г. Санкт-Петербург |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А56-19152/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И. Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Середа О.М. - без подтверждения полномочий
от ответчика (должника): предст. Пыжьянова М.С. - доверенность от 09.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18477/2013) Межрайонной ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2013 по делу N А56-19152/2013 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Дирекция театрально-зрелищных касс"
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу
о признании незаконными и отмене постановлений
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дирекция театрально-зрелищных касс" (ОГРН 1087847013066; место нахождения: Санкт-Петербург, Щербаков пер., д.14/1 лит. А, пом. 8Н; далее - ООО "ДТЗК", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу (далее - административный орган, инспекция) от 27.03.2013 N 104, N 105 и N 106, которыми общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5, частям 1 и 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.08.2013 заявленные обществом требования удовлетворены, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу просит решение суда от 08.08.2013 отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Податель жалобы полагает, что общество правомерно привлечено инспекцией к административной ответственности, поскольку ООО "ДТЗК" является платежным агентом и подпадает под сферу регулирования Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "ДТЗК" извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, уполномоченного представителя в судебное заседание не направило, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании поручения N 23 от 06.03.2013 МИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу 06.03.2013 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в отношении ООО "ДТЗК", осуществляющего деятельность в билетной кассе, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Московская, д. 25. В ходе проверки административным органом выявлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов с гражданкой Сейфулиной М.Р. при оплате 2-х билетов (по цене 2000 руб. за билет) на фестиваль "Чартова дюжина" в СК "Юбилейный" продавец-кассир Осиева А.И. приняла наличные денежные средства в размере 4400 руб., оформила документы на бланке строгой отчетности "билеты" серия ЦК N 676331 и N 676332 на сумму 4000 руб., пробила кассовый чек на сумму 400 рублей (услуга по распространению билетов) и выдала на руки платежные документы вместе со сдачей. Контрольно-кассовая техника Касби-02К зав N 00010842, установленная в помещении билетной кассы, в части оплаты за 2 билета на сумму 4000 руб. применена не была, кассовый чек при приеме наличных денежных средств от физического лица за услугу, предоставляемую СК "Юбилейный", выдан не был. По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт от 06.03.2013 N 013243.
Проанализировав представленный обществом договор N 6/01 от 16.01.2013 возмездного оказания услуг по распространению билетов на зрелищные мероприятия, заключенный между ООО "ДТЗК" и ЗАО "Эн.Си.Эй-медиа", инспекция пришла к выводу, что общество является платежным агентом и его деятельность подпадает под сферу регулирования Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), соответственно, общество обязано применять контрольно-кассовую технику при приеме платежей физических лиц в пользу ЗАО "Эн.Си.Эй-медиа" (пункт 12 статья 4 Закона N 103-ФЗ).
22.03.2013 инспекцией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 109, согласно которому действия общества как платежного агента по осуществлению наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Постановлением инспекции от 27.03.2013 N 104 ООО "ДТЗК" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Кроме того, при проведении МИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу проверки соблюдения ООО "ДТЗК" законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, а также полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью (поручение N 102 от 22.03.2013) административным органом выявлено, что ООО "ДЗТК", являясь платежным агентом, принимает платежи физических лиц путем продажи билетов на зрелищные мероприятия, проводимые ЗАО "Эн.Си.Эй-медиа", обязано вести кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
На проверку обществом представлены корешки бланков строгой отчетности за 06.03.2013 на общую сумму 133660 руб., в пользу заказчика ЗАО "Эн.Си.Эй-медиа". Указанная сумма не оприходована обществом в кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом (субагентом), в том числе не была оприходована сумма 4000 руб. за билеты - серия ЦК N 676331 и N 676332, полученная от гражданки Сейфулиной М.Р. Кассовая книга для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным (субагентом) на проверку не была представлена в связи с ее отсутствием. Указанная сумма отражена в кассовой книге организации. Вместе с тем, ведение кассовой книги, связанной с финансово-хозяйственной деятельностью организации, не подменяет отдельную кассовую книгу по оприходованию в кассу наличных денежных средств от деятельности платежного агента, ввиду отсутствия в законе такого исключения.
