г. Санкт-Петербург |
|
25 октября 2013 г. |
Дело N А56-8814/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Несмияна С.И., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с\з Бернат К.А.
при участии:
от истца: Лебедев Д.И. по доверенности от 27.09.2013
от ответчика: Виноградов В.С. по доверенности от 17.10.2012.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19774/2013) ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2013 по делу N А56-8814/2013 (судья Новикова Е.В.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 188 592 руб. 58 коп.,
установил:
Открытое акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 188592 руб. 58 коп.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с вынесенным решением, обжаловал его в апелляционном порядке, полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, просит суд отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе, ее податель ссылается на статью 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, в соответствии с которым, плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах не общего пользования.
Истец полагает, что ответчик неправомерно нарушил устав железнодорожного транспорта и списал плату с лицевого счета за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Кроме того, истец считает недоказанным, и документально неподтвержденным, факт привлечения спорных вагонов ОАО "РЖД" по договору N 18.
В судебном заседании, представитель истца поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца заявил ходатайство о приостановлении производства по делу, в связи с подачей кассационной жалобы.
Представитель ответчика по заявленному ходатайству возражал.
Суд отклоняет ходатайство истца, ввиду отсутствия доказательств принятия кассационной жалобы к производству.
Представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы возражал, представил отзыв на жалобу.
Ответчик считает доводы изложенные в жалобе необоснованными и неправомерными, кроме того полагает, что все доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую оценку в решении.
Законность и обоснованность судебного решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.12.2009 между сторонами был заключен договор на организацию расчетов N 3804 от 30.12.2009 (далее договор N 3804), в соответствии с условиями которого ООО "РЖД" списывает с лицевого счета ответчика денежные средства за услуги, оказанные истцом.
30.07.2010 стороны заключили договор N 18/М (далее договор N 18/М), в соответствии с условиями которого ОАО "РЖД" осуществляет подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути не общего пользования, принадлежащего ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга", примыкающего к станции Новый порт.
В феврале 2012 года в адрес ответчика прибыли вагоны, которые согласно имеющихся документов у ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга", не принадлежали перевозчику.
Данные вагоны были поданы под выгрузку на железнодорожные пути не общего пользования ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга". Согласно отметкам в железнодорожных накладных, собственником вагонов является ОАО "Вторая грузовая компания". Однако, вагоны были поданы под выгрузку с отметками ответчика в памятках приемосдатчика о принадлежности спорных вагонов как собственных.
Таким образом, ответчиком были списаны денежные средства с лицевого счета ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга" в размере 188592 руб. 58 коп.
В свою очередь, истцом в адрес ОАО "РЖД", были направлены претензии с требованием произвести возврат денежных средств на лицевой счет, ответчик в свою очередь направил в адрес ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга" извещения, в которых данные претензии были отклонены, с указанием, что на момент отправления вагонов на станцию Новый порт, вагоны принадлежали ОАО "РЖД".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей не общего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей не общего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, в связи с чем, размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Следовательно, плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии с указанной нормой права, подлежит оплате в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1051 от 20.12.2011 в аренду ОАО "РЖД" передавались вагоны, принадлежащие открытому акционерному обществу "Вторая грузовая компания" (далее - ОАО "ВГК") - вагоны собственные привлеченные (далее - В СП).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1051 от 20.12.2011 установлено, что использование привлеченных вагонов на территории Российской Федерации для перевозок грузов осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особого порядка ценообразования, предусмотренного Постановлением.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления приказом Федеральной службы по тарифам N 444-Т/4 от 27.12.2011 утвержден порядок расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных полувагонах. Данный порядок предназначен для использования открытым акционерным обществом "РЖД" при определении тарифов на перевозки грузов в привлеченных ОАО "РЖД" полувагонах универсального типа (далее - привлеченные вагоны) открытого акционерного общества "ВГК", эксплуатируемых на территории Российской Федерации в соответствии с условиями и правилами перевозок, установленными для вагонов общего парка.
Как следует из документов, имеющихся в материалах дела, вагоны, находящиеся в собственности или на ином законном основании у ОАО "ВГК", привлечены ОАО "РЖД" в аренду. Соответственно, ответчик является законным владельцем спорных вагонов.
При таких обстоятельствах, начисление ответчиком платы за пользование спорными вагонами (ВСП) и списание денежных средств с лицевого счета истца в заявленном размере, является правомерным и обоснованным.
Довод подателя жалобы о том, что справки из автоматизированной базы данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ) носят информативный характер и не могут служить доказательством привлечения вагонов, апелляционный суд считает несостоятельным ввиду следующего.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 08.11.2010 г. N 2276р была утверждена Инструкция "О порядке размещения и приписке приватного подвижного состава на путях общего пользования ОАО "Российские Железные дороги" (далее- инструкция).
Согласно пункту 4.1 инструкции, все приписанные к станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" собственные грузовые вагоны, зарегистрированные в АБД ПВ через Федеральное агентство железнодорожного транспорта, подлежат учету в информационных системах ОАО "РЖД" путем внесения по ним полной и достоверной информации.
Согласно статьи 1 Положения "О Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. (далее - положение), Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта.
Согласно статьи 5.3.10 Положения, Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет пономерной учет железнодорожного подвижного состава и контейнеров.
Таким образом, справка АБД ПВ, является надлежащим доказательством привлечения вагонов собственности ОАО "ВГК" к общему парку вагонов ОАО "РЖД".
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, оплата госпошлины оставлена за подателем апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2013 по делу N А56-8814/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8814/2013
Истец: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", филиал ОАО "РЖД" "Октябрьская железная дорого"