г. Москва |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А40-38566/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 28.10.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева
Судей Р.Г. Нагаева, Е.А. Солоповой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 36 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2013
по делу N А40-38566/13, принятое судьей А.В. Бедрацкой
по иску (заявлению) ОАО "ФосАгро" (ОГРН 1027700190572; 119333, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 55/1, стр. 1)
к ИФНС России N 36 по г. Москве (ОГРН 1047736026360; 119311, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 23)
об обязании возвратить ЕСН
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Корьева Н.П. по дов. N 9А-2013/04 от 25.03.2013, Кузнецова И.Ю. по дов. N ФА-2013/08 от 16.04.2013
от заинтересованного лица - Барзилов Д.С. по дов. N 03-12/017671 от 25.06.2013
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ФосАгро" (ОГРН: 1027700190572; 119333, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 55/1, стр. 1) (далее заявитель, Общество, ОАО "ФосАгро") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 36 по г. Москве (ОГРН: 1047736026360; 119311, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д.23) (далее ответчик, Инспекция) об обязании возвратить 157 890,45 руб. излишне уплаченного единого социального налога.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2013 г. заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу налогового органа, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 17.07.2012 г. ОАО "ФосАгро" обратилось в Инспекцию ФНС по г. Москве N 36 с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования в сумме 160 051,85 руб.
Переплата налога образовалась в результате уплаты авансовых платежей по ЕСН в 2009 году.
Письмом от 29.05.2012 года N 11-08/02/2228 Государственное учреждение -Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 36 подтвердило факт наличия переплаты.
Инспекцией было вынесено решение от 31.01.2013 г. N 773600511 о возврате излишне уплаченного ЕСН в сумме 1 120 руб., в возврате переплаты по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ в размере 158 890, 45 руб. Обществу было отказано, в связи с пропуском трехлетнего срока.
В решение от 31.01.2013 г. N 773600511 ответчик, указывает, что переплата по единому социальному налогу в размере 121 567 руб. образовалась у заявителя в результате представления 30.03.2009 г. декларации к уменьшению налоговой базы в части суммы налога, подлежащего уплате в ФСС РФ за 2008 г., из чего следует, что трехлетний срок на подачу заявления о возврате суммы истекал 30.03.2012 г.
Переплата с 01.01.2009 г., превышающая трех летний период, образована путем уменьшения по налоговым деклараций и составляет 63 973,45 руб.
Открытое акционерное общество "ФосАгро" в отношении суммы 63 973, 45 руб. ни чего не пояснило, так как не производило уменьшений по налоговым декларациям.
Суд приходит к выводу, что истребуемая Обществом переплата не образовалась в результате подачи уточненной декларации, на основании которой был уменьшен к уплате налог. Переплата образовалась в следствие порядка (механизма) исчисления страховых взносов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Поэтому довод Инспекции, что Общество узнало о нарушении своего права с момента подачи декларации 24.03.2013 г., судом не принимается.
Сам по себе факт представления налоговой декларации, в которой отражена переплата, не указывает на то, что с этого момента права Общества на возврат налога были нарушены Инспекцией. Налогоплательщик имеет право рассчитывать как на самостоятельный возврат налоговым органом или Фондом социального страхования РФ излишне уплаченных налогов, так и на своевременный возврат налога по заявлению Общества в момент обращения.
В отношении суммы 121 567 руб. Общество пояснило суду, что 30.03.2009 г. Общество не представляло декларацию к уменьшению налоговой базы в части суммы налога, подлежащего уплате в ФСС РФ за 2008 г.; сумма 121 567 руб. является разницей между расходами на социальное страхование, которые были понесены Обществом на цели социального страхования (выплаты пособий работникам), и суммой начисленного единого социального налога в ФСС РФ за декабрь 2008 г., согласно расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования РФ за 2008 г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, данная сумма является задолженностью за исполнительным органом Фонда на конец отчетного периода.
Указанная сумма задолженности Фонда перед налогоплательщиком за 2008 год была в последствие учтена в расчете за первый квартал 2009 года. Так, согласно расчетной ведомости по средствам в Фонд социального страхования РФ за 1 квартал 2009 г. задолженность за исполнительным органом на конец отчетного периода составила 52 552,79 руб. В следующих отчетных периодах суммы задолженности за исполнительным органом рассчитываются с учет имеющейся переплаты, аналогичным образом.
Таким образом, суд считает, что суммы переплаты в "неденежной форме" в одном налоговом периоде нельзя отделить от суммы переплаты в другом, поскольку органы ФСС РФ, также как и налоговые органы, имеют право на зачет данных сумм.