Таким образом, инспекция пришла к выводу о том, что обществом допущено неоприходование наличных денежных средств, полученных с применением бланков строгой отчетности, а именно: денежные средства в сумме 4000 руб. за билеты (БСО- серия ЦК N 676331 и N 676332), полученные в кассу платежного агента 06.03.2013, не оприходованы и не отражены в кассовой книге для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), чем нарушены пункты 5.1, 3.3 Положения о порядке кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П (акт проверки полноты учета выручки от 22.03.2013 года N 013243/в).
По факту выявленного правонарушения инспекцией 22.03.2013 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 110, согласно которому действия общества квалифицированы по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Постановлением инспекции от 27.03.2013 N 105 ООО "ДТЗК" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.
Кроме того, в ходе проведенной на основании поручения N 101 от 22.03.2013 проверки МИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу установлено, что ООО "ДТЗК" в нарушение требований частей 14 и 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ не исполняет обязанность по использованию специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов, а также обязанность сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, в связи с отсутствием такого счета (акт проверки от 22.03.2013 N 013243/1).
По факту выявленного нарушения инспекцией 22.03.2013 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 111, в соответствии с которым действия общества квалифицированы по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Постановлением инспекции от 27.03.2013 N 106 ООО "ДТЗК" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.
Считая постановления инспекции от 27.03.2013 N 104, N 105 и N 106 незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 08.08.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции в связи со следующим.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.
Привлекая общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ (постановление от 27.03.2013 N 104), инспекция исходила из того, что заявитель является платежным агентом, который в соответствии с пунктом 12 статьи 4 Закона N 103-ФЗ при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц в пользу ЗАО "Эн.Си.Эй-медиа" обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Привлекая общество к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ (постановление от 27.03.2013 N 105), инспекция вменила заявителю нарушения пункта 3.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение N 373-П), согласно которому платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом); а также пункта 5.1 Положения N 373-П, в соответствии с которым платежный агент, банковский платежный агент (субагент) ведет кассовую книгу 0310004 для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
В постановлении от 27.03.2013 N 106 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ административный орган указал, что общество не исполняет предусмотренную частью 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ обязанность при приеме платежей использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов, а также установленную частью 15 статьи 4 названного Закона обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, в связи с отсутствием у общества специального банковского счета.
Таким образом, как следует из оспариваемых постановлений, привлекая ООО "ДТЗК" к административной ответственности, административный орган исходил из того, что общество является платежным агентом, принимает платежи от физических лиц путем продажи билетов на зрелищные мероприятия, проводимые ЗАО "Эй.Си.Эй-медиа", и следовательно, его деятельность подпадает под сферу регулирования Закона N 103-ФЗ.
Суд первой инстанции не согласился с указанной позицией административного органа, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 2 Закона N 103-ФЗ плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, при этом платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ).
Из смысла указанных норм следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. То есть, действие Закона N 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - приема платежей.
Как следует из материалов дела, между ООО "ДТЗК" (исполнитель) и ЗАО "Эн.Си.Эй-медиа" (заказчик) заключен договор от 16.01.2013 N 6/01 возмездного оказания услуг по распространению билетов на зрелищные мероприятия, которым регулируются отношения сторон при организации процесса распространения билетов на спектакли, представления, концертные или спортивные программы, а также иные зрелищные мероприятия, проводимые заказчиком.
В силу пункта 2.1 договора от 16.01.2013 N 6/01 исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по распространению физическим и юридическим лицам билетов, дающих право на посещение мероприятий.
