30 ноября 2010 г. |
А79-5679/2010 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.10.2010
по делу N А79-5679/2010,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" о признании незаконными действий администрации Чебоксарского района Чувашской Республики,
при участии в судебном заседании представителей:
сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" - Васильева С.А, по доверенности от 01.03.2010 N 1 сроком действия три года,
и установил:
сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский" (далее - СХПК "Атлашевский", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - администрация Чебоксарского района, орган местного самоуправления), выразившихся в определении выкупной цены земельных участков общей площадью 144,7730 га (участок N 1 площадью 136,8305 га с кадастровым номером 21:21:065201:165, участок N 2 площадью 7,9425 га с кадастровым номером 21:21:065201:164) в размере 20 процентов от их кадастровой стоимости. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать администрацию Чебоксарского района продать испрашиваемые земельные участки в собственность (за плату), исходя из выкупной цены в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.10.2010 Кооперативу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, СХПК "Атлашевский" обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела; неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
СХПК "Атлашевский" полагает, что в рассматриваемом случае суд неправильно не применил пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В судебном заседании представитель СХПК "Атлашевский" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики явку представителя не обеспечила, направила в адрес суда отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно государственному акту N ЧР-21-00-000008 в соответствии с постановлением главы администрации Чебоксарского района от 14.12.1993 N 504 СХПК "Атлашевский" для ведения сельскохозяйственного производства выделен земельный участок площадью 5171,55 га, в том числе в коллективно-долевую собственность 2914,99 га, в бессрочное (постоянное) пользование - 2256,56 га.
Из состава земель, выделенных СХПК "Атлашевский" в бессрочное (постоянное) пользование, 23.12.2008 Кооператив поставил на кадастровый учет земельные участки площадью 7,9425 га за номером 21:21:065201:164 и площадью 136,8305 га за номером 21:21:065201:165), что подтверждается выписками из государственного кадастрового реестра недвижимости от 19.02.2010.
17.02.2009 СХПК "Атлашевский" обратился в администрацию Чебоксарского района с заявлением о предоставлении указанных земельных участков в собственность (за плату).
Постановлением администрации Чебоксарского района от 22.05.2009 N 579 решено предоставить СХК "Атлашевский" в собственность (за плату) испрашиваемые земельные участки, расположенные по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, западная часть кадастрового квартала, и заключить с ним договор купли-продажи данных земельных участков.
Проект договора купли-продажи указанных земельных участков от 26.03.2010 N 55 с приложением расчета выкупаемой цены из расчета 20 процентов от кадастровой стоимости земельных участков орган местного самоуправления направил в адрес Кооператива (получен согласно расписке 13.04.2010).
СХПК "Атлашевский", полагая, что администрация Чебоксарского района, незаконно определила выкупную цену земельных участков в размере 20 процентов от их кадастровой стоимости, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 422, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, статьями 4, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Законом Чувашской Республики от 01.06.2004 N 11 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике", и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность оспариваемых действий.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) установлено императивное требование к юридическому переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности или право аренды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из разъяснения, содержащегося в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следует, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти земельные участки.
Порядок приобретения (переоформления) прав на земельный участок изложен в пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органом исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона N 137-ФЗ в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась.
Пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ установлено, что приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с частью 4 статьи 6.2 Закона Чувашской Республики от 01.06.2004 N 11 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Из материалов дела следует, что согласно пункту 1 постановления главы администрации Чебоксарского района от 14.12.1993 N 504 "О выдаче государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей сельскохозяйственному производственному кооперативу "Атлашевский" и экспликации земель, входящих в состав государственного акта, для ведения сельскохозяйственного производства в бессрочное (постоянное) пользование за Кооперативом закреплены 2 256, 56 га земель, в том числе: пашни - 912,14 га, сенокосы - 687, 93 га, пастбища - 45, 94 га, леса и кустарники -146, 15 га, другие земли - 464, 40 га.
Согласно справке Отдела сельского хозяйства администрации Чебоксарского района от 26.08.2010 N 59 земельные участки площадью 136,8305 га с кадастровым номером 21:21:065201:165 и площадью 7,9425 га с кадастровым номером 21:21:065201:164 относятся к сельскохозяйственным угодьям (пашне), используются под посев зерновых культур, что подтверждается и самим Кооперативом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку испрашиваемые земельные участки принадлежат к сельскохозяйственным угодьям, орган местного самоуправления правомерно указал в проекте договора купли-продажи их выкупную цену из расчета 20 процентов от кадастровой стоимости земельных участков.
Ссылка Кооператива на положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ и пункт 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 N 269 "О размерах платы за землю" признается судом несостоятельной, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства.
Установлено однозначно, что на испрашиваемых земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Кооперативу. Следовательно, довод СХПК "Атлашевский" об установлении выкупной цены в размере 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка является необоснованным, поскольку данный размер выкупной цены устанавливается при приобретении в собственность до 1 января 2012 года земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Расположение на иных земельных участках в границах земель, закрепленных за Кооперативом в бессрочное (постоянное) пользование согласно государственному акту N ЧР-21-00-000008, объектов недвижимости (свинарник, коровники) не означает, что земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:065201:165 и 21:21:065201:164, на которых отсутствуют объекты недвижимости, должны выкупаться по цене, предусмотренной пунктом 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 N 269 "О размерах платы за землю" в размере 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемые действия органа местного самоуправления соответствуют Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закону Чувашской Республики от 01.06.2004 N 11 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике", Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не нарушают права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований. Арбитражный суд Чувашской Республики обоснованно отказал СХПК "Атлашевский" в удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.10.2010 по делу N А79-5679/2010 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Кооператива признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.10.2010 по делу N А79-5679/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5679/2010
Истец: Сельскохозяйственный кооператив "Алташевский", СХК "Атлашевский"
Ответчик: Администрация Чебоксарского района ЧР, Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Третье лицо: Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8313/11
22.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8313/11
28.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-217/11
30.11.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5869/10