г. Пермь |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А50-11371/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114): Белкина Т.А., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 06.05.2013 (т. 2 л.д. 109),
от заинтересованного лица конкурсного управляющего Чувашева Александра Николаевича: Чувашев А.Н., предъявлен паспорт; Карабаналов С.С., предъявлен паспорт, доверенность от 03.04.2013,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица конкурсного управляющего Чувашева Александра Николаевича
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 августа 2013 года по делу N А50-11371/2013,
принятое судьей Мухитовой Е.М.,
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
к конкурсному управляющему Чувашеву Александру Николаевичу
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении конкурсного управляющего Чувашева Александра Николаевича (далее - конкурсный управляющий Чувашев А.Н.) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.08.2013 заявленные требования удовлетворены, конкурсный управляющий Чувашев А.Н. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.14.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 2 500 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, конкурсный управляющий обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, при этом ссылается на то, что вопрос о правомерности отражения в отчетах конкурсного управляющего сведений о размере и стоимости имущества, включенного в конкурсную массу ООО "Бустер", ранее исследовался Арбитражным судом Пермского края в рамках дела N А50-30655/2009 при рассмотрении жалобы уполномоченного органа на действия конкурсного управляющего, определением Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2012 по делу N А50-30655/2009 установлено, что в отчетах конкурсного управляющего, начиная с отчета 21.02.2012, указаны достаточные сведения о размере и стоимости имущества, включенного в конкурсную массу ООО "Бустер", также конкурсный управляющий приводит доводы об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие иной задолженности ООО "Бустер", сведения о которой не были отражены в отчете конкурсного управляющего. Кроме того, конкурсный управляющий не согласен с выводами о том, что им не проводятся мероприятия по истребованию имущества и первичной документации, касающейся деятельности должника у предыдущего конкурсного управляющего, по поиску, выявлению и возврату имущества должника, находящегося у третьих лиц. Также, по мнению конкурсного управляющего, жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы России в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ не может быть отнесена к числу поводов для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.13 КоАП РФ.
Присутствовавшие в судебном заседании конкурсный управляющий Чувашев А.Н. и его представитель поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Административный орган с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; ссылается на наличие в действиях конкурсного управляющего состава административного правонарушения; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермского края от 27.01.2010 по делу N А50-30655/2009 ООО "Бустер" признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, в отношении должника открыта процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим должника утверждена Власова Л.Н. (т. 1 л.д. 53-55).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 05.10.2011 конкурсный управляющий Власова Л.Н. освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Бустер", конкурсным управляющим утвержден Чувашев А.Н. (т. 1 л.д. 57-58).
13.06.2013 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении конкурсного управляющего Чувашева А.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.14.13 КоАП РФ (т. 1 л.д. 12-18), в котором указано, что конкурсным управляющим допущены следующие нарушения требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)":
- в нарушение ст. 131, п. 2 ст. 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в отчете арбитражного управляющего от 20.12.2012 в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества, о ходе реализации и результатах оценки имущества" дебиторская задолженность указана не в полном объеме;
- в нарушение п. 2 ст. 129, п. 2 ст. 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", п. 3 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 и Типовых форм, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 14.08.2003 N 195, в отчете конкурсного управляющего от 20.12.2012 не отражены сведения об инвентаризации имущества должника, об оценке имущества должника, которые были проведены конкурсным управляющим Власовой Л.Н.
На основании ст. 23.1 КоАП РФ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении конкурсного управляющего Чувашева А.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях конкурсного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет.
В п. 4 ст. 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с п. 1 ст. 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В отчете конкурсного управляющего должны содержаться следующие сведения: о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества; о размере денежных средств, поступивших па основной счет должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда (п. 2 ст.143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Согласно ст. 131 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Административный орган полагает, что в отчете арбитражного управляющего от 20.12.2012 в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества, о ходе реализации и результатах оценки имущества" дебиторская задолженность указана не в полном объеме; не отражены сведения об инвентаризации имущества должника, об оценке имущества должника, которые были проведены конкурсным управляющим Власовой Л.Н., поскольку дебиторская задолженность должника отражена лишь в размере 496 000 руб., что составляет 0,9% от балансовой стоимости активов должника, в то время как решением Арбитражного суда Пермского края от 27.01.2010 по делу N А50-30655/2009 из представленного промежуточного ликвидационного баланса было установлено, что балансовая стоимость активов должника равна 52 241 000 руб., при этом, свыше 67% активов должника приходится на дебиторскую задолженность; согласно отчету конкурсного управляющего Власовой Л.Н. от 04.05.2010, представленному уполномоченным органом, следует, что дебиторская задолженность должника, в отношении которого конкурсным управляющим предъявлены требования о взыскании, составляет 26 377 000 руб.
