город Омск |
|
25 октября 2013 г. |
Дело N А46-7597/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8634/2013) Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 14.08.2013 по делу N А46-7597/2013 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НоваТор" (ОГРН 1105543015390, ИНН 5503220442) к Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025500972716 ИНН 5504018510) о признании недействительным уведомления от 30.04.2013 и обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Вагнер Наталья Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 39 от 17.12.2012 сроком действия по 31.12.2013;
от общества с ограниченной ответственностью "НоваТор" - Чунаева Татьяна Ивановна, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 28.06.2013 сроком действия на один год;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НоваТор" (далее по тексту - заявитель, ООО "НоваТор", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению - Омскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее по тексту - ГУ ОРО ФСС, Учреждение, Фонд), в котором просило:
- признать недействительным уведомление от 30.04.2013 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обязать ГУ ОРО ФСС установить ООО "НоваТор" размер страхового тарифа в соответствии с основным видом осуществляемой деятельности: "розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах".
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.08.2013 по делу N А46-7597/2013 требования Общества удовлетворены.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также вида экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила), согласно которым основной вид деятельности страхователя не может быть определен органом Фонда социального страхования Российской Федерации лишь на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Суд первой инстанции указал в решении, что до подтверждения основного вида экономической деятельности ООО "НоваТор" относится к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, ранее подтвержденному страхователем, то есть "розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах".
Не согласившись с указанным судебным актом, Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 14.08.2013 по делу N А46-7597/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.
Фонд полагает, что поскольку Обществом не было направлено в адрес Фонда подтверждение основного вида деятельности в порядке, установленном законом, страховой тариф был определен, исходя из данных, имеющихся в ЕГРЮЛ, в соответствии с пунктом 5 Порядка. Поскольку Общество до 15.04.2013 не представило документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка, то с учетом пункта 13 Правил и пункта 5 Порядка на текущий 2013 год ему был установлен страховой тариф, соответствующий наиболее высокому классу профессионального риска из видов экономической деятельности, имеющихся у него согласно сведениям ЕГРЮЛ.
ООО "НоваТор" в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
20.05.2010 ООО "НоваТор" зарегистрировано в качестве страхователя, о чем выдано извещение о регистрации в качестве страхователя от 20.05.2010.
30.04.2013 Фонд направил в адрес ООО "НоваТор" уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в котором было указано, что:
- в соответствии с заявленным основным видом деятельности "переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов" ОКВЭД 15.20 определен 7 класс профессионального риска, соответствующий страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,8 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору;
- размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2013 составляет 0,8 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Учитывая, что вид деятельности, указанный в уведомлении от 30.04.2013, Обществом не осуществляется, заявитель обратился к Фонду с жалобой, в которой просил признать уведомление от 30.04.2013 недействительным и установить размер страхового тарифа в соответствии с основным видом деятельности: "розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах".
Поскольку письмом от 20.06.2013 N 02-32/07/2456 Фонд отказал в удовлетворении жалобы заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.08.2013 по делу N А46-7597/2013 требования Общества удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Фондом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "НоваТор" не представило в установленный срок в Фонд документы, перечисленные в пункте 3 Порядка.
Поскольку у заинтересованного лица отсутствовали сведения об осуществляемой Обществом деятельности, а ООО "НоваТор" необходимые документы не представило, Фонд на основании пункта 5 Порядка отнесло заявителя к тому виду деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска, а именно: "переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов", и установило тариф страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,8 процента.
Аналогичная позиция изложена Учреждением в апелляционной жалобе и, по убеждению суда апелляционной инстанции, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Закон N 125-ФЗ) установлено, что страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии со статьями 21, 22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее по тексту - Правила).
Пунктом 3 названных Правил определено, что классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии с настоящими Правилами, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 11 Правил, основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее по тексту - Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя, Порядок).
На основании пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Пунктом 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичная норма содержится и в пункте 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
Из содержания пункта 5 Порядка следует, что поскольку указанный пункт содержит указание на "осуществляемые виды деятельности", вид фактически осуществляемой деятельности предприятия не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного предприятия.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 14943/10.
Как следует из пункта 2 Порядка, основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
В выписке из ЕГРЮЛ ОО "НоваТор" (л.д. 64-69) указаны сведения о десяти видах деятельности, осуществляемых Обществом. При этом, основным видом деятельности Общества указана розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах, а "переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов" заявлена как дополнительный вид деятельности.
Учреждение в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела доказательства того, что Общество фактически осуществляло такой вид деятельности, как "переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов", не доказало правомерность отнесения Общества на основании пункта 5 Порядка к тому виду деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска "переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов", и установление тарифа страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,8 процента.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ООО "НоваТор" требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Учреждения в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Учреждением, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 14.08.2013 по делу N А46-7597/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7597/2013
Истец: ООО "НоваТор"
Ответчик: ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N9, ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