г. Пермь |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А60-13836/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевой Л.П.
при участии:
от заявителя - администрации Качканарского городского округа (ОГРН 1026601125264, ИНН 6615000260): не явились;
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103): Огальцева Е.Н., служебное удостоверение, доверенность от 19.11.2012;
от третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Поток", общества с ограниченной ответственностью "Энергия", Думы Качканарского городского округа, общества с ограниченной ответственностью "Уралбройлер-Екатеринбург", общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Северная": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, общества с ограниченной ответственностью "Поток"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 августа 2013 года
по делу N А60-13836/2013,
принятое судьей Хомяковой С.А.
по заявлению администрации Качканарского городского округа
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Поток", общество с ограниченной ответственностью "Энергия", Дума Качканарского городского округа, общество с ограниченной ответственностью "Уралбройлер-Екатеринбург", общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Северная"
об оспаривании решения в части и предписания,
установил:
администрация Качканарского городского округа обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 АПК РФ) о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган) от 14.01.2013 по делу N 36 в части пунктов 1, 3 и предписания от 14.01.2013 по тому же делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Поток", общество с ограниченной ответственностью "Энергия", Дума Качканарского городского округа, общество с ограниченной ответственностью "Уралбройлер-Екатеринбург", общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Северная".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2013 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14.01.2013 по делу N 36 предписание и решение в части пунктов 1, 3.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы антимонопольный орган указывает на то, что в нарушение ст. 69 АПК РФ суд не оценил имеющиеся в деле доказательства, а именно межевое дело N 48 (инв. N 3-1480) по отводу земель МБУ "Управление городского хозяйства", рабочий проект реконструкции старой свалки в полигон ТБО 2003 г., которые подтверждают нахождение на спорном земельном участке автодороги. По указанной автодороге осуществлялся проезд автотранспорта, перевозящего отходы на полигон ТБО общества "Поток". Действия администрации Качканарского городского округа, выразившиеся в том, что ею не внесены сведения об автомобильной дороге, пролегающей к полигону ТБО общества "Поток", ни в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, ни в реестр муниципальной собственности Качканарского городского округа, а также в предоставлении обществу "Энергия" земельного участка с пролегающей по нему данной автодорогой расценены антимонопольным органом как предоставлении преимуществ обществу "Энергия" при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг по обращению с ТБО, отходами производства и потребления. По мнению антимонопольного органа, действия администрации Качканарского городского округа и общества "Энергия" являются согласованными, а действия общества "Энергия" являются актом недобросовестной конкуренции, что привело к создании препятствий обществу "Поток" в осуществлении предпринимательской деятельности. В судебном заседании представитель антимонопольного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
ООО "Поток" также обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывает на то, что администрация Качканарского городского округа, сдавая в аренду ООО "Энергия" земельный участок под полигон ТБО, не могла не знать о наличии на нем спорной автодороги, которая использовалась ООО "Поток". Действий по внесению сведений об автомобильной дороге, пролегающей к полигону ТБО общество "Поток", в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, Реестр муниципальной собственности Качканарского городского округа, администрацией Качканарского городского округа не предпринято. ООО "Энергия" после получения в аренду земельного участка разрушило проходящую по нему автомобильную дорогу, а администрация Качканарского городского округа возложила на ООО "Поток" обязанность восстановить проезд по дороге, пролегающей по земельному участку ООО "Энергия", и разрушенной в результате действий этого общества. ООО "Поток" полагает, что в результате указанных действий администрации Качканарского городского округа и ООО "Энергия" ему созданы препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг по обращению с ТБО и отходами производства и потребления.
Администрация Качканарского городского округа в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Указывает на то, что спорная автомобильная дорога в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, в реестре муниципальной собственности Качканарского городского округа не значится, решение об отводе земельного участка для проектирования строительства автодороги не принималось, разрешение на строительство автодороги и ввод в эксплуатацию дороги не принималось, сведения о земельном участке с находящейся на нем автодорогой отсутствуют. В связи с этим администрация Качканарского городского округа полагает, что спорная автодорога не является автомобильной дорогой в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ). Администрация также обращает внимание, что спорная дорога представляет собой накатанную колею, на которой отсутствует дорожное полотно, дорожное покрытие и иные подобные элементы. Администрация Качканарского городского округа ссылается на то, что к земельному участку ООО "Поток" существуют иные пути подъезда, минуя участок ООО "Энергия", поэтому препятствия ООО "Поток" в осуществлении предпринимательской деятельности не могли быть созданы.
