город Омск |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А75-4501/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8410/2013) отдела в городе Лангепасе и городе Покачи Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - отдел Роспотребнадзора по ХМАО-Югре, Отдел, административный орган) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.07.2013 по делу N А75-4501/2013 (судья Дроздов А.Н.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению отдела Роспотребнадзора по ХМАО-Югре
к индивидуальному предпринимателю Почаевец Оксане Николаевне, ОГРН 311860732100018, ИНН 861707640448 (далее - предприниматель)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
территориальный отдел в городе Лангепасе и городе Покачи Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Почаевец Оксаны Николаевны к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.07.2013 в удовлетворении требования административного органа отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что административным органом доказано наличие в действиях предпринимателя, выразившихся в реализации карамели "Кузнечик" при отсутствии надлежащим образом оформленных товарно-сопроводительных документов, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ. При этом, по мнению суда первой инстанции, совершенное предпринимателем правонарушение является малозначительным, поскольку обладает незначительной степенью общественной опасности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отдел обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель ссылается на то, что обстоятельства, характеризующие личность лица, привлекаемого к ответственности, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность, а учитываются при назначении наказания. Административный орган также отметил, что совершенное предпринимателем правонарушение создает угрозу нарушения санитарно-гигиенической безопасности и угрозу причинения вреда здоровья населения.
Предпринимателем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Отдел Роспотребнадзора по ХМАО-Югре и предприниматель извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли. Административный орган до начала судебного заседания в письменном виде ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Должностным лицом отдела Роспотребнадзора по ХМАО-Югре на основании распоряжения от 16.05.2013 N 48 (л.д.11-12) в отношении индивидуального предпринимателя Почаевец О.Н. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований законодательства при осуществлении торговли в торговом отделе здания ТЦ "Ланимп", расположенного по адресу: г. Лангепас, ул. Солнечная, дом 20/1.
В ходе проверки установлено, что кондитерские изделия допущены предпринимателем к реализации с нарушением обязательных требований санитарного законодательства.
Так, на карамель "Зайка" (производитель АО "РАХАТ" кондитерская фабрика, Казахстан, г. Алматы, дата изготовления 11.12.2012) в количестве 6 кг имеются только товарно-сопроводительные документы в виде товарного чека N ВАЛ 0021413 от 08.05.2013 без указания места нахождения (адреса) и телефона поставщика (л.д.25); на карамель "Кузнечик" (производитель АО "РАХАТ" кондитерская фабрика г. Казахстан г. Алматы, дата изготовления 12.04.2013) в количестве 0,9 кг представлены только товарно-сопроводительные документы в виде товарного чека N ВАЛ 0017208 от 13.05.2013 (л.д.26); на карамель "Магия" (производитель АО "РАХАТ" кондитерская фабрика г. Казахстан г. Алматы, дата изготовления 08.08.2012) в количестве 1,950 кг товарно-сопроводительные документы отсутствовали. При этом товарно-сопроводительная документация, содержащая по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия (сведения о декларации о соответствии, в том числе регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), на реализуемую продукцию не представлена.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.05.2013 N 48 (л.д.13-16).
По факту выявления нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства административным органом в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении от 23.05.2013 N 126 по признакам статьи 14.45 КоАП РФ (л.д.9-10).
На основании данного протокола и в соответствии со статьёй 23.1 КоАП РФ отдел Роспотребнадзора по ХМАО-Югре обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 КоАП РФ.
30.07.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьёй 14.45 КоАП РФ предусмотрено, что реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Пунктом 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Продажа товара (выполнение работы, оказание услуги) без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, не допускается.
Из содержания Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что к документам, подтверждающим соответствие продукции техническим регламентам, стандартам, относятся декларации о соответствии и сертификаты соответствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, к которой, в том числе, отнесены "Изделия кондитерские сахаристые" и продукция "карамель".
Согласно письму Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22.09.2000 N ИК-110-19/3022 "О предоставлении информации об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности" информация об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предоставляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи).
В силу пункта 2 Правил продажи их соблюдение является обязательным для организаций (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
Пунктом 12 Правил продажи установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
- сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Как следует из содержания статьи 14.45 КоАП РФ, объективную сторону правонарушения, предусмотренного названной статьей, образует действие, выражающееся в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
В то же время материалами дела подтверждается, что в ходе проведения проверки в отношении предпринимателя Отделом установлено, что в товарно-сопроводительных документах на реализуемую карамель "Кузнечик" сведения о декларации о соответствии отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки N 48 от 22.05.2013 (л.д.13-16) и протоколом об административном правонарушении от 23.05.2013 N 126 (л.д.9-10), а также не оспариваются предпринимателем (см. протокол от 23.05.2013 N 126 - оборотная сторона л.д.9).
При таких обстоятельствах, а также учитывая положения статьи 14.45 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии события административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, в действиях предпринимателя, выразившихся в реализации карамели "Кузнечик", в товарно-сопроводительной документации на которую не указаны сведения о декларации о соответствии.
При этом законность выводов суда первой инстанции относительно отсутствия в действиях предпринимателя, выразившихся в реализации иных видов карамели, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным не оценивать, поскольку в апелляционной жалобе Отдела соответствующие доводы не приведены.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 КоАП РФ выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Часть 2 той же статьи предусматривает, что административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии вины предпринимателя в совершенном правонарушении, поскольку последний должен был предвидеть наступление негативных последствий реализации кондитерских изделий при отсутствии сведений о соответствии такой продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В связи с изложенным выше, суд апелляционной инстанции считает, что наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ, доказано административным органом и подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, оценив фактические обстоятельства дела и проанализировав правовой характер совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, в силу которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы для охраняемых общественных правоотношений.
В пункте 18.1 постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения также подлежит оценке вопрос о целесообразности привлечения нарушителя к административной ответственности.
Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Учитывая, что совершенное предпринимателем правонарушение не повлекло причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу третьих лиц, несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для квалификации допущенного правонарушения в качестве малозначительного.
В данном случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на то, что обстоятельства, характеризующие личность лица, привлекаемого к ответственности, и учитываемые при назначении наказания, неправомерно оценены судом первой инстанции в качестве обстоятельств, характеризующих малозначительность, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, поскольку из оспариваемого решения следует, что наличие у лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка квалифицировано судом первой инстанции именно в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
Вместе с тем, наряду с указанным выводом суд первой инстанции также пришел к самостоятельному выводу о малозначительности совершенного правонарушения, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении требований отдела Роспотребнадзора по ХМАО-Югре о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.07.2013 по делу N А75-4501/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4501/2013
Истец: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Лангепасе и городе Покачи, Управление Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Ответчик: Индивидуальный предприниматель: Почаевец Оксана Николаевна, Почаевец Оксана Николаевна, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Лангепасе и г. Покачи