Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2013 г. N 20АП-5596/13
г. Тула |
|
23 октября 2013 г. |
Дело N А68-1434/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.10.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Каструбы М.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца общества с ограниченной ответственностью "Управление недвижимостью" - Мастрюкова Е.В. (доверенность от 12.09.2013), в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.07.2013 по делу N А68-1434/2013 (судья Андреева Е.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление недвижимостью" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества) от 18.10.2012 N КБ 71-20/2014 в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Управление недвижимостью" земельного участка с кадастровым номером 71:17:030101:5, обязав Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Управление недвижимостью" в собственность земельный участок с кадастровым номером 71:17:030101:5, площадью 47 376 кв. м, расположенный по адресу: Тульская область, Плавский район, г. Плавск, ул. Красноармейская, д. 34 а, нефтебаза по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением арбитражного суда от 17.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, подало апелляционную жалобу. Ссылается на то, что Территориальное агентство по управлению имуществом, являясь структурным подразделением Федерального агентства по управлению государственным имуществом, не вправе самостоятельного осуществлять распоряжение земельными участками в отсутствии поручения Федерального агентства или наличия полномочий на распоряжение в силу прямого указания нормативно - правовых актов Правительства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя заявителя, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по договору продажи недвижимого имущества от 24.07.2009 N ТНП-16476/09, заключенному между ОАО "Туланефтепродукт" и ООО "Управление недвижимостью", последнему на праве собственности принадлежит недвижимое имущество (нефтебаза), расположенное по адресу: Тульская область, Плавский район, г. Плавск, ул. Красноармейская, д. 34 а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.11.2009 серия 71 АВ N 377722, серия 71-АВ N 377855, серия 71-АВ N 377859, серия 71-АВ N 377720, серия 71-АВ N 377721, серия 71-АВ N 3777854, серия 71-АВ N 377856, серия 71-АВ N 377719, серия 71-АВ N 377857, серия 71-АВ N 377858.
Объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 71:17:030101:5 по адресу: Тульская область, Плавский район, г. Плавск, ул. Красноармейская, д. 34 а, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленно-производственной застройки, площадью 47 376 кв. м.
ООО "Управление недвижимостью" 31.10.2011 обратилось в ТУ Росимущества в Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:17:030101:5, расположенного по адресу: Тульская область, Плавский район, г. Плавск, ул. Красноармейская, д. 34 а.
В письме от 09.11.2011 N 71-20/8687 ТУ Росимущества в Тульской области сообщило обществу, что вопрос о приобретении испрашиваемого земельного участка в собственность может быть рассмотрен после осуществления действий по устранению разночтений между величиной площади испрашиваемого земельного участка и площадью, учтенной в реестре федерального имущества и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Письмом от 05.06.2012 N 71-3/3341 ТУ Росимущества в Тульской области сообщило обществу об отказе в приватизации указанного земельного участка на основании того, что данный земельный участок ограничен в обороте в связи с тем, что г. Плавск Тульской области включен в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ООО "Управление недвижимостью" 18.06.2012 направило в адрес ТУ Росимущества в Тульской области паспорт по экологической экспертизе земельного участка с кадастровым номером 71:17:030101:5 и протокол результатов химического и биогенного исследования.
Письмом от 27.06.2012 N 71-20/4090 ТУ Росимущество в Тульской области сообщило обществу, что предоставленный пакет документов направлен в Росимущество для принятия соответствующего решения.
ТУ Росимущество в Тульской области в письме от 18.10.2012 N КБ 71-20/2014 отказало ООО "Управлению недвижимостью" в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:17:030101:5 в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости - здание насосной станции и водокачки, отнесенный к гидротехническим сооружениям, тогда как земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений ограничены в обороте.
В связи с изложенным ООО "Управление недвижимостью" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от 18.10.2012 N КБ 71-20/2014 в предоставлении в собственность ООО "Управление недвижимостью" земельного участка с кадастровым номером 71:17:030101:5, понуждении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ООО "Управление недвижимостью" в собственность земельный участок с кадастровым номером 71:17:030101:5, площадью 47 376 кв. м, расположенный по адресу: Тульская область, Плавский район, г. Плавск, ул. Красноармейская, д. 34 а, нефтебаза по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка по основаниям, изложенным в заявлении.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно положениям статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставления его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень документов).
