г. Москва |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А40-81430/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ВАЛАР"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2013 по делу N А40-81430/13, принятое судьей Кузиным М.М. (149-771)
по заявлению ООО "ВАЛАР" (ОГРН 1045005507535, 141006, Московская обл., Мытищи, ул. Белобородова, 2)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (ОГРН 1037704036974, 119019, Москва, Новый Арбат, д.11, к.1 а/я 210)
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Кучерявых Д.Г. по дов N 130 от 10.10.2013; |
от ответчика: |
Камышов Д.А. по дов. N 05-08-212/13 от 22.01.2013; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВАЛАР" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (далее - ответчик, административный орган) от 18.06.2013 N 0204-9/2013/1 о привлечении к административной ответственности по ст. 4.42 КоАП г. Москвы.
Решением от 30.08.2013 Арбитражным судом г. Москвы в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов ссылается на процессуальные нарушения, допущенные административным органом в ходе проведении проверки, а также на отсутствие состава вменяемого обществу правонарушения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из фактических обстоятельств дела, 21.05.2013 сотрудниками административного органа в ходе осуществления государственного экологического контроля установлено, что на АЗС ООО "ВАЛАР" расположенной по адресу: Москва, Открытое ш., д.14Г, стр.1, в процессе хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления (далее -отходы).
В соответствии с Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АЗС ООО "ВАЛАР" расположенной по адресу: Москва, Открытое ш., д.14Г, стр.1, утверждены годовые нормативы образования отходов производства и потребления в количестве 8,202 тонны на 11 наименований отходов I, III и IV классов опасности. На каждый вид отходов образующихся в процессе хозяйственной деятельности на АЗС ООО "ВАЛАР" расположенной по адресу: Москва, Открытое ш., д. 14Г, стр. 1, имеются паспорта опасных отходов.
Согласно приложению N 1 Договора от 01.08.2012 N 491 ООО "Экопром" оказывает услуги ООО "ВАЛАР" по транспортировке и размещению отходов I-V классов опасности.
Согласно приложению N 2 Договора на сбор, вывоз и утилизацию (переработку) отходов от 01.01.2013 N 002/13 ООО "Лидер Сервис" осуществляет сбор, транспортировку и утилизацию отходов на АЗС ООО "ВАЛАР" расположенной по адресу: Москва, Открытое ш., д.14Г, стр.1. Журнал учета образования, использования, обезвреживания, передачи и получения от других лиц, размещения отходов ООО "ВАЛАР", подтверждает образование отходов на АЗС расположенной по адресу: Москва, Открытое ш., д.14Г, стр.1.
Однако в нарушение п.4.6.2 постановления Правительства Москвы от 12.12.2006 N 981-ГШ "Об единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках", открытая площадка временного хранения отходов производства потребления, на АЗС ООО "ВАЛАР" расположенной по адресу: Москва, Открытое ш., д.14Г, стр.1. не загорожена забором или сеткой-рабица.
Пунктом 1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" установлено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды в городе Москвы.
Из постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" следует, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы имеет полномочия по рассмотрению, ведению административных дел в области охраны окружающей среды города Москвы, а также вынесению Постановления за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Оспариваемым постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 18.06.2013 N 0204-9/2013/1 ООО "ВАЛАР" привлечено к административной ответственности по ст.4.42 КоАП г. Москвы.
Статьей 4.42 КоАП г. Москвы установлена административная ответственность за нарушение экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов.
В соответствии со ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно ст.7 Закона N 68 производители отходов - субъекты хозяйственной и иной деятельности при осуществлении деятельности по обращению с отходами обязаны в том числе выполнять мероприятия по складированию, консервации и сохранению отходов, которые временно не используются.
При этом временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил (п.3 ст.8 Закона N 68).
Кроме того, хранение вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, должно осуществляться в условиях, исключающих потерю их ценных качеств (п.4 ст.10 Закона N 68).
Согласно п.3.1 постановления Правительства Москвы от 12.12.2006 г. N 981-ПП "Об утверждении единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями - природопользователями города Москвы на занимаемых участках" (далее - Правила) временное хранение отходов производства и потребления на территории природопользователей города Москвы осуществляется в случае невозможности их своевременного использования в последующем технологическом цикле по причине отсутствия соответствующих технологий и/или производственных мощностей, при необходимости накопления отходов для формирования транспортной партии в целях передачи сторонним организациям, а также при ликвидации последствий техногенных аварий или природных явлений.
В зависимости от объема образования отходов производства и потребления размера и конфигурации территории, а также локализации производственных процессов сбор и временное хранение отходов могут осуществляться в местах их образования (по цеховому принципу) или централизованно.
Хранение отходов производства и потребления - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.
Согласно п.3.3. Правил временное хранение отходов производства и потребления может осуществляться: на производственной территории природопользователей, являющихся производителями отходов; на территориях приемных пунктов сбора вторичного сырья; на территориях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию отходов.
На основании п.3.3. Правил для целей временного хранения отходов производства и потребления могут использоваться: закрытые площадки временного хранения отходов (производственные, вспомогательные, стационарные и/или временные помещения); открытые площадки временного хранения отходов; технологические емкости и резервуары.
В соответствии п.4.1. Правил временное хранение отходов производства и потребления на территориях природопользователей осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этой цели местах (на площадках временного хранения отходов).
В силу п.4.4. Правил для временного хранения отходов производства и потребления могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и/или закрытые площадки.
Согласно п.4,6. Правил временное хранение отходов производства и потребления в пределах открытой площадки может осуществляться при условии соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и гигиенических нормативов. На открытой площадке могут храниться отходы IV-V классов опасности для окружающей природной среды или более высокого класса в специальной герметично закрывающейся таре.
На основании п.4.6.2. Правил открытая площадка временного хранения отходов производства и потребления должна: располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; быть загорожена забором или сеткой-рабица для предотвращения доступа посторонних лиц; иметь твердое водонепроницаемое покрытие (асфальтовое, бетонное, железобетонное, керамзитобетонное и др.); спланирована так, чтобы участок складирования отходов был защищен от подтопления поверхностными водами. При необходимости перехвата дождевых и паводковых вод по границе площадки проектируется водоотводный лоток, ограждение или обваловка.
Согласно п.4.8. Правил тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью предотвращать утечку и/или рассыпание отходов производства и потребления, обеспечивать их сохранность при хранении. Тара должна быть изготовлена из материала, устойчивого к воздействию данного вида отхода и его отдельных компонентов, атмосферных осадков, перепадов температуры и прямых солнечных лучей.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение указанных норм действующего законодательства открытая площадка временного хранения отходов производства потребления, на АЗС ООО "ВАЛАР" не загорожена забором или сеткой-рабица.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный положениями ст.ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюден. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
Довод апелляционной жалобы о том, что только законный представитель юридического лица вправе получить копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, отклоняется судом апелляционной инстанции как не обоснованный, поскольку представитель Попова Е.И. осуществляла полномочия на основании доверенности от 23.05.2013 N 66, выданной законным представителем ООО "ВАЛАР" В.А. Костюк, на представление интересов общества в административном органе.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что порядок привлечения заявителя к административной ответственности не нарушен.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 данной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о доказанности факта совершения обществом вмененного ему правонарушения. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2013 по делу N А40-81430/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-81430/2013
Истец: ООО "ВАЛАР"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы