город Омск |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А75-3242/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8456/2013) общества с ограниченной ответственностью "ФД Югра" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.08.2013 по делу N А75-3242/2013 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФД Югра" (ОГРН 1108622000200, ИНН 8622019241) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 13.03.2013 N АП-02/129-ЮЛ,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ФД Югра" (далее по тексту - Общество, ООО "ФД Югра") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее по тексту - Управление, административный орган) об отмене постановления о назначении административного наказания от 13.03.2013 N АП-02/129-ЮЛ.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.08.2013 по делу N А75-3242/2013 в удовлетворении заявления отказано полностью.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из наличия оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в полномочия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка не входит осуществление лицензионного контроля розничной продажи алкогольной продукции. Податель жалобы считает, что осуществление такого контроля относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно Министерства торговли, питания и услуг.
Общество также указало, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие его представителя, без надлежащего уведомления о времени и месте составления протокола.
Кроме того, по мнению заявителя, он дважды привлечен к административной ответственности, поскольку оспариваемое постановление тождественно постановлениям от 13.03.2013 N АП-02/126-ЮЛ, от 13.03.2013 N АП-02/127-ЮЛ, от 13.03.2013 N АП-02/128-ЮЛ.
От Межрегионального управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Общество осуществляет деятельность по хранению и поставкам алкогольной продукции, а именно, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива (пивные напитки), код по ОКВЭД 51.34.22 и в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) обязано осуществлять учет и декларирование объема их производства (или) оборота.
Порядок предоставления деклараций установлен Правилами предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 15 Правил, декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за 4 квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, срок представления деклараций за 4 квартал 2012 года - не позднее 21 января 2013 года. Согласно пункту 16 вышеназванных Правил декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Между тем, как указывает в постановлении административный орган, по состоянию на 22.01.2013 обязанность по представлению декларации Обществом не исполнена, что явилось основанием для составления в отношении общества протокола N АП-02/129-ЮЛ по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 109-111).
Постановлением от 13.03.2013 N АП-02/129-ЮЛ Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей (л.д. 116-121).
Считая постановление о назначении административного наказания незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
07.08.2013 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении от подачи декларации, в несвоевременной подаче деклараций, либо включение в декларацию заведомо искаженных данных.
В силу статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки) являются алкогольной продукцией.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (вступило в силу 28.08.2012) утверждены Правила предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила N 815), согласно которым предусмотрены несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.
Настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, поименован в пункте 1 Правил N 815.
Согласно пункту 2 Правил N 815 указанные в пункте 1 Правил декларации обязаны представлять, в том числе организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков (подпункт "б").
Как следует из пункта 8 Правил N 815 организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6.
В силу пункта 15 Правил N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 16 Правил N 815 декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме (пункт 18 Правил N 815).
Как правильно указано судом первой инстанции, законодательством определена обязанность организации, осуществляющей производство и (или) оборот пива и пивных напитков, представлять в управление декларации по утвержденной форме в электронном виде или на бумажном носителе. При этом срок для подачи декларации об объемах поставки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 8 за 4 квартал 2012 года установлен до 22.01.2013 (при предельном сроке предоставления до 20.01.2013, с учетом выходных дней).
Однако в установленные сроки декларация представлена Обществом не была.
В качестве подтверждающих доказательств административным органом представлены: протокол об административном правонарушении от 27.02.2013, постановление о назначении административного наказания N АП-02/129-ЮЛ от 13.03.2013, выпиской из раздела "Декларирование" "Очередь входящих" базы данных деклараций электронного ресурса "Электронные паспорта предприятий".
Общество при рассмотрении дела в административном органе ссылалось на предоставление квитанции от 25.01.2013 об отправке декларации, в связи с чем считало, что срок подачи декларации не нарушен.
В соответствии с пунктом 16 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2012 года N 815 декларации предоставляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции соглашается с арбитражным судом и отклоняет доводы Общества об исполнении им обязанности по предоставлению декларации, что, по мнению заявителя, подтверждается квитанцией от 25.01.2013. Квитанция без описи внутреннего вложения не может являться достаточным доказательством, подтверждающим обстоятельства, на которые ссылается заявитель. В то же время административным органом факт получения декларации отрицается.
Как указывает в отзыве на апелляционную жалобу административный орган, в настоящее время декларация по форме согласно приложению N 8 в электронном виде не поступила, документы подтверждающие получение декларации в письменном виде отсутствуют.
Таким образом, факт несвоевременного представления Обществом декларации за 4 квартал 2012 года подтверждается материалами дела.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, Общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность своевременно откорректировать декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в полномочия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка не входит осуществление лицензионного контроля розничной продажи алкогольной продукции. Податель жалобы считает, что осуществление такого контроля относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно Министерства торговли, питания и услуг.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, относится, в том числе установление порядка представление декларации (декларирования) об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно подпункту 5.2.3 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 к полномочиям Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка относится, самостоятельное принятие нормативно правовых актов, в том числе определяющих порядок заполнения декларации об объеме производства, оборота или использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об использовании производственных мощностей.
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Положения, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктом 1 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30 августа 2012 года N 241 (далее - Положение об Управлении) установлено, что Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу является территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с пунктами 8.8, 8.11 Положения об Управлении, Управление осуществляет на территории федерального округа следующие полномочия, в том числе:
- контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Межрегиональное управление Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу осуществляет контроль за представлением деклараций.
Общество в апелляционной жалобе также указало, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие его представителя, без надлежащего уведомления о времени и месте составления протокола.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
Часть 3 данной статьи предусматривает, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Согласно части 4 рассматриваемой статьи физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, закон устанавливает обязательное извещение о составлении протокола об административном правонарушении законного представителя Общества; о рассмотрении дела об административном правонарушении - законного представителя или защитника Общества.
При этом при условии надлежащего извещения указанных лиц, протокол и постановление об административном правонарушении могут быть вынесены в их отсутствие.
Протокол об административном правонарушении действительно составлен в отсутствие законного представителя, защитника Общества.
Между тем в материалах дела имеются доказательства получения Обществом 15.02.2013 определения о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указано на необходимость явиться на 27.02.2013 к 15 часам для составления протокола (л.д. 71-75, 78-79).
Копия протокола об административном правонарушении от 27.02.2013 и определение о назначении времени и места рассмотрения дела направлены по почте и получены Обществом 06.03.2013 (л.д. 114).
Таким образом, Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и имело возможность направить законного представителя Общества, защитника для защиты прав и интересов Общества.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы Общества о том, что оно дважды привлечено к административной ответственности. Оспариваемым постановлением N АП-02/129-ЮЛ от 13.03.2013 заявитель привлечен к административной ответственности декларации об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 8 к Правилам. В то время как постановление N АП-02/126-ЮЛ от 13.03.2013 вынесено в связи с уклонением от представления декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, постановление N АП-127-ЮЛ от 13.03.2013 - за уклонения от представления декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, постановление N АП-128-ЮЛ от 13.03.2013 - за уклонение от представления декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из указанного следует, что административный орган обоснованно в соответствии со статьей 4.4 КоАП РФ назначил Обществу административное наказание за каждое совершенное правонарушение.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ООО "ФД Югра" пренебрегло обязанностью, возникающей у него в силу закона, тем самым уклонялось от выполнения возложенных на него обязанностей, по предоставлению декларации в установленный законом срок.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.08.2013 по делу N А75-3242/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3242/2013
Истец: ООО "ФД Югра", ООО "ФД Югра"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу