г. Красноярск |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А33-2349/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" октября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Радзиховской В.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участии:
от ОАО "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат": Тепляшиной Е.В. - представителя по доверенности от 21.08.2012 (в порядке передоверия),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2013 года по делу N А33-2349/2013, принятое судьей Мальцевой А.Н.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (ИНН 2443005570, ОГРН 1022401155325) (далее - ОАО "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат", ответчик) о взыскании 72 190 рублей 63 копеек платы за пользование вагонами.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 13.03.2013 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Определением арбитражного суда от 13.05.2013 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.07.2013 иск удовлетворен. С ОАО "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" взыскано 72 190 рублей 63 копейки основного долга, а также 2 826 рублей 90 копеек расходов по оплате государственной пошлины. С ОАО "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" в доход федерального бюджета взыскано 60 рублей 70 копеек государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение арбитражного суда от 30.07.2013 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не отражено, за какой период ответчик не оплатил предъявленную и указанную истцом в ведомостях подачи и уборки вагонов плату за пользование вагонами, и не конкретизировано - какая сумма по каждой ведомости подачи и уборки вагонов не оплачена ответчиком. Факт списания начисленной платы по спорным ведомостям подтверждается актом оказанных услуг от 25.02.2012 N 1000105113\2012025, счетами-фактурами от 25.02.2012, перечнем первичных документов к акту оказанных услуг от 25.02.2012.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу пояснил, что представленными ответчиком счетами-фактурами и актом оказанных услуг от 25.02.2012 подтверждается оплата согласованной части платы за пользование вагонами в общей сумме 42 469 рублей 20 копеек, из которых 27 450 рублей составляет плата за пользование спорными вагонами, неоплаченный размер платы за пользование вагонами составил 72 190 рублей 63 копейки, с учетом НДС.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда от 30.07.2013 и принять по делу новый судебный акт.
Истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела (отчетом о публикации судебных актов на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела в порядке апелляционного производства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
01.02.2006 между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик), открытым акционерным обществом "В-Сибпромтранс" (владелец) и открытым акционерным обществом "Ачинский Глиноземный Комбинат" (комбинат) заключен договор N Д2006/0060/Т-2/127, по условиям которого перевозчик и владелец железнодорожных выставочных путей необщего пользования осуществляют для комбината подачу, возврат, уборку вагонов, выполнение владельцем дополнительных операций.
Пунктом 1.2 договора установлено, что комбинат осуществляет выгрузку прочих поступающих грузов, из вагонов и погрузку выпускаемой продукции в вагон, оплату перевозчику сбора за подачу и уборку вагонов и платы за пользование вагонами, принадлежащих перевозчику, оплату владельцу за выполненные работы и оказанные услуги.
Перевозчик обязан уведомлять владельца и комбинат не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов на выставочные пути о подаче вагонов (пункт 2.1.1), осуществлять подготовку локомотивом перевозчика вагонов, прибывших с рудой и углем, на выставочные пути Заводская; прочих вагонов с грузом и порожних вагонов, прибывших под погрузку выставочные пути ст. Предзаводская (пункт 2.1.3).
Согласно пункту 2.3.17 договора комбинат обязан уведомлять владельца о готовности вагонов к уборке с мест погрузки, выгрузки, погрузочно-разгрузочные работы с которыми осуществлял комбинат.
В соответствии с пунктом 4.1. договора комбинат оплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, рассчитанную:
- в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами контейнерами федерального железнодорожного транспорта;
- за время с момента приема вагона от перевозчика до момента возвращения вагонов выставочные пути и сдачи их перевозчику в порядке, установленном пунктом 2.1 договора.
Из платного пользования вагонами исключается технологическое время, связанное с выполнением начально-конечных операций и подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест, указанное в приложении N 1 договора, в ведомостях подачи и уборки вагонов, подготовленных перевозчиком и подписанных комбинатом без возражений либо на согласованную сумму на основании памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов на выставочные пути, актов общей формы.