ООО "Энергия" по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. ООО "Энергия" ссылается на то, что спорная дорога образовалась в результате наката автомашинами, перевозившими ТБО на полигон, не является собственностью Качканарского городского округа, не является автомобильной дорогой в соответствии с Законом N 257-ФЗ, поэтому не может быть объектом правоотношений между хозяйствующими субъектами. Полагает, что нарушение Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольным органом не доказано.
Дума Качканарского городского округа в отзыве просит решение суда отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить, полагает, что действиями администрации Качканарского городского округа по предоставлению ООО "Энергия" в аренду земельного участка и действиями ООО "Энергия", перекрывшего проезд по указанному земельному участку, созданы препятствия ООО "Поток" по осуществлению предпринимательской деятельности.
Судом апелляционной инстанции рассмотрено ходатайство ООО "Поток" об отложении судебного разбирательства в связи с нахождением в отпуске представителя Зудова А.А., в его удовлетворении отказано на основании следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Указанной статьей предусмотрено право, а не обязанность суда отложить судебное разбирательство.
Согласно положениям ст. 59, 61 АПК РФ дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законом или учредительными документами, и их представители с оформлением полномочий в порядке ст. 61, 62 АПК РФ.
Принимая во внимание, что ООО "Поток", являясь юридическим лицом, имеет возможность направить в судебное заседание любого иного представителя, как состоящего, так и не состоящего в штате организации, с надлежащим образом оформленными полномочиями, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отложения судебного разбирательства. Приведенные в обоснование заявленного ходатайства причины неявки представителя ООО "Поток" в судебное заседание не могут быть признаны уважительными.
Заявителем ходатайства также не обоснована необходимость личного участия в судебном заседании, не указано, для установления каких обстоятельств, требующих установления по делу и имеющих существенное значение для вынесения постановления, он должен был участвовать.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Комитетом по управлению имуществом Качканарского городского округа проведен конкурс на право заключения договора аренды имущественного комплекса - городская свалка, реконструируемая в полигон ТБО.
По результатам проведенного конкурса 30.04.2010 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа и ООО "Энергия" заключен договора аренды имущественного комплекса Качканарского городского округа, в соответствии с которым ООО "Энергия" передан в аренду имущественный комплекс - городская свалка, реконструируемая в полигон твердых бытовых и промышленных отходов, расположенная по адресу: г. Качканар, промышленная зона, 9 квартал, участок N 54.
Имущественный комплекс состоит из земельного участка с кадастровым номером 66:48:0303001:65, площадью 113 455 кв.м, местоположение: Свердловская область, г. Качканар, промышленная зона, 9 квартал, участок N 54, и хозяйственной зоны на нем.
Разрешенное использование земельного участка - эксплуатация свалки твердых бытовых и промышленных отходов.
Хозяйственная зона состоит из контрольно-дезинфицирующей установки, служебного помещения, пожарного резервуара, уборной с водонепроницаемым выгребом, шлагбаума, трансформаторной подстанции, ограждения из колючей проволоки, карт N 1-4.
В январе 2012 года ООО "Энергия" направила в адрес организаций, в том числе ООО "Поток", письмо, в котором просило рассмотреть возможность осуществления проезда транспортных средств, осуществляющих проезд на территорию полигона ТБО общества "Поток" через земельный участок ООО "Энергия", вне границ этого земельного участка либо рассмотреть вариант о внесении платы за проезд по территории земельного участка, предоставленного в аренду ООО "Энергия" (л.д. 96).
08.02.2012 ООО "Поток" обратилось к Главе Качканарского городского округа с письмом, в котором просило установить публичный сервитут в отношении земельного участка, предоставленного ООО "Энергия" в целях проезда на полигон ТБО общества "Поток", ссылаясь на наличие на данном земельном участке автомобильной дороги, являющейся единственным возможным проездом на полигон ТБО (л.д. 97).
Администрация Качканарского городского округа в письме от 12.03.2012 сообщила ООО "Поток", что указанная автодорога (проезжая часть) по состоянию на 01.01.2012 в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, в реестре муниципальной собственности Качканарского городского округа отсутствует, решение об отводе земельного участка для проектирования строительства автодороги не принималось, разрешение на строительство автодороги и ввод в эксплуатацию дороги не принималось, сведения о земельном участке с находящейся на нем автодорогой отсутствуют. Кроме того, администрация Качканарского городского округа указала на то, что земельный участок передан в аренду по конкурсу, а внесение изменений в договор, заключенный по результатам проведенного конкурса, не допускается.
