г. Самара |
|
23 октября 2013 г. |
Дело N А55-13552/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Желтышевым А.И., Беловой А.А.,
с участием:
от ООО "Самарское речное пассажирское предприятие" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - до и после перерыва представителя Мавлютовой Р.И. (доверенность от 24.12.2012 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарское речное пассажирское предприятие"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 августа 2013 года по делу N А55-13552/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарское речное пассажирское предприятие" (ИНН 6317023569, ОГРН 1096317003980), Самарская область, г. Самара,
к Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарское речное пассажирское предприятие" (далее - ООО "СРПП", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее - Министерство, административный орган) от 11.06.2013 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СРПП" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, указывая на отсутствие в его действиях состава вменяемого правонарушения, просит отменить решение суда от 23.08.2013, принять по делу новый судебный акт.
Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области представлен отзыв на жалобу, в котором Министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
В судебное заседание представитель- ООО "СРПП" не явился, Общество извещено.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица, участвующего в деле, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 09.10.2013 г. до 16.10.2013 г. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствующие в судебном заседании, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись. После перерыва судебное заседание продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и исходит при этом из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, консультантом управления мониторинга и контроля цен и тарифов департамента ценового и тарифного регулирования министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области выявлен факт непредставления ООО "Самарское речное пассажирское предприятие" в министерство сведений для расчета тарифа на услугу по перевозке пассажиров и багажа речным транспортом на территории Самарской области в навигацию 2013 года. По данному факту в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении от 21 мая 2013 года, по результатам рассмотрения которого первым заместителем министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области вынесено постановление от 11 июня 2013 года, о назначении ООО "Самарское речное пассажирское предприятие" административного наказания по части 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" наряду с другими перечнями утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В абзаце шестом указанного перечня названы перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 83 Министерство является органом государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в Самарской области, а также органом, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в рамках полномочий Министерства.
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Положения о Министерстве Министерство наделено полномочиями по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местном сообщении и на переправах, а также проведению мероприятия по контролю за соблюдением на территории Самарской области порядка ценообразования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на продукцию (товары и услуги), цены (тарифы) на которую подлежат государственному регулированию.
В рамках своих полномочий Министерством был издан приказ от 19.03.2013 N 31 "Об утверждении Методических указаний по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом на территории Самарской области" (далее -Методические указания), предусматривающим порядок регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном, пригородном, внутригородском сообщении и на переправах (далее - тарифы).
Настоящие Методические указания по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом на территории Самарской области (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Положением о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 83 (пункт 1.1 ).
Согласно пункту 1.2 Методических указаний, последние предназначены для использования органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) - т.е. Министерством, и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и багажа речным транспортом в местном, пригородном, внутригородском сообщении и на переправах.
В соответствии с п.1.3 Методических указаний, они определяют методы регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном, пригородном, внутригородском сообщении и на переправах (далее - тарифы), основные положения учета расходов субъектов регулирования при расчете тарифов, порядок расчета тарифов и рассмотрения вопроса об их установлении.
Согласно разделу 5 Методических указаний рассмотрение вопроса об установлении тарифа в органе регулирования осуществляется на основании обращений органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления в Самарской области, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, субъектов регулирования по вопросу об установлении тарифа либо по инициативе органа регулирования.
Согласно пунктам 5.10 и 5.11 Методических указаний, в случае если инициатором вопроса об установлении тарифа выступает орган регулирования, орган регулирования направляет субъектам регулирования запрос о представлении документов и материалов (далее - тарифное дело). Субъект регулирования формирует тарифное дело в соответствии с Требованиями и направляет его в орган регулирования в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса, предусмотренного пунктом 5.10 Методических указаний.
Пунктом 5.12 Методических указаний предусмотрена ответственность субъекта регулирования за непредставление в установленный срок в орган регулирования документов или части документов в составе тарифного дела.
Из материалов дела следует, что письмом от 09.04.2013 N 7-17/101 Министерство направило запрос в ООО "Самарское речное пассажирское предприятие" о представлении сведения для расчета тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа речным транспортом на территории Самарской области в навигацию 2013 года, который был получен заявителем 09.04.2013. Таким образом, заявитель должен был представить в Министерство сведения не позднее 29.04.2013. В установленный срок сведения в Министерство представлены не были.
Доводы заявителя об отсутствии оснований для предоставления в Министерство тарифного дела, поскольку в соответствии со статьей 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) Министерство не наделено полномочиями по государственному регулированию в области внутреннего водного транспорта, правомерно отклонены судом. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в то время как государственного регулирования тарифов осуществляется Министерством в соответствии с действующим законодательством.
Как указывалось выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", утвержден Перечень транспортных услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в который включены перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах.
Согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится: организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, государственное регулирование тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина юридического лица характеризуется наличием у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В силу вышеперечисленных норм права на заявителе лежит обязанность по представлению сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов. Заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что неисполнение данной обязанности произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к ответственности судом не установлено.
Ошибочный вывод суда первой инстанции о том, что заявитель является субъектом естественных монополий, не повлиял на правильность выводов суда о том, что государственное регулирование тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и о законности вынесенного Министерством постановления.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта наличия в действиях общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения, законности и обоснованности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, судом первой инстанции правомерно отказано ООО "СРПП" в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения не принимаются арбитражным апелляционным судом, как опровергающиеся материалами настоящего дела. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 августа 2013 года по делу N А55-13552/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13552/2013
Истец: ООО "Самарское речное пассажирское предприятие"
Ответчик: Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Департамент ценового и тарифного регулирования