Действительно, в соответствии с п. 6 ст. 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в отчете конкурсного управляющего ООО "Бустер" Чувашева А.Н. от 20.12.2012 в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе реализации и результатах оценки имущества должника", отражена дебиторская задолженность в сумме 496 000 руб., в то время как из отчета предыдущего конкурсного управляющего Власовой Л.Н. от 04.05.2010, следует, что дебиторская задолженность должника, в отношении которого конкурсным управляющим предъявлены требования о взыскании, составляет 26 377 000 руб.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что отчет конкурсного управляющего ООО "Бустер" Чувашева А.Н. не соответствует принципам полноты и достоверности, а также с выводом о наличии в действиях арбитражного управляющего Чувашева А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в ходе производства по делу об административном правонарушении арбитражным управляющим Чувашевым А.Н. представлены письменные пояснения (т. 1 л.д. 47-50), в которых конкурсный управляющий указывает, в частности на то, что в отчете конкурсного управляющего от 20.12.2012 в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества, о ходе реализации и результатах оценки имущества" отражены полностью повторяющиеся сведения, указанные в отчетах конкурсного управляющего Чувашева А.Н., начиная с отчета от 21.02.2012, и уполномоченный орган был ознакомлен с этими отчетами на соответствующих собраниях кредиторов; определением Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2012 по делу N А50-30655/2009 установлено, что в отчетах конкурсного управляющего, начиная с отчета от 21.02.2012, указаны достаточные сведения о размере и стоимости имущества, включенного в конкурсную массу ООО "Бустер".
Однако данным доводам конкурсного управляющего административным органом и судом первой инстанции оценка не дана.
Между тем из содержания вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2012 по делу N А50-30655/2009 следует, что уполномоченный орган обращался с жалобой на действия конкурсного управляющего Чувашева А.Н., выразившегося в невключении в отчет от 10.01.2012 раздела "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества, о ходе реализации и результатах оценки имущества", при этом уполномоченный орган также ссылался на то, что конкурсная масса была сформирована, что следует из отчета предыдущего конкурсного управляющего Власовой Л.Н. Арбитражный суд отказал в удовлетворении жалобы уполномоченного органа на действия конкурсного управляющего Чувашева А.Н., при этом указал, что данные сведения включены конкурсным управляющим по все последующие отчеты, начиная с 21.02.2012.
Из материалов настоящего дела о привлечении арбитражного управляющего Чувашева А.Н. к административной ответственности видно, что в отчете конкурсного управляющего от 20.12.2012 (т. 1 л.д. 32-44) отражены сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества, о ходе реализации и результатах оценки имущества, аналогичные сведениям, указанным в отчете конкурсного управляющего Чувашева А.Н. от 21.02.2012 (т. 1 л.д. 132-141), согласно которым в конкурсную массу ООО "Бустер" включено имущество и дебиторская задолженность балансовой стоимостью 35 662 000 руб., рыночной стоимостью 22 473 000 руб., в том числе сведения о дебиторской задолженности в размере 496 000 руб. на основании данных о документально подтвержденной дебиторской задолженности.
Ссылка административного органа на то, что в настоящем деле конкурсной управляющий Чувашев А.Н. привлекается к административной ответственности за неуказание спорных сведений в отчете от 21.12.2012, а не в отчетах, начиная с 21.02.2012, о котором идет речь в определении Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2012 по делу N А50-30655/2009, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку как указано выше, в отчете конкурсного управляющего от 20.12.2012 отражены сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества, о ходе реализации и результатах оценки имущества, аналогичные сведениям, указанным в отчете от 21.02.2012.
При этом в материалах настоящего дела о привлечении арбитражного управляющего Чувашева А.Н. к административной ответственности административным органом не представлено доказательств наличия иной дебиторской задолженности, подтвержденной документально, сведения о которой не был отражены конкурсным управляющим в указанных отчетах.
Доводы административного органа о том, что конкурсный управляющий Чувашев А.Н. должен был включить в отчет от 20.12.2012 дебиторскую задолженность в размере 67% от балансовой стоимости с расшифровкой о дальнейшей судьбе дебиторской задолженности, то есть о дальнейшей ее реализации или списании, а также сведения об инвентаризации имущества должника, об оценке имущества должника, которые указаны предыдущим конкурсным управляющим Власовой Л.Н. в отчете от 04.05.2010, судом апелляционной инстанции также отклоняются, поскольку правомерность указания конкурсным управляющим Чувашевым А.Н. спорных сведений именно в том объеме, в каком они включены в отчет от 21.02.2012 (и соответственно, в отчет от 20.12.2012) подтверждена вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2012 по делу N А50-30655/2009, данные доводы фактически направлены на переоценку обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом, что, по мнению суда апелляционной инстанции, недопустимо при рассмотрении административным органом аналогичной жалобы уполномоченного органа.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для признания наличия в действиях конкурсного управляющего Чувашева А.Н. нарушений п. 2 ст. 129, ст. 131, п. 2 ст. 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", п. 3 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 и Типовых форм, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 14.08.2003 N 195, не имеется.
Исследовав представленные в дело документы, оценив их по правилам ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом в действиях конкурсного управляющего Чувашева А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.13 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.1, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 августа 2013 года по делу N А50-11371/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю требований отказать.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11371/2013
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ПК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Ответчик: Чувашев Александр Николаевич