Письмом от 27.04.2012 ООО "Энергия" сообщило ООО "Поток" о том, что с 01.06.2012 навсегда закрывает сквозной проезд всех видов транспорта через территорию полигона ТБО и промышленных отходов в связи с производством земляных работ по закольцовке земляного вала и водоупорного рва вокруг территории полигона ООО "Энергия" (л.д. 102).
Письмом от 17.05.2012 администрация Качканарского городского округа сообщила ООО "Поток", ОАО "Металлист", ООО "Агрофирма "Северная", ЗАО "Холдинг "Ремэлектро", ФГКУ 11 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области о невозможности установления сервитута в отношении земельного участка, предоставленного ООО "Энергия" в связи с тем, что земельный участок предоставлен для реализации проекта реконструкции городской свалки в полигон твердых бытовых и промышленных отходов, установление сервитута повлечет необходимость принятия решения о ликвидации имущественного комплекса и отказа от проекта реконструкции. Обеспечение проезда через городскую свалку без ликвидации имущественного комплекса невозможно, поскольку проезд по земельному участку лиц для целей, не связанных со складированием и захоронением отходов на полигоне, не предусмотрен проектом реконструкции (л.д. 103).
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Качканарского городского округа от 05.06.2012 обществу "Поток" предписано своими силами восстановить проезжую часть дороги на полигон до 08 час. 00 мин. 06.06.2012; в случае невосстановления дороги в установленный срок отходы складировать на полигоне ООО "Энергия" с возмещением ему затрат; руководителям ООО "Поток" и ООО "Энергия" предписано принять меры для урегулирования ситуации, при необходимости в судебном порядке; руководителю ООО "Поток" предписано подготовить и подать документы на разрешение и строительство автодороги к территории полигона ООО "Поток".
06.06.2012 комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков на территории Качканарского городского округа принято решение о предоставлении ООО "Поток" в аренду на 15 лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Качканар, промышленная зона, 9 квартал, вдоль южной границы птицефабрики, ориентировочной площадью 3313 кв.м для строительства и эксплуатации автодороги с предварительным согласованием места размещения объекта.
09.06.2012 ФГКУ "11 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" направило в адрес ООО "Поток" письмо, в котором указало на то, что перекрытие дороги, ведущей на полигон ТБО ООО "Поток" и отсутствие второго въезда на территорию полигона не дает возможности для проезда пожарного автомобиля, что в случае пожара может привести к чрезвычайной ситуации. Во избежание чрезвычайной ситуации ООО "Поток" необходимо построить для прохода пожарной машины на территорию полигона два въезда.
26.06.2012 ООО "Поток", ОАО "Металлист", ООО "Агрофирма "Северная", ЗАО "Холдинг "Ремэлектро", ФГКУ "11 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" направили в адрес главы Качканарского городского округа заявление об установлении срочного публичного сервитута на часть земельного участка, а именно на существующую проезжую часть протяженностью 800 м, расположенную на земельном участке общей площадью 113 455 кв.м с кадастровым номером 66:48:0303001:65 по адресу: г. Качканар, промышленная зона, 9 квартал, участок N 54 для проезда через земельный участок транспортных средств, осуществляющих транспортировку отходов от населения Качканарского городского округа.
ООО "Энергия" в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа, ООО "Поток" направило письма о намерении закрыть проезд любых транспортных средств с 07.07.2012 и с просьбой рассмотреть возможность осуществления проезда транспортных средств, которые перевозят отходы на полигон ООО "Поток", по дорогам, которые находятся вне границ полигона ООО "Энергия".
Часть дороги (800 м), проходящую через полигон, ООО "Энергия" 07.07.2012 перекопало, тем самым закрыло проезд на полигон ООО "Поток".
10.07.2012 администрация Качканарского городского округа отказала ООО "Поток" в установлении публичного сервитута, указав на наличие иного проезда к полигону ТБО ООО "Поток" и возможности пользоваться своим участком и без установления сервитута.
Основанием для возбуждения в отношении администрации Качканарского городского округа и ООО "Энергия" дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление ООО "Поток" на действия администрации и ООО "Энергия" на рынке услуг по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
По итогам рассмотрения дела N 36 антимонопольным органом принято решение от 14.01.2013, которым признан факт нарушения администрацией Качканарского городского округа ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении действий (бездействии):
- невнесения сведений об автомобильной дороге, пролегающей к полигону твердых бытовых и промышленных отходов ООО "Поток" в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности Качканарского городского округа;
- передаче в аренду ООО "Энергия" по договору от 30.04.2010 N 12 земельного участка с пролегающей по нему автомобильной дорогой протяженностью 800 м, по которой осуществляется подъезд транспорта на полигон твердых бытовых и промышленных отходов, принадлежащий ООО "Поток";
- обязании ООО "Поток" восстановить проезд по дороге, пролегающей по земельному участку, арендованному ООО "Энергия" и разрушенной в результате действий самого арендатора,
в результате чего ООО "Энергия" получено преимущество в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг (работ) по обращению с твердыми бытовыми отходами, отходами производства и потребления, что приводит к ограничению, устранению конкуренции.