Исходя из анализа содержания статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, указанный Перечень является исчерпывающим.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодеком, федеральными законами.
В силу п.п.10 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка обозначено для промышленно-производственной застройки.
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" определено, что гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что здание насосной станции и водокачка, находящиеся на спорном земельном участке, и принадлежащие на праве собственности заявителю не являются гидротехническими сооружениями, в связи с этим спорный участок может быть предоставлен в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с этим выводом исходя из следующего. Насосная станция не имеет взаимосвязи с водным объектом. Согласно пояснениям представителя истца, в составе нефтебазы им приобретена продуктовая насосная станция.
Из содержания СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10, следует, что в составе склада предполагаются продуктовые насосные станции, водопроводные (питьевого назначения) и противопожарные насосные станции, в том числе для подачи воды на охлаждение резервуаров (табл. 3, 5 раздела 1, разделы 7, 8).
Следовательно, насосные станции как часть системы водоснабжения, а также продуктовые станции нефтебазы объединены общей производственно-хозяйственной целью и подчинены правовому режиму указанного объекта.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В силу пункта 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 5.4 и 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с п.п. 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, ТУ Росимущества в Тульской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
По смыслу п.п. "ж" п. 4.8 Положения по поручению Росимущества осуществляется только продажа земельных участков с торгов, то есть в порядке ст. 30, 38, 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ответчик имеет полномочия для принятия решения по заявлению собственника соответствующего объекта недвижимости о приобретении земельного участка в собственность и заключения договора купли-продажи земельного участка, а указание апеллянта на совершение необходимых действий только в рамках представленных полномочий, является необоснованным в этой связи.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться следующим.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Как следует из материалов дела, ООО "Управление недвижимостью" обратилось в ТУ Росимущества в ТО с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:17:030101:5, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, с приложением всех предусмотренных Перечнем документов.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен субъектный состав лиц, которым до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из содержания указанной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; на собственников объектов недвижимости при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования.
При приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек; 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Как установлено статьей 1 Закона Тульской области от 15.12.2011 N 1679-ЗТО "О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области и их оплаты", до 1 июля 2012 года на территории Тульской области установлена цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости таких земельных участков при их продаже коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования.
Следовательно, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 1 Закона Тульской области N 1679-ЗТО, необходимо установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, либо факт наличия у собственника объектов недвижимости права постоянного (бессрочного) пользования тем земельным участком, на котором расположены объекты недвижимости.
Любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
Как следует из материалов дела, в том числе из плана приватизации государственного предприятия по реализации нефтепродуктов "Туланефтепродукт", объекты недвижимости, в том числе входящие в состав Плавской нефтебазы, расположенные на спорном земельном участке, ранее были выкуплены у государства в процессе приватизации государственного предприятия по реализации нефтепродуктов "Туланефтепродукт", впоследствии приобретены ООО "Управление недвижимостью" по договору купли-продажи, заключенному с ОАО "Туланефтепродукт".
Земельный участок, расположенный по адресу: Тульская область, Плавский район, г. Плавск, ул. Красноармейская, д. 34 а, был предоставлен ОАО "Туланефтепродукт" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.04.2001 серия 71 АА N 048649.
С учетом изложенного, выраженный в письме от 18.10.2012 N КБ 71-20/2014 отказ ТУ Росимущества в Тульской областив предоставлении в собственность ООО "Управление недвижимостью" земельного участка с кадастровым номером 71:17:030101:5, не соответствует статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы ООО "Управление недвижимостью" в сфере экономической деятельности, препятствует приобретению ООО "Управление недвижимостью" земельного участка в собственность.
При указанных обстоятельствах с учетом положений подпункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, руководствуясь пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбтражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 17.07.2013 по делу N А68-1434/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
М.В. Каструба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.