Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2013 г. N 12АП-9081/13
г. Саратов |
|
25 октября 2013 г. |
Дело N А12-12605/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" октября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 08 августа 2013 года
по делу N А12-12605/2013 (судья И.В. Кулик)
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210)
к государственному учреждению - Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3444050993, ОГРН 1023403435637)
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: филиал N 1 государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании ненормативного акта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее УФАС по Волгоградской области, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ ВРО ФСС РФ, фонд) от 26.02.2013 г. в части непринятия к зачету расходов страхователя на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 61987 руб.79 коп.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица суд привлек филиал N 1 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 08 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 25 сентября 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала N 1 государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 15.10.2013, объявлялся перерыв до 22.10.2013 года до 12 часов 00 минут.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, специалистом филиала N 1 отделения Фонда была проведена выездная проверка УФАС по Волгоградской области по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г., результаты которой отражены в акте N 1 от 01.02.2013 года.
На основании материалов проверки было принято решение N 1 от 26.02.2013 г. о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 73 619 руб.99 коп.
Не согласившись с указанным решением в части непринятия к зачету расходов страхователя на выплату ежемесячного пособия Савинковой О.Л. по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 61987 руб.79 коп., заявитель обратился в суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что способ расчета ежемесячного пособия Савинковой О.Л. по уходу за ребенком до 1,5 лет, примененный заявителем, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ, Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ) (далее - Закон N 255-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (часть 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343- ФЗ).
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусмотрено, что пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Как следует из материалов дела, застрахованное лицо - Савинкова О.Л. родила 2-го ребенка 30.12.2010 года, данный факт подтвержден предоставленным свидетельством о рождении ребенка. Страховой случай (отпуск по уходу за ребенком) у Савинковой O.Л. наступил после отпуска по беременности и родам, 27.03.2011 г.
От Савинковой О.Л. поступило заявление от 16.06.2011 г. о замене 2009-2010 календарных годов на 2007-2008 года, используемых в целях расчета среднего заработка, и о проведении расчета среднего заработка исходя из 12 месяцев по правилам 2010 года, взяв для расчета август 2007 г. по июль 2008 г.
УФАС по Волгоградской области при расчете пособия Савинковой О.Л по уходу за 2-м ребенком до 1,5 лет применило Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ), до внесения в него изменений Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в своей первой редакции.
По результатам проверки фонд пришел к выводу о том, что с учетом заявления Савинковой О.Л. от 16.01.2013 года, в котором указано о замене расчетного периода двух календарных годов 2009-2010 (в которых находилась в отпуске по уходу за первым ребенком) на 2007-2008 гг., расчет пособия должен производиться с учетом того, что в 2008 году Савинкова О.Л. с 03.03.2008 г. по 20.07.2008 г. находилась в отпуске по беременности и родам за первым ребенком, а с 06.08.2008 г. по 13.11.2009 г. находилась в отпуске по уходу за первым ребенком до 1,5 лет, соответственно пособие по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет Савинковой О.Л. подлежит расчету за 2006-2007г.г., где застрахованная имела больший размер заработка.
С учетом сведений работодателя о заработной плате Савинковой О.Л. за 2006 года - 93294,79 руб., за 2007 год - 179795,40 руб., фондом ежемесячное пособие Савинковой О.Л. по уходу за ребенком до 1,5 лет было рассчитано следующим образом: за период с 27.03.2011 год по 31.12.2011года:
93294,79 руб. + 179795, 40 руб.=273090,19 руб. - заработок за 2 года;
273090,19 руб. : 730 = 374, 10 руб. - средний дневной заработок;
374,10 х 30.4 х 40% = 4549,06 руб.- поскольку, размер ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком превышал минимальный размер пособия, установленный в 2011 году (4388,67 руб.), поэтому ежемесячное пособие Савинковой O.JI. было рассчитано в 2011 году в размере 4549, 06 руб.
- за период с 27.03.11 года по 31.03.2011 года в сумме 733,72 руб. (4549,06 : 31 кл.дн. х 5 кл.дн.);
-за период с апреля по декабрь 2011 года в сумме 40941,54 руб. (4549,06 руб. х 9 мес.). Всего сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком за 2011 год составила: 41675,26 руб. (733,72 руб. + 40941,54 руб.).
С 01.01.2012 года на основании ст. 4.2 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 года N 81-ФЗ (далее - Закон N 81-ФЗ), ежемесячное пособие по уходу за ребенком было проиндексировано на коэффициент - 1,06, в результате чего минимальный размер данного пособия на второго ребенка составил 4651,99 руб. В связи с чем пособие по уходу за вторым ребенком Савинковой О.Л. в 2012 году исчислено из 4651, 99 руб. и за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 г. сумма ежемесячных пособий составила 27911,94 руб. (4651,99 х 6 мес.).
В результате по расчету фонда за счет средств социального страхования ежемесячное пособие по уходу за ребенком работодателем должно было быть назначено и выплачено Савинковой О.Л. за период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 69587,20 руб. (за 2011 год -41675,26 руб. + 27911,94 руб.).