При этом, в силу пункта 2.2 договора от 16.01.2013 N 6/01 услуги по распространению билетов включают в себя:
- изготовление и размещение информации справочного характера о репертуаре заказчика на информационных ресурсах исполнителя;
- формирование билетов на мероприятия заказчика путем нанесения на бланки строгой отчетности, форма которых утверждена в установленном законодательством порядке, билетной информации, предоставленной заказчиком;
- организацию процесса оказания услуг по распространению сформированных исполнителем билетов через сеть точек распространения в различных районах Санкт-Петербурга, а также иными способами (Интернет, телефонные продажи и др.).
Таким образом, в рассматриваемом случае прием ООО "ДТЗК" в рамках заключенного с ЗАО "Эй.Си.Эй-медиа" договора от 16.01.2013 N 6/01 денежных средств от физических лиц-покупателей лишь обеспечивает основную деятельность ООО "ДТЗК" по распространению билетов на зрелищные мероприятия, осуществляемую на основе договора с организатором зрелищных мероприятий и включающую в себя:
- изготовление и размещение информации справочного характера о репертуаре организатора зрелищного мероприятия (наименование мероприятия, даты и время проведения продолжительность, жанр, краткая аннотация, автор/режиссер/актеры и т.д.); данная информация размещается в кассах ООО "ДТЗК", Сводной афише репертуара зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге, бюллетене "Репертуар" (издаваемых ООО "ДТЗК"), а также на официальном сайте bileter.ru;
- формирование билетов на зрелищные мероприятия путем нанесения на бланки строгой отчетности;
- передачу указанных билетов покупателям - физическим лицам
При этом, гражданин, приобретающий в театральной кассе билет на зрелищное мероприятие, никаких денежных обязательств перед заказчиком не имеет; обязательство по оплате у физических лиц возникает в момент покупки билета, в то время как платежный агент принимает денежные средства в оплату уже имеющихся обязательств по уже заключенному договору между поставщиком услуг и физическим лицом. Реализация обществом входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности в соответствии с пунктом 20 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, является самостоятельным видом услуг, не облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами ООО "ДТЗК" о том, что общество на основании заключенного с ЗАО "Эн.Си.Эй-медиа" договора от 16.01.2013 N 6/01 осуществляет посредническую деятельность по продаже услуги, а не только принимает платежи. Следовательно, деятельность ООО "ДТЗК" не ограничивается только приемом денежных средств за реализуемые билеты, в связи с чем общество не подпадает под понятие платежного агента, закрепленное в статье 2 Закона N103-ФЗ.
Поскольку действие Закона N 103-ФЗ не распространяется на отношения по договору N 6/01 от 16.01.2013 между ООО "ДТЗК" и ЗАО "Эн.Си.Эй-медиа" по оказанию услуг по распространению билетов на зрелищные мероприятия, суд первой инстанции правомерно указал на то, что общество не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, на общество также не распространяются требования пункта 5.1 Положения N 373-П, в соответствии с которым платежный агент обязан помимо кассовой книги для учета поступающих в кассу наличных денежных средств вести также кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом). При этом, инспекцией в ходе проверки установлено, что выручка в размере 40000 руб. за билеты серии ЦК N676331 и N676332 отражена в кассовой книге общества вместе с выручкой, полученной 06.03.2013 билетной кассой (акт проверки полноты учета выручки денежных средств N013243/в от 22.03.2013). Таким образом, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ,
Поскольку ООО "ДТЗК" не является платежным агентом, на его деятельность не распространяются требования пункта 12 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, а в силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" общество праве осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. В рассматриваемом случае общество при осуществлении наличных денежных расчетов с гражданкой Сейфулиной М.Р. при оплате 2-х билетов по цене 2000 руб. за билет подтвердило прием денежных средств путем оформления и выдачи покупателю документа строгой отчетности - "билеты" серия ЦК N 676331 и N 676332. Таким образом, в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановления Межрайонной ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу от 27.03.2013 N 104, N 105 и N 106.
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции и отмены решения суда от 08.08.2013 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 августа 2013 года по делу N А56-19152/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19152/2013
Истец: ООО "Дирекция театрально-зрелищных касс"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 2 по Санкт-Петербургу