г. Самара |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А55-11857/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием представителей:
Жилищно-строительного кооператива N 244 - Гаева С.А. (председатель правления, протокол собрания от 20.05.2013 N 3), Дмитриева С.А. (доверенность от 31.05.2013),
Главного управления МЧС России по Самарской области - Сергеевой И.В. (доверенность от 04.02.2013 N 904-2-1),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 244 на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 сентября 2013 года по делу N А55-11857/2013, судья Холодкова Ю.Е., по заявлению Жилищно-строительного кооператива N244 (ОГРН 1036300441308, ИНН 6315942704) г. Самара, к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г. Самара, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
установил:
Жилищно-строительный кооператив N 244 (далее - Жилищно-строительный кооператив N 244, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника ОНД г.о. Самара УНД Главного управления МЧС России по Самарской области (далее - Отдел надзорной деятельности, административный орган) от 22.05.2013 N195 о привлечении к административной ответственности на основании частей 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Жилищно-строительный кооператив N 244 обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с грубым нарушением ряда норм материального и процессуального права при отсутствии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее соответственно.
В судебном заседании 21.10.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 23.10.2013. После перерыва рассмотрение жалобы было продолжено.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 05.04.2013 по 30.04.2013 на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица N 101 от 01.04.2013 была проведена плановая выездная проверка территории и помещений Жилищно-строительного кооператива N 244 по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Дачная, д. 7.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: противопожарные преграды (дверные блоки выходов на кровлю, люки машинных отделений выполнены не противопожарными (сертифицированными), с нормируемым пределом огнестойкости; в поэтажных коридорах (около мусоропроводов) размещены кладовые (нарушение правил противопожарного режима); электросветильники в поэтажных коридорах не оборудованы плафонами (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; не проводятся проверки работоспособности сети внутреннего противопожарного водопровода реже 2-х раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (нарушение правил противопожарного режима; пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями (нарушение правил противопожарного режима; система дымоудаления из поэтажных коридоров, система подпора воздуха в лифтовые шахты здания находится в нерабочем состоянии, работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы противопожарной защиты не проводятся; отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; жилые помещения квартир (кроме санузлов, ванных комнат, душевых и постирочных) не оборудованы автономными дымовыми пожарными извещателями, в прихожих отсутствуют тепловые пожарные извещатели; отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; поэтажные коридоры заромождены мебелью, различными предметами; двери лифтовых холлов не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах; остекление дверей лифтовых холлов выполнено обычным стеклом (требуется армированное остекление); частично отсутствуют предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.
По результатам проведённой проверки 30.04.2013 в отношении Жилищно-строительного кооператива N 244 был составлен акт N 101 и вынесено предписание N 101/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Уполномоченным лицом административного органа 06.05.2013 составлены протоколы об административном правонарушении в отношении Жилищно-строительного кооператива N 244 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ N 193, по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ N194, по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ N195.
22.05.2013 в присутствии законного представителя кооператива в отношении Жилищно-строительного кооператива N 244 вынесено постановление N 195 о привлечении заявителя к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением от 22.05.2013 о назначении административного наказания, Жилищно-строительный кооператив N 244 обратился с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Самарской области.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Жилищно-строительного кооператива N 244 признаков составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ и об отсутствии нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
За нарушение требований пожарной безопасности в статье 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет административную ответственность по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима).
Наряду с Правилами противопожарного режима следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Такие требования установлены в частности Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (НПБ 110-03).
Согласно статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Материалами дела подтверждается, что Жилищно-строительный кооператив N 244 является лицом, ответственным за содержание, ремонт спорного дома, а также за соответствие его технического противопожарного состояния действующим требованиям законодательства и, следовательно, субъектом ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и по существу не оспаривается заявителем, при эксплуатации жилого дома, находящегося под управлением Жилищно-строительного кооператива N 244, установлены факты нарушений требований пожарной безопасности, а именно: система дымоудаления из поэтажных коридоров, система подпора воздуха в лифтовые шахты здания находится в нерабочем состоянии, работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы противопожарной защиты не проводятся; противопожарные преграды (дверные блоки выходов на кровлю, люки машинных отделений выполнены не противопожарными (сертифицированными), с нормируемым пределом огнестойкости; в поэтажных коридорах (около мусоропроводов) размещены кладовые; электросветильники в поэтажных коридорах не оборудованы плафонами (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; поэтажные коридоры заромождены мебелью, различными предметами; двери лифтовых холлов не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах; остекление дверей лифтовых холлов выполнено обычным стеклом (требуется армированное остекление); частично отсутствуют предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.
Факт нарушения Жилищно-строительным кооперативом N 244 требований пожарной безопасности, ответственность за нарушение которых установлена в частях 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела (актом проверки от 30.04.2013 N 244, протоколами об административном правонарушении от 06.05.2013 NN 193, 194 и 195) и заявителем по существу не оспаривается.