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о правильности расчета, произведенного фондом, по следующим основаниям.
Как было указано выше, застрахованное лицо родила второго ребенка 30.12.2010 года, страховой случай (отпуск по уходу за ребенком) у Савинковой О.Л. наступил после отпуска по беременности и родам, с 27.03.2011 г.
Таким образом, у Савинковой О.Л. последние 12 месяцев работы, предшествующих отпуску по уходу за ребенком (с 27.03.2011 года), определяются периодом с марта 2010 года по февраль включительно 2011 года. Между тем, в этот период заработок у застрахованного лица отсутствовал, поскольку, Савинкова О.Л. находилась в отпуске по уходу за первым ребенком. В месяце наступления отпуска по уходу за вторым ребенком (до 27.03.2011 года), заработок отсутствовал по той же причине.
Предшествующим страховым случаем перед отпуском по уходу за вторым ребенком является отпуск по беременности и родам за вторым ребенком (с 22.02.2010 года по 26.03.2011 года). Последние 12 месяцев, предшествующих наступлению данного отпуска по беременности и родам, это период с февраля 2009 года по январь 2010 года, в котором заработок у застрахованного лица также отсутствовал.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно указано, что фактическая возможность исчисления пособия по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет Савинковой О.Л. с применением пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ (ред. от 28.09.2010) отсутствует, поскольку указанная норма исключает возможность ее применения на все предыдущие страховые случаи за несколько лет (а не на один предыдущий страховой случай), которые предшествовали настоящему страховому случаю.
Примененный заявителем расчет пособия, в результате которого страхователь возвратился к предыдущему расчетному страховому случаю по исчислению пособия по уходу за первым ребенком до 1,5 лет, не предусмотрен пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ (ред. от 28.09.2010), а также Постановлением Правительства РФ N 375 от 15.06.2007 г., которым утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение).
Пункт 11 Положения (в редакции от 01.03.2011 г.) предусматривающий возможность замены 2 календарных годов, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо одного из указанных годов, если застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, на соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия, регулирует порядок расчета пособия, в данном случае по уходу за ребенком, в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ, Федерального закона от 25.02.2011 г. N 21-ФЗ), а не в первоначальной редакции статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ (ред. от 28.09.2010).
Как следует из материалов дела, заявитель фактически, используя переходный период (поскольку страховой случай наступил 27.03.2011 г.) применил как старую норму статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ (ред. от 28.09.2010), т.е. произвел расчет исходя из периода 12 календарных месяцев работы, при этом указанный период заявитель определил с учетом применения новой нормы статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ, Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ), предусматривающей замену 2 календарных годов (либо одного года) непосредственно предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, на другие предшествующие 2 календарных года, вычленив из них только 12 месяцев работы застрахованного лица.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что такой способ расчета не соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции признает обоснованным довод фонда о том, что у страхователя не имелось основания производить расчет пособия Савинковой О.Л. по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в старой редакции, из-за отсутствия заявления застрахованного лица о применении "старой нормы". Согласно имеющемуся в материалах дела заявлению Савинковой О.Л., ей было заявлено только о замене годов расчетного периода (т. 1 л.д.46).
Более того, в случае расчета пособия по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в старой редакции, расчет среднего дневного заработка исчислялся бы в соответствии с п.п. 10, 11, 11.1 Положения "Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", (далее - Положение) утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375. Расчет пособия в данном случае Савинковой О.Л. с учетом отсутствия у застрахованного лица заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, должен был быть исчислен из тарифной ставки или должностного оклада (без надбавок, доплат и т.д.) х 30.4. х 40% от тарифа, оклада.
При этом пособие на второго ребенка в 2011 году должно быть не менее минимального размера, установленного законодательством, а именно - 4388,67 руб., что ниже размера пособия, рассчитанного Савинковой О.Л. фондом в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ), до внесения в него изменений Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", что свидетельствует о невозможности применения указанной нормы к спорным правоотношениям, поскольку, соответствующие календарные годы (календарный год) могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (часть 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343- ФЗ).
Кроме того, пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается застрахованному лицу со дня наступления страхового случая (27.03.2011 года) по день исполнения ребенку возраста 1,5 лет (30.06.2012 года). В ходе проверки фондом установлено, что на основании заявления Савинковой О.Л. работодателем издан приказ Управления от 11 марта 2011 года N 01-03/13-38 о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком с 27.03.2011 года по 08.08.2012 года. При этом пособие выплачивалось по день указанный в приказе - по 08.08.2012 г. включительно.
Таким образом, пособие выплачено не до 30.06.2012 года, а до 08.08.2012 года. С учетом, установленных в ходе проверки нарушений, переплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 27.03.2011 года по 08.08.2012 года Савинковой О.Л. составила - 72905, 71 руб.(142492,91 руб. - 69587,20 руб.).
При изложенных выше обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.02.2013 г. и об отказе в удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 08 августа 2013 года по делу N А12-12605/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.