Проведение зачета сумм переплат, как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 10.11.2011 г. N 8395/11, также признается уплатой налога (страхового взноса).
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 ноября 2011 N 9601/11 указано, что законодателем в пункте 2 статьи 243 НК предусмотрен специальный механизм компенсации страхователю произведенных им расходов на цели государственного социального страхования.
Суд считает, что также необходимо учесть, расходы Общества на цели обязательного социального страхования, которые составили в 2009 году 225 264,44 руб.
На протяжении налогового периода 2009 год Общество уплатило авансовых платежей в ФСС РФ денежными средства в общей сумме 109 846 руб.
Указанные суммы образуют переплату по единому социальному налогу, поскольку уплата авансовых платежей была произведена при отсутствии фактической обязанности по уплате единого социального налога в части, зачисляемой Фонд социального страхования РФ (Президиум Высшего Арбитражного суда РФ от 10 ноября 2011 года N 9601/11).
Ответчик не отрицает факт наличия переплаты у заявителя на дату судебного заседания.
15.05.2013 г. Инспекцией было вынесено решение N 773601936 о возврате заявителю 1000 руб., переплаты по ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 58 НК РФ авансовый платеж является предварительным платежом по налогу, который уплачивается в течение налогового периода. Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Из указанных норм следует, что уплата авансового платежа направлена на обеспечение равномерной уплаты налога в течение налогового периода, и, по сути, авансовый платеж становится налогом по окончании налогового периода.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 243 НК РФ сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков -физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
В соответствии со статьей 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН является календарный год и, соответственно, налоговая отчетность по ЕСН за первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год представляется нарастающим итогом.
Согласно п. 5 ст. 243 НК РФ ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
расходов, подлежащих зачету;
уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (п. 6 ст. 243 НК РФ).
Суд первой инстанции правомерно счел, что при подсчете срока исковой давности Инспекция не учла следующее: момент обращения Общества с заявлением на возврат страховых взносов в налоговый орган от 17.07.2012 г.; момент приятия решения N 09-32/002715 по результатам рассмотрения заявления Общества на возврат налога - 31.01.2013 года; дату направления решения в адрес ОАО "ФосАгро" - 27.02.2013 г.
Данные обстоятельства имеют существенные значение при принятии решении о наличии пропуска срока.
Согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5: статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации, налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правшами и в установленные сроки принять по нему решение.
Принимая во внимание положения статьи 78 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне оплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ).
Следовательно, определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по ЕСН производится налогоплательщиками в декларации по рому налогу, представляемой по итогам налогового периода. То есть о факте переплаты налогоплательщик в любом случае узнает не ранее дня, установленного законом для уплаты этого налога за истекший налоговый период (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10).
Таким образом, следует вывод, что начальной датой течения трехлетнего срока для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов за счет ЕСН за налоговый период 2009 г. является 31.03.2010 г., а соответственно, данный срок истекал 30.03.2013 г. Общество обратилось с заявлением - 16.07.2012 г., то есть до истечения трехлетнего срока.
В Определении от 21 июня 2001 года N 173-0 Конституционный суд указывает, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить Налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).
В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правша исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (часть 1 статьи 200 ГК РФ).
Судом правомерно установлено, что до момента направления Инспекцией в адрес ОАО "ФосАгро" решения от 31.01.2013 г. N 09-32/002715 права общества не были нарушены. Более того, 31.01.2013 Инспекцией было принято решение N 9525 о частичном возврате ЕСН, зачисляемый в ФСС РФ в сумме 1 120 руб.
Таким образом, суд правомерно счел, что срок на обращение заявителя с заявлением в суд, следует исчислять с момента, когда ОАО "ФосАгро" было получено решение налогового органа от 31.01.2013 года N 09-32/002715 с 04 марта 2013года.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика, о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).
Суд правомерно счел, что Инспекция ФНС России N 36 по г. Москве не произвела возврат единого социального налога в срок, установленный ст. 78 Налогового кодекса РФ. Уплаченная при обращении в суд госпошлина в размере 5 736,71 руб. в порядке ст.110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 30,29 руб. возвращается заявителю на основании п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает обоснованными требования, заявленные Открытым акционерным обществом "ФосАгро" (ОГРН: 1027700190572; 119333, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 55/1, стр. 1) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 36 по г. Москве (ОГРН: 1047736026360; 119311, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д.23).
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы налогового органа не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2013 по делу N А40-38566/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Р.Г. Нагаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-38566/2013
Истец: ОАО "ФосАгро"
Ответчик: ИФНС России N 36 по г. Москве