В рассматриваемом случае, как достоверно установлено административным органом и судом первой инстанции, Жилищно-строительным кооперативом N 244 были нарушены требования пожарной безопасности, что свидетельствует о наличии в его действиях (бездействиях) события правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для освобождения Жилищно-строительного кооператива N 244 от ответственности не установлено, поскольку заявитель не принял всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в области пожарной безопасности, за нарушение которого КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в то время как возможность для их соблюдения у него имелась.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Жилищно-строительный кооператив N 244 предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Устранение части выявленных нарушений впоследствии, установка плафонов на электросветильники поэтажных коридоров, не исключает вины Жилищно-строительного кооператива N 244.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях (бездействиях) Жилищно-строительного кооператива N 244 состава вмененного ему правонарушения.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает, что ряд нарушений, выявленных в ходе проверки, неправомерно вменены Жилищно-строительному кооперативу N 244 по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, кроме вышеуказанных нарушений Жилищно-строительному кооперативу N 244 вменяются следующие нарушения: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что является нарушением п. 14 НПБ 110-03 приложение - таблица 1 п. 6.2; здание жилого дома не оборудовано системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, чем нарушен НПБ 104-03.
В силу подпункта 6.2 пункта 6 таблицы N 1 НПБ 110-03 подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, жилые здания высотой более 28 метров.
Учитывая, что здание введено в эксплуатацию в 1977 году (иного административным органом не доказано), подлежит применению часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которой на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Соответственно, административный орган, привлекая заявителя к административной ответственности в соответствии с действующими требованиями пожарной безопасности, должен обосновать невозможность дальнейшей эксплуатации здания в существующем состоянии вследствие угрозы возникновения пожара, в частности - путем представления расчета пожарного риска, как это вытекает из смысла пункта 1 части 1 статьи 6 того же Закона. Такого расчета, либо иных доказательств наличия угрозы возникновения пожара, связанного с указанными нарушениями требований пожарной безопасности, в деле не имеется.
Простая фиксация несоответствия помещений жилого дома, введенного в эксплуатацию в 1977 году, требованиям НПБ 110-03, введенного в действие в 2003 году, не может служить основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, так как это прямо противоречит положениям части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ.
Согласно оспариваемому постановлению Жилищно-строительному кооперативу N 244 вменяются также следующие нарушения: пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, чем нарушен п. 57 Правил противопожарного режима; не проводятся проверки работоспособности сети внутреннего противопожарного водопровода реже 2-х раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, чем нарушен п. 55 Правил противопожарного режима.
Жилищно-строительный кооператив N 244 оспаривает нарушения п. 55 и 57 Правил противопожарного режима, указывая, что пожарный водопровод с момента сдачи дома в эксплуатацию находится в нерабочем состоянии и проходит через дом N7 транзитом.
Доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии доказательств нарушения Жилищно-строительным кооперативом N 244 пунктов 55 и 57 Правил противопожарного режима.
Апелляционной суд считает ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии у Жилищно-строительного кооператива N 244 обязанности по оборудованию тепловыми пожарными извещателями прихожих квартир жилого дома, так как в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, прихожие конкретных квартир в состав общего имущества дома не входят и на обслуживании Жилищно-строительного кооператива N 244 не состоят, в связи с чем бездействие последнего в данной части не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ.
Однако необоснованность выводов суда первой инстанции в указанной части не является основанием для отмены обжалуемого решения, являющегося правомерным по существу заявленных требований, с учетом доказанности факта наличия в действиях (бездействия) Жилищно-строительного кооператива N 244 состава правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований правил пожарной безопасности.
В силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При таких обстоятельствах административный орган, руководствуясь упомянутой нормой, правомерно назначил административное наказание по санкции части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Порядок привлечения Жилищно-строительного кооператива N 244 к административной ответственности административным органом соблюден, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, учтены, Жилищно-строительному кооперативу N 244 назначено минимальное административное наказание, установленное частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, в данном случае отсутствуют основания отнесения совершенных заявителем нарушений к категории малозначительных, поскольку соблюдение Правил пожарной безопасности направлено, прежде всего, на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, а совершение данных нарушений свидетельствуют о наличии существенной угрозы их жизни и здоровья и могут привести к тяжким последствиям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2013 по делу N А55-11857/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02 сентября 2013 года по делу N А55-11857/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11857/2013
Истец: Жилищно-строительный кооператив N 244
Ответчик: Главное Управление МЧС России по Самарской области, Заместитель начальника ОНД г. о. Самара УНД Главного управления МЧС России по Самарской области подполковник внутренней службы Бурнаев Юрий Николаевич
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Самарской области, ГУ МЧС России по Самарской области