Также в действиях администрации Качканарского городского округа признан факт нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившийся в осуществлении с ООО "Энергия" согласованных действий по препятствованию ООО "Поток" в осуществлении предпринимательской деятельности путем передачи в аренду ООО "Энергия" по договору от 30.04.2010 N 12 земельного участка с кадастровым номером 66:48:0303001:65 площадью 113 455 кв.м с пролегающей по нему автомобильной дорогой протяженностью 800 м (с гравийным покрытием), по которой осуществляется подъезд транспорта на полигон твердых бытовых и промышленных отходов, принадлежащий ООО "Поток".
На основании указанного решения антимонопольным органом администрации Качканарского городского округа выдано предписание от 14.01.2013, в соответствии с которым администрация в срок до 01.04.2013 прекратить вышеуказанное нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции для чего включить в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности Качканарского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства вновь построенную ООО "Поток" автомобильную дорогу.
Полагая, что указанное решение и предписание антимонопольного органа от 14.01.2013 по делу N 36 не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, администрация Качканарского городского округа обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорная дорога не является объектом недвижимого имущества (не построена в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и не зарегистрирована в соответствии с требованиями гражданского законодательства), в связи с чем не могла быть включена администрацией Качканарского городского округа в конкурсную документацию при проведении торгов на право заключения договора аренды городской свалки, находящейся на земельном участке с кадастровым номером 66:48:0303001:65. В отсутствие доказательств согласованности действий администрации Качканарского городского округа и ООО "Энергия", судом сделан вывод о недоказанности антимонопольным органом нарушения ст. 15, 16 Закона о защите конкуренции в действиях администрации Качканарского городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 8 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Из содержания оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что администрации Качканарского городского округа вменяется в вину нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в невнесении сведений об автомобильной дороге, пролегающей к полигону твердых бытовых и промышленных отходов ООО "Поток" в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности Качканарского городского округа; передаче в аренду ООО "Энергия" по договору от 30.04.2010 N 12 земельного участка с пролегающей по нему автомобильной дорогой протяженностью 800 м, по которой осуществляется подъезд транспорта на полигон твердых бытовых и промышленных отходов, принадлежащий ООО "Поток"; обязании ООО "Поток" восстановить проезд по дороге, пролегающей по земельному участку, арендованному ООО "Энергия" и разрушенной в результате действий самого арендатора, а также нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении с ООО "Энергия" согласованных действий по препятствованию ООО "Поток" в осуществлении предпринимательской деятельности путем передачи в аренду ООО "Энергия" по договору от 30.04.2010 N 12 земельного участка с кадастровым номером 66:48:0303001:65 площадью 113 455 кв.м с пролегающей по нему автомобильной дорогой протяженностью 800 м (с гравийным покрытием), по которой осуществляется подъезд транспорта на полигон твердых бытовых и промышленных отходов, принадлежащий ООО "Поток".
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Законом N 257-ФЗ, действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом и Законом об автомобильных дорогах (ч. 1 ст. 16 Закона N 257-ФЗ).
Суд первой инстанции исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе подлинник из материалов межевого дела N 48 (Инв. N 3-1480) по отводу земель МБУ "Управление городского хозяйства" (городская свалка твердых бытовых и промышленных отходов) г. Качканар, 1998 г., установил, что границы земельного участка с кадастровым номером 66:48:0303001:65 определены в соответствии с постановлением администрации г. Качканара от 08.04.1998 N 180. Площадь земельного участка составляет 113 455 кв.м, разрешенное использование - эксплуатация свалки твердых бытовых и промышленных отходов, категория земель - земли населенных пунктов. Земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет в существующих границах 25.03.2004.
При этом ни в кадастровом паспорте (плане земельного участка), ни в самом межевом деле сведений о наличии на участке автомобильной дороги отсутствуют.
Судом также установлено, что по состоянию на 01.01.2013 сведения об автомобильной дороге к земельному участку ООО "Поток" в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения отсутствуют, в реестре муниципальной собственности Качканарского городского округа учетные записи в отношении такого объекта недвижимости не произведены, решений об отводе земельного участка для проектирования строительства автодороги не принималось, договор аренды не заключался, решения о разрешении строительства и ввода в эксплуатацию автодороги не принимались, сведения о земельном участке под автодорогой в Едином кадастре недвижимости отсутствуют.