Комбинат оплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время ожидания подачи или приема по причинам, зависящим от комбината или владельца в соответствии статьей 39 УЖТ РФ (пункт 4.2 договора).
26.01.2012 между открытым акционерным обществом "Вторая грузовая компания" и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" заключен договор N 18.
По условиям договора на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 N 1051 ОАО "РЖД" привлекает, а открытое акционерное общество "Вторая грузовая компания" предоставляет для использования в перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования полувагоны, находящиеся в собственности или на ином законном основании у открытого акционерного общества "Вторая грузовая компания" в количестве, определяемом в приложении N 1 к договору.
Как следует из иска, в феврале 2012 года комбинату на железнодорожный подъездной путь необщего пользования подавались вагоны под грузовые операции.
Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярской железной дороги составлены ведомости подачи и уборки вагонов N 000627, N 000601, N 000603, N 000603, N 000614, N 000613 (л.д. 16-24).
Согласно представленным памяткам приемосдатчика N 1156, N 1118, N 1089, N 1102, N 1122 вагоны, указанные в расчете истца, находились у ответчика свыше сроков, установленных договором и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
За период нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования начислена плата. В указанных ведомостях подачи и уборки вагонов имеются отметки комбината о согласии с начисленной платой за пользование вагонами.
В связи с неоплатой ответчиком начисленной платы за пользование вагонами в полном объеме открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к ОАО "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" о взыскании 72 190 рублей 63 копеек платы за пользование вагонами.
Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", открытым акционерным обществом "В-Сибпромтранс" и ОАО "Ачинский глиноземный комбинат" заключен договор от 01.02.2006 N Д2006/0060/Т-2/127, правоотношения по которому регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груз.
В статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Исходя из представленного расчета истца, начисление платы за пользование вагонами по представленным в материалы дела ведомостям подачи и уборки вагонов в размере 72 190 рублей 63 копеек является правомерным, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод ответчика о том, что начисленная плата за пользование спорными вагонами в сумме полностью оплачена ответчиком, что подтверждается актами оказанных услуг, счетами-фактурами, первичными документами к актам оказанных услуг, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку вышеуказанные документы не свидетельствуют об оплате пользования вагонами в полном объеме. Суммы, указанные в документах, не совпадают с суммами согласованной платы, отраженными в ведомостях подачи и уборки вагонов. Так, по ведомости 000627 ответчиком не оплачено 6 часов платы за пользование вагонами, начисленной в размере 2093 рублей 70 копеек, по ведомости 000601 - ответчиком не оплачено 82 часа в размере 19 074 рублей 60 копеек, по ведомости 000603 - ответчиком не оплачено 72 часа в размере 16 748 рублей 40 копеек, по ведомости 000614 - ответчиком не оплачено 99 часов в размере 11514 рублей 60 копеек, по ведомости 000613 - ответчиком не оплачен 101 час в размере 11 747 рублей 20 копеек. Итого сумма составляет 61 178 рублей 50 копеек + 18 % НДС = 72 190 рублей 63 коп. Иные доказательства оплаты предъявленной ко взысканию задолженности ответчиком не представлены.
Таким образом, материалами дела подтверждается оплата только согласованного размера платы за пользование спорными вагонами. Представленные ответчиком в материалы дела акты оказанных услуг, счета-фактуры, первичные документы к актам оказанных услуг не свидетельствуют об оплате пользования вагонами в полном объеме. Суммы, указанные в документах, не совпадают с суммами, согласованной платы, отраженными в ведомостях подачи и уборки вагонов.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2013 года по делу N А33-2349/2013 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей относятся на заявителя апелляционной жалобы (ответчика).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2013 года по делу N А33-2349/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
О.В. Магда |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2349/2013
Истец: ОАО "РЖД", ОАО Российские железные дороги в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО РЖД
Ответчик: ОАО РУСАЛ-Ачинск