденных в установленном порядке, и единообразной судебной практикой по данной категории дел.
Убытки истца представляют собой разницу между суммой не полученной истцом от потребителей - федеральных льготников провозной платы и суммой компенсации из бюджета.
Как установлено судом, ответчиком не представлено доказательств того, что выделенные бюджетом Российской Федерации бюджету Липецкой области средства субвенций на равную доступность услуг общественного транспорта, и выделенные бюджетом Липецкой области истцу средства компенсации расходов на перевозку федеральных льготников возместили расходы истца в размере не полученной с потребителей - федеральных льготников провозной платы.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не исполнило своих обязанностей по возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, суд первой инстанции, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно расчета убытков, порядка возмещения убытков уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2013 г. по делу N А40-142238/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
О.Н.Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.