С учетом установленных обстоятельств судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что спорная накатанная дорога, пролегающая к полигону твердых бытовых и промышленных отходов ООО "Поток" и находящаяся на территории арендуемого ООО "Энергия" земельного участка не является автомобильной дорогой в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 257-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено, что спорная дорога образовалась в результате наката автомашинами, перевозившими мусор на городскую свалку.
В отсутствие в материалах дела доказательств проектирования и строительства автомобильной дороги в соответствии с Градостроительным кодексом и Законом N 257-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорная дорога не является самостоятельной недвижимой вещью, представляет собой улучшение земельного участка, заключающееся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком, в связи с чем является неотъемлемой составной частью земельного участка, на котором она расположена (аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09 и от 17.01.2012 N 4777/08).
Таким образом, спорная дорога не подлежит включению в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, поскольку таковой не является.
Доказательств обратного антимонопольным органом в порядке ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлено.
Из материалов дела следует, что основанием для заключения с ООО "Энергия" договора аренды имущественного комплекса от 30.04.2010 N 12 являлся результат открытого конкурса на право заключения договора аренды имущественного комплекса, организованного и проведенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа.
Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 11.08.2010 (запись о регистрации N 66-66-24/032/2010-114).
Поскольку земельный участок, переданный в аренду ООО "Поток", был сформирован в 1998 г., с момента формирования существующие границы, площадь, разрешенное использование земельного участка не изменялись, а также, учитывая отсутствие на нем автомобильной дороги в понимании Закона N 257-ФЗ, указанная дорога не могла быть включена администрацией Качканарского городского округа в конкурсную документацию при проведении торгов на право заключения договора аренды имущественного комплекса, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 66:48:0303001:65, и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должна следовать судьбе этого земельного участка.
В связи с этим передача в аренду ООО "Энергия" по договору от 30.04.2010 N 12 земельного участка с пролегающей по нему автомобильной дорогой протяженностью 800 м, по которой осуществляется подъезд транспорта на полигон твердых бытовых и промышленных отходов, принадлежащий ООО "Поток", не противоречит ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Доказательств согласованности действий администрации Качканарского городского округа и ООО "Энергия" по препятствованию ООО "Поток" в осуществлении предпринимательской деятельности, выразившихся в передаче
в аренду ООО "Энергия" по договору от 30.04.2010 N 12 указанного земельного участка, антимонопольным органом не представлено.
То обстоятельство, что ООО "Поток" для проезда на принадлежащий ему полигон ТБО пришлось использовать иную дорогу, не проходящую через земельный участок, переданный в аренду ООО "Энергия", не может быть расценен как препятствование в осуществлении предпринимательской деятельности.
Судебными актами по делу N А60-24540/2012 ООО "Поток" отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий администрации Качканарского городского округа по отказу в установлении публичного сервитута на спорном земельном участке. При этом судом установлена возможность проезда ООО "Поток" на полигон ТБО, минуя участок ООО "Энергия".
Иных доказательств препятствования ООО "Поток" в осуществлении предпринимательской деятельности антимонопольным органом не представлено.
В рассматриваемом случае, поскольку передача в аренду спорного земельного участка произведена по результатам проведенного конкурса, автомобильная дорога в понимании Закона N 257-ФЗ на указанном земельном участке отсутствует, а ООО "Поток" не лишено возможности осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием иных путей подъезда к своему земельному участку, постольку основания для признания действий администрации Качканарского городского округа нарушающими ст. 15, 16 Закона о защите конкуренции у антимонопольного органа отсутствовали.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования и признаны недействительными вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14.01.2013 по делу N 36 предписание и решение в части пунктов 1, 3.
Доводы антимонопольного органа и ООО "Поток", приведенные в апелляционных жалобах, выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают несогласие с ними. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ООО "Поток". Излишне уплаченная ООО "Поток" по платежному поручению от 06.09.2013 N 502 государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 333.40 Налогового кодекса российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 августа 2013 года по делу N А60-13836/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Поток" (ОГРН 1026601126287, ИНН 6615000704) из федерального бюджета излишне уплаченную платежному поручению от 06.09.2013 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13836/2013
Истец: Администрация Качканарского городского округа
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: Дума Качканарского городского округа, ООО "Агрофирма "Северная", ООО "Поток", ООО "Уралбройлер-Екатеринбург", ООО "